г. Владивосток |
Дело |
22 сентября 2011 г. |
N А51-7144/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Якушева Т.А. по доверенности от 23.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 1242;
от дачного некоммерческого товарищества "Акация": Сухорукова О.С. по доверенности от 23.08.2011 сроком действия 1 год, паспорт; Ермоленских И.В. по доверенности от 25.02.2011 сроком действия до 31.12.2011, паспорт;
Управление лесным хозяйством Приморского края не явилось, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5985/2011
на решение от 25.07.2011
судьи Н.Л. Бибик
по делу N А51-7144/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Акварель" (ИНН 2539112861, ОГРН 1112539001079)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третье лицо: Управление лесным хозяйством Приморского края о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Акварель" (далее - заявитель, ДНТ "Акварель", ДНТ, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, департамент) о признании незаконным отказа департамента от 07.04.2011 N 29/06/02-14/4771 в предоставлении товариществу в аренду для ведения дачного хозяйства испрашиваемого земельного участка площадью 250000 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе СНТ "Орбита", об обязании департамента в течение 7 дней направить заявление товарищества в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также об обязании департамента издать распоряжение о предоставлении земельного участка заявителю в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка.
Определением от 23.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление лесным хозяйством по Приморскому краю (далее - управление).
Решением от 25.07.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что заявителем в уполномоченный орган были представлены все документы, необходимые для надлежащего рассмотрения заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
На решение суда от 25.07.2011 департаментом подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных ДНТ "Акация" требований отказать. Департамент ссылается на то, что спорный участок относится к землям лесного фонда (леса первой группы), является федеральной собственностью, и департамент не уполномочен им распоряжаться. Также ответчик указывает на то, что в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа испрашиваемые земельные участки не относятся к фонду перераспределения земель. Кроме того, товариществом не представлены список членов, утвержденный органом местного самоуправления, и оригинал протокола общего собрания членов товарищества. При этом товарищество не обосновало площадь испрашиваемого земельного участка.
Третье лицо - Управление лесным хозяйством Приморского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции департамент поддержал доводы апелляционной жалобы.
ДНТ "Акварель" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, решение суда просит оставить в силе. Указание департамента на то, что спорный участок относится к землям лесного фонда, товарищество считает не соответствующим действительности. Запрошенные департаментом документы считает не предусмотренными положениями статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Полагает, что расчет запрашиваемой площади земельного участка произведен с учетом рельефа местности, водоохраной и других зон.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
23.03.2011 ДНТ "Акварель" обратилось в департамент с заявлением (вх. N 29-6307) о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 250000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке в районе СНТ "Орбита", для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства с правом возведения жилых домов с правом регистрации в нем.
Письмом от 07.04.2011 исх. N 29/06/02-14/4771 департамент отказал в предоставлении земельного участка в связи с его нахождением на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества, а также непредставлением списка членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления, и оригинала протокола общего собрания членов товарищества, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка.
Не согласившись с решением департамента от 07.04.2011 N 29/06/02-14/4771 об отказе в предоставлении товариществу в аренду для ведения дачного хозяйства испрашиваемого земельного участка, ДНТ "Акварель" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дачное некоммерческое товарищество "Акварель" создано как юридическое лицо 24.02.2011 с присвоением в ЕГРЮЛ основного государственного регистрационного номера 1112539001079. Согласно устава товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан, созданной в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
Товарищество как юридическое лицо в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом.
С заявлением о предоставлении земельного участка товарищество обратилось после регистрации его в качестве юридического лица в соответствии со статьей Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ. В связи с этим настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Спорный земельный участок площадью 250000 кв.м., расположенный в г. Владивостоке в районе СНТ "Орбита", испрашивался ДНП для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, принятию решения о предоставлении земельного участка (либо отказа в его предоставлении) предшествует обязательное предоставление в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка.
Совершение указанных действий в срок, определенный пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па полномочия по распоряжению такими участками были возложены на комитет по управлению государственным имуществом Приморского края (в настоящее время - департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края).
Материалами дела установлено, что ДНП "Акация" обратилось в установленном законом порядке в департамент с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ, приложив пакет необходимых документов.
Ссылку департамента как основание для отказа в представлении участка на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда и является федеральной собственностью, коллегия находит несостоятельной в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа.
Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р, которым все леса Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду первой группы лесов, утратило силу.
Имеющееся в материалах дела письмо КГУП "Приморское лесничество" от 25.04.2011 N 471 (л.д. 91) не является доказательством отнесения спорного участка к землям лесного фонда и соответственно федеральной собственности. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 Земельного кодекса РФ и статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка. Таких доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Между тем на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Департамент, не располагая схемой испрашиваемого ДНП земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не имел достаточных оснований для вывода о расположении испрашиваемого заявителем участка на территории городских лесов.
Собственность Российской Федерации на спорный земельный участок также не зарегистрирована.
В связи с этим коллегией отклоняется ссылка заявителя апелляционной жалобы на часть 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, департамент не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, Сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 83) заявителем испрашивается земельный участок в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Согласно статьям 19 и 23 вышеназванных Правил к зоне Ж-1 относятся территории, предназначенные, в том числе, для садоводства и ведения дачного хозяйства. К основным видам разрешенного использования земельных участков к такой зоне относятся в том числе: индивидуальные жилые дома; жилые дома блокированной застройки; садоводство; ведение дачного хозяйства; сады, скверы, парки, бульвары.
Цель использования испрашиваемого товариществом земельного участка соответствует предназначению зоны Ж-1.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что испрашиваемые товариществом земельные участки не относятся к фонду перераспределения земель коллегией отклоняется как несостоятельный.
В соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, который формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.
Статьей 81 Земельного кодекса РФ определено, что порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Таким образом, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Другое толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Ответчиком не опровергнуто, что в городе Владивостоке отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения земель не сформирован, однако с учетом выводов, изложенных выше, данное обстоятельство не является безусловным основанием для отказа.
Ссылка департамента в оспариваемом отказе на непредставление товариществом списка его членов, утвержденного органом местного самоуправления, коллегией отклоняется как несостоятельная, поскольку список членов товарищества был представлен заявителем в департамент, а статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ требование об утверждении списков членов товарищества органом местного самоуправления не предусмотрено.
Требование департамента о предоставлении оригинала протокола общего собрания членов ДНТ, подписанного всеми членами объединения являлось незаконным, поскольку статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ не предусмотрено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает норму, утвержденную на территории г. Владивостока для ведения дачного хозяйства Федеральным законом от 30.04.2003 N 53-КЗ, коллегией отклоняется как неправомерный, поскольку данный Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства в собственность, в то время как спорный земельный участок испрашивался товариществом как юридическим лицом в аренду.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно, с учетом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, удовлетворил требования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищество "Акварель" и признал незаконным отказ департамента от 07.04.2011 N 29/06/02-14/4771 в предоставлении товариществу испрашиваемого земельного участка площадью 250000 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе СНТ "Орбита", как несоответствующий Земельному кодексу РФ, обязав департамент в течение 7 дней направить заявление товарищества в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
В части требования заявителя о применении последствия незаконности отказа департамента в виде обязания департамента издать распоряжение о предоставлении земельного участка заявителю в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка, суд правомерно указал, что в силу статьи 34 Земельного кодекса РФ вопрос о возможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка решается после предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, департаментом с учетом всех обстоятельств.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2011 по делу N А51-7144/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7144/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество Акварель
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Управление лесным хозяйством ПК, Управление лесным хозяйством Приморского края