г. Хабаровск
19 сентября 2011 г. |
N 06АП-3749/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.
судей Иноземцева И.В., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Магадана "Городская поликлиника N 1"
на решение от 28.06.2011
по делу N А37-713/2011
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Поповой В.Д.
по иску муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Магадана "Городская поликлиника N 1"
к военному комиссариату Магаданской области
о взыскании 316 765,87 рублей
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Магадана "Городская поликлиника N 1" (ОГРН 1024900953450) (далее - МБУЗ "Городская поликлиника N 1) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области о взыскании с военного комиссариата Магаданской области (ОГРН 1034900022112) (далее - военный комиссариат) 316 765,87 рублей, составляющие: сумму среднего заработка врачей-специалистов и среднего медицинского персонала за выполнение работ по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу - 97 557,21 рублей и сумму страховых взносов - 219 208,66 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
До принятия судебного акта истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования, отказавшись от взыскания суммы среднего заработка. Просил взыскать страховые взносы в размере 238 360,78 рублей.
Уточнения приняты судом к рассмотрению.
Решением от 28.06.2011 в удовлетворении иска отказано.
В своей апелляционной жалобе МБУЗ "Городская поликлиника N 1" просит отменить судебный акт и принять новый, которым удовлетворить заявленные требования в уточненной сумме.
По мнению заявителя жалобы, исходя из буквального толкования постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, военный комиссариат обязан компенсировать МБУЗ "Городская поликлиника N 1" помимо среднего заработка сумму страховых взносов, поскольку иных источников финансирования по данным видам выплат не предусмотрено.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик не согласился с ее доводами, указав, что привлекаемые в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ медицинские работники исполняют государственную обязанность, а не трудовую функцию, обусловленную трудовым договором, в связи с чем военный комиссариат обязан возместить таким работникам только сумму среднего заработка.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени слушания апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 АПК РФ, своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 11.01.2011 между МБУЗ "Городская поликлиника N 1 (исполнитель) и военным комиссариатом (заказчик) заключен договор, в соответствии с которым заказчик поручает и компенсирует расходы по оплате труда, выплаченной врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за выполнение работ по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу, а исполнитель принимает на себя обязательства по проведению и оплате работ по осуществлению первичного воинского учета и призыва на военную службу на территории муниципального образования "Город Магадан" согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и "Положению о воинском учете", утвержденному постановлением правительства РФ от 27.11.2006 N 719.
Компенсация расходов производится на основании пункта Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (пункт 3.2 договора).
Срок действия договора установлен с 11.01.2010 по 31.12.2010 (пункт 5.1 договора).
Во исполнение договора МБУЗ "Городская поликлиника N 1" направило врачей-специалистов и медицинских сестер для участия в медицинском освидетельствовании лиц, призываемых на военную службу и военнослужащих, и провел медицинское освидетельствование данных лиц.
Военным комиссариатом произведена выплата персоналу поликлиники заработной платы за 2010 год в виде компенсации.
Ссылаясь на обязанность ответчика оплатить страховые взносы, начисленные истцом своим работникам в сумме 238 360,78 рублей, МБУЗ "Городская поликлиника N 1" обратилось за их взысканием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца не основано на правовых нормах, поскольку суммы среднего заработка, перечисленные ответчиком, являются компенсационными выплатами, а уплата истцом страховых взносов обязательна независимо от участия медицинских работников в деятельности комиссариата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федеральным закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы с выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила).
В силу пункта 2 указанных Правил подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также расходы, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимается денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статья 170 Трудового кодекса РФ возлагает на работодателя обязанность по освобождению работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица в виде компенсации, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку военный комиссариат не является в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, а суммы, выплаченные ответчиком, являются компенсационными выплатами, обязанность по оплате страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
В силу вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях, связанных с призывом граждан на военную службу, и дополнительных расходов, кроме указанной выплаты за период их участия в призывной кампании для ответчика не создают.
Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна для работодателя (страхователя) независимо от участия работников в деятельности военкомата.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.
В этой связи доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и подлежащими отклонению.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 28.06.2011 по делу N А37-713/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-713/2011
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения г. Магадана "Городская поликлиника N 1", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Магадана "Городская поликлиника N 1"
Ответчик: Военный комиссариат Магаданской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Магаданской области, Министерство финансов РФ, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ Российской Федерации