20 сентября 2011 г. |
Дело N А64-2878/2011 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2011 г..
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Суховой И.Б.,
Фёдорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой Л.А.,
при участии:
от Администрации города Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова: Кубриковой В.А., представителя по доверенности от 15.08.2011 г.,
от ФГУП "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России": Прилепской Н.В., представителя по доверенности от 12.01.2011 г..,
от ТУФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ТУФА по управлению государственным имуществом в г.Москве: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.07.2011 г.. по делу N А64-2878/2011 (судья Белоусов И.И.) по иску ФГУП "Почта России " в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России",г.Тамбов (ОГРН 1037724007276 ИНН/КПП 7724261610/772401001) к Администрации города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова о признании права хозяйственного ведения, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве.
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - Филиал ФГУП "Почта России" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д.21, общей площадью 276,6кв.м.
Впоследствии, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец уточнил технические данные объекта недвижимости, в связи с чем просил признать право хозяйственного ведения на следующие нежилые помещения: помещение N 41 (комнаты 1-10, 12-13) площадью 107,5 кв.м; помещение N 43 (комнаты 1-7, 9-10) площадью 159,97кв.м, общей площадью 267,47 кв.м , расположенные в здании по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д.21.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.07.2011 г.. по делу N А64-2878/2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения к жалобе), в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.07.2011 г.. по делу N А64-2878/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание апелляционного суда 13.09.2011 г.. не явились представитель третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве.
Через канцелярию апелляционного суда от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также просит рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова поддержал доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения к жалобе), полагая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель ФГУП "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России" возражал в отношении доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия апелляционного суда не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 15.07.2011 г.. по делу N А64-2878/2011 и удовлетворения апелляционной жалобы. При этом суд исходит из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФГУП "Почта России" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 г.. N 1227-р и является государственным предприятием, действующим на основании устава, утвержденного Министерством Российской Федерации по связи и информатизации Российской Федерации от 11.02.2003 г.. N ПР-П5-815.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе ГУ УФПС Тамбовской области. Пунктом 3 данного распоряжения установлено, что имущество ликвидируемых федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
Согласно распоряжению Министерства имущества Российской Федерации N 1006-р и распоряжению Министерства связи Российской Федерации N ЛР-П5-1511 от 01.03.2004 г.. федеральное имущество учреждений федеральной почтовой связи (в том числе, Управления федеральной почтовой связи по Тамбовской области) передано Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России".
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что вышеназванные спорные нежилые помещения используются им для размещения отделения почтовой связи непрерывно с 1954-1955гг., обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные доказательства, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Право собственности на принадлежащие государству до 21.01.1992 года объекты разграничено между государственным и муниципальным имуществом Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам исключительно федеральной собственности отнесены предприятия связи. В Приложении N 3 к Постановлению Верховного совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 в качестве объектов муниципальной собственности учреждения связи и занимаемые ими помещения не поименованы.
В силу статьи 24 Федерального закона "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Согласно статье 2 Федерального закона "О почтовой связи" здания, сооружения, нежилые помещения, используемые для оказания услуг почтовой связи, являются средствами почтовой связи.
Исходя из положений статей 113, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 3.1. Устава ФГУП "Почта России", имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе, между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества Предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает в силу статьи 299 ГК РФ у этого предприятия с момента передачи имущества. Согласно статье 224 ГК РФ имущество считается врученным с момента его фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Как усматривается из материалов дела, отделение почтовой связи располагалось в спорном помещении с 1953 года, что подтверждается протоколом заседания Исполнительного Комитета Тамбовского городского Совета народных депутатов трудящихся N 4 от 27.01.1953г. (том 1, л.д. 15), а также "Списком абонентов Тамбовской городской телефонной сети" 1986 года издания.
Доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что названные помещения выбывали из владения истца и на момент разграничения государственной собственности использовались по иному назначению, в том числе для муниципальных нужд, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что данный объект недвижимости относится к федеральной собственности в силу прямого указания закона, в связи с чем требования истца и признании права хозяйственного ведения в отношении названного помещения подлежат удовлетворению.
Обращаясь в суд с апелляционной жалобой, Администрация города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова ссылается, в том числе, на факт нахождения спорного нежилого помещения в муниципальной собственности, наличие между сторонами договора аренды, на основании которого истец занимает данное помещение, а также пропуск истцом срока исковой давности. Кроме того, заявитель указывает, что истцом в данном случае избран ненадлежащий способ защиты своего права.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
В рассматриваемом случае спорное недвижимое имущество в силу закона на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации на государственную и муниципальную собственность было отнесено к федеральной собственности и из указанной собственности не выбывало.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В связи с тем, что не являющееся собственником спорного имущества муниципальное образование, в нарушение статьи 209 ГК РФ, распорядилось указанным помещением, ссылка ответчика на заключенный между сторонами договор аренды не может быть принята во внимание.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права, также отклоняется апелляционным судом, в связи со следующим.
В силу положений пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" унитарное предприятие вправе обращаться в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, при этом суду надлежит установить, находится ли спорное имущество в государственной или в муниципальной собственности.
Обращение предприятия в суд с иском о признании права хозяйственного ведения направлено на восстановление принадлежащего ему права. Удовлетворение требований истца, в чьем владении находится спорное помещение, влечет восстановление нарушенного права федеральной собственности и права хозяйственного ведения предприятия в отношении заявленного объекта. Избранный предприятием способ судебной защиты соответствует разъяснениям, изложенным в пунктах 52, 58 и 59 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22.
Ссылка заявителя жалобы на то, что истцом пропущен срок исковой давности, подлежит отклонению, поскольку требование о признании права хозяйственного ведения заявлено в целях устранения нарушения прав лица, владеющего спорным имуществом, в связи с чем в силу положений статьи 208 ГК РФ исковая давность на данное требование не распространяется.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами, и не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, с учетом представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции и не находит правовых оснований для его отмены.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Администрация города Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Тамбова, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15 июля 2011 г.. по делу N А64-2878/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2878/2011
Истец: ФГУП "Почта России" в лице УФПС Тамбовской обл., ФГУП "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России"
Ответчик: Администрация г. Тамбова в лице Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов, Администрация г. Тамбова в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Тамбовской области, ТУФА по управлению государственным имуществом в г. Москве, ТУФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской обл.