г. Санкт-Петербург
23 сентября 2011 г. |
Дело N А56-544/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Дмитриевой И.А., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Криволаповым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13660/2011) Администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2011 по делу N А56-544/2011 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Водотеплоснаб"
к Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
3-и лица:
1. Совет депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
2. товарищества собственников жилья "Комфорт"
о взыскании 1 105 903 рублей 35 копеек
при участии:
от истца: Каликина В.Н., доверенность от 08.09.2011 N 25/Д;
от ответчика: Ворониной И.А., доверенность от 09.06.2011 N 848/01-06;
от 3-их лиц:
1. не явился, извещен;
2. Сигов В.М., доверенность от 28.03.2011 N 29;
установил:
Муниципальному предприятию "Водотеплоснаб" Всеволожского района Ленинградской области (ОГРН: 1024700560246, место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Межевая, д.6, далее - ОАО "Водотеплоснаб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Администрации Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (ОГРН: 1064703000911, место нахождения: 188640, Ленинградская обл, Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, далее - Администрация МО "Город Всеволожск" 1 105 903 рублей 35 копеек убытков, образовавшихся из-за разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги для снабжающей организации и населения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2011 присуждено к взысканию с Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу Открытого акционерного общества "Водотеплоснаб" 1 073 442 рублей 53 копеек в порядке возмещения убытков и 23 734 рубля 43 копейки возмещения расходов по госпошлине. Суд указал, что орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги. В результате принятия органом местного самоуправления соответствующих нормативных актов, межтарифная разница за поставленные ОАО "Водотеплоснаб" коммунальные ресурсы (водоснабжение и водоотведение) ТСЖ "Комфорт" составила 1 073 442 рублей 53 копеек убытков.
Администрация МО "Город Всеволожск" в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2011 отменить, в иске отказать в связи с отсутствием правовой базы и денежных средств в бюджете муниципального образования достаточных для покрытия убытков.
В судебном заседании представитель Администрация МО "Город Всеволожск" поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы.
Представители ОАО "Водотеплоснаб" и Товарищество собственников жилья "Комфорт" (далее - ТСЖ "Комфорт") просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Совет депутатов Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решением арбитражного суда от 10.06.2011 проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается письменными доказательствами и пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, между ОАО "Водотеплоснаб" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Комфорт" (абонент) заключен договор от 01.01.2005 N 304 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ. Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что расчеты за воду, израсходованную абонентом, и принятые сточные воды производятся согласно утвержденным в законном порядке тарифам I группы: 9,66 рублей за 1 куб. м питьевой воды и 9,72 рубля за 1 куб. м сточных вод.
Решениями Совета депутатов Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 95 от 19.12.2006, опубликованным в газете "Всеволожские вести" и N 25 от 23.03.2010 были установлены размеры платы за коммунальные услуги (в том числе за водоснабжение, канализацию) для населения, проживающего в границах муниципального образования "Город Всеволожск" на 2007, 2008, 2009 и 2010 годы. Размер платы установлен исходя из тарифов, определенных приказами Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) правительства Ленинградской области с учетом предельных индексов изменения размера платы населения за коммунальные услуги.
Приказами Комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области от 10.11.2006 N 113-п, от 09.11.2007 N 95-п, от 28.11.2008 N 140-п и от 20.11.2009 N 203-п ОАО "Водотеплоснаб" установлены тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для соответствующей группы потребителей на 2007, 2008, 2009 и 2010 годы.
Между указанными тарифами образовалась межтарифная разница. Размер платы, утвержденный нормативным правовым актом органа местного самоуправления, не восполняет собственных затрат ОАО "Водотеплоснаб" на оказание услуг. Средства для возмещения разницы в тарифах орган местного самоуправления ТСЖ "Комфорт" не выделил и ОАО "Водотеплоснаб" не возместил, что послужило основанием для обращения ОАО "Водотеплоснаб" в арбитражный суд с иском о возмещении убытков.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 октября 2007 года N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирного дома", из толкования во взаимосвязи пункта 1 статьи 135, подпункта 1 пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Органы ценообразования и бюджеты всех уровней, осуществляющие субсидирование, принимают свои решения независимо от волеизъявления сторон договоров, по которым регулируются цены. Поэтому вопросы о распределении рисков и покрытии выпадающих доходов должны решаться лицом, понесшим убытки, в рамках бюджетных правоотношений. На это обстоятельство обращает внимание Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16, 17 постановления от 22 июня 2006 г. N 23 о некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.02.2009 N 17). Пленум разъяснил, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, судам необходимо иметь в виду, что неисполнение обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам. Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. Установление тарифов на тепловую энергию, услуги по водоснабжению и водоотведению в соответствии с указанными нормами законодательства в отношении ОАО "Водотеплоснаб" отнесено к компетенции Комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области.
Размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, предложено одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществить до 31.12.2005 переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги. В результате принятия органом местного самоуправления соответствующих нормативных актов, межтарифная разница за поставленные истцом ТСЖ "Комфорт" коммунальные ресурсы (водоснабжение и водоотведение) составила 1 073 442 рубля 53 копейки.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с Уставом Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, полномочия по исполнению местного бюджета возложены на Администрацию соответствующего муниципального образования. Отсутствие бюджетного механизма возмещения убытков в правовых актах муниципального образования, не препятствует исполнению решения арбитражного суда в общем порядке, установленном для исполнения судебных актов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что межтарифная разница представляет собой убытки, причиненные ОАО "Водотеплоснаб" в результате неправомерного бездействия органа местного самоуправления - Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, выразившегося в необеспечении возмещения истцу экономически обоснованных затрат.
При таких обстоятельствах выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену судебного акта, не выявлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2011 по делу N А56-544/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-544/2011
Истец: ОАО "Водотеплоснаб"
Ответчик: ТСЖ "Комфорт"
Третье лицо: Администрация МО "Город Всеволожск" ВМР ЛО, Администрация МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Совет депутатов МО "Город Всеволожск" ВМР ЛО, Совет депутатов МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1302/11
09.09.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14152/13
04.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-544/11
04.02.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23410/12
02.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-544/11
28.06.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1302/11
15.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6676/12
20.03.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-544/11
31.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1302/11
23.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13660/11