г. Владивосток |
Дело |
27 сентября 2011 г. |
N А59-2311/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина
судей С.В. Шевченко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии: стороны не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-6099/2011
на решение от 05.08.2011 по делу N А59-2311/2011 Арбитражного суда Сахалинской области судьи В.Г. Карташовой
по иску государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул.Ленина, 69, А)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г.Москва, ул.Ильинка, 9, стр.1) в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области
о взыскании 44 318 руб. 04 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - ГУ - ОПФ РФ по Сахалинской области) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - МФ РФ) в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (далее - УФК по Сахалинской области) о возмещении в порядке регресса 44 318 руб. 04 коп. расходов, понесенных в связи с исполнением решений судов о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам, произведенных за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решением от 05.08.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ГУ - ОПФ РФ по Сахалинской области обратилось с апелляционной жалобой о его отмене и принятии по делу нового судебного акта. В обоснование жалобы заявитель указывает, что у истца отсутствовало финансирование на компенсацию расходов по проезду неработающих пенсионеров к месту отдыха и обратно, использовавшим своё право до 01.01.2005.
От УФК по Сахалинской области в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Решение арбитражного суда первой инстанции считает законным, обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции стороны явку представителей не обеспечили, в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ГУ - ОПФ РФ по Сахалинской области на основании решений судов общей юрисдикции по искам пенсионеров компенсировал расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно для неработающих пенсионеров, проживающих на территории Сахалинской области, в общей сумме 44 318 руб. 04 коп.
Расценив указанные расходы как убытки, истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь в обоснование исковых требований на статью 1069 ГК РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на то, что бюджетом Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период с 2009 и 2010 годов, а также в росписи расходов в бюджете ОПФ РФ по Сахалинской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов предусмотрена передача средств из федерального бюджета на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а доказательств недостаточности выделенных денежных средств не представлено.
С данным выводом суда апелляционная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 4520-1 источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии назван бюджет Российской Федерации, а для лиц, получающих пенсии - Пенсионный фонд РФ.
Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на Правительство РФ возложена обязанность до 01.09.1993 привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты.
Правительством Российской Федерации данные требования в установленный срок не исполнены, порядок компенсации расходов бюджетами разных уровней по рассматриваемым гарантиям принят не был.
Постановлением Правительства РФ N 572 от 11.08.1992, принятым во исполнение постановления 6 Съезда народных депутатов Российской Федерации от 21.04.1992 N 2707-1 "О социально-экономическом положении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусмотрено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статьей 7 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что законодательные акты Российской Федерации, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень законодательных актов, признанных утратившими силу в соответствии со статьей 2 этого Закона, действуют в части, не противоречащей Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 01.01.2000, не предусмотрен такой уровень бюджета, как бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.
Таким образом, в данном случае применению подлежит статья 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" о том, что источником компенсации расходов по выезду пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является Пенсионный фонд РФ.
В то же время положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Цели, на которые подлежат использованию средства Пенсионного фонда РФ, указаны в пункте 6 названного Положения, и не предусматривают компенсацию расходов на оплату выезда к месту отдыха и обратно пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Учитывая, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, в частности, федерального бюджета РФ, и направляются на строго определенные цели, то согласно действующему законодательству обеспечение исполнения Федерального закона о льготах для рассматриваемой категории граждан относится к компетенции Российской Федерации.
Поскольку доказательства передачи истцу ответчиком необходимых денежных средств из федерального бюджета в 2003 и 2004 годах, когда пенсионерами были понесены расходы, не представлены, фактически выплаченные пенсионерам истцом денежные средства на основании вступивших в законную силу судебных актов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подлежат компенсации.
Кроме того, удовлетворению подлежат требования истца в части взыскания судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением исковых заявлений граждан о взыскании расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно неработающих пенсионеров, проживающих в районах, приравненным к районам Крайнего Севера, так как указанные суммы установлены вступившими в законную силу судебными актами, оплачены истцом в полном объеме и являются расходами последнего, понесенными в связи с взысканием с него компенсаций, не профинансированных ответчиком, и на основании статей 16, 1064 ГК РФ подлежат взысканию.
Руководствуясь главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения письма от 17.09.2008 Министерства финансов Российской Федерации N 08-00-02-89 и Федерального казначейства N 42-7.1-15/9.2-423, убытки подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.08.2011 по делу N А59-2311/2011 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области за счет казны Российской Федерации в пользу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области 44 318 (сорок четыре тысячи триста восемнадцать) рублей 04 копейки в возмещение убытков.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2311/2011
Истец: Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области, ГУ-ОПФР по Сахалинской области
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Сахалинской обл.