г. Пермь
27 июля 2009 г. |
Дело N А50-5635/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нилоговой Т.С.,
судей Щеклеиной Л.Ю.,
Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (ООО "Таненлес"): не явился,
от заинтересованного лица (Агентство по природопользованию Пермского края): Жолобов Е.О., доверенность от 11.02.2009 г., паспорт,
от третьих лиц (Управление ФРС России по Пермскому краю в лице Чусовского отдела, ФГУ "Горнозаводский лесхоз", ГКУ "Горнозаводское лесничество"): не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заинтересованного лица - Агентства по природопользованию Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 мая 2009 года
по делу N А50-5635/2009,
принятое судьей Даниловой С.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Таненлес"
к Агентству по природопользованию Пермского края
о признании недействительным решения от 29.12.2008 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Таненлес" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения предмета требований - л.д. 119) о признании недействительным решения Агентства по природопользованию Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Агентство) от 29.12.2008 г. "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка", содержащего отказ в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 г. N 47 в связи с отсутствием его государственной регистрации и наличием задолженности по арендной плате, а также о возложении на Агентство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о переоформлении указанного договора аренды.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2009 г. (резолютивная часть решения объявлена 13.05.2009 г.) заявленные требования удовлетворены.
Агентство, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование жалобы ссылается на законность отказа в переоформлении договора аренды участка лесного фонда в связи с отсутствием его государственной регистрации, поскольку, по мнению апеллятора, из системного толкования ст.ст. 7, 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г., ст.ст. 5, 7 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 г., ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участок лесного фонда является недвижимым имуществом, которое подлежит государственной регистрации. Отмечает, что спорный договор аренды в установленном порядке не был зарегистрирован, соответственно, не является заключенным, в связи с чем, у Агентства не было правовых оснований для его переоформления.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Заявителем и третьими лицами, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представители не направлены, письменные отзывы на жалобу не представлены, что в силу ч.3 ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.12.2006 г. Федеральным агентством лесного хозяйства Пермской области проведен конкурс на право заключения договора аренды участков лесного фонда в Кусье-Александровском лесничестве ФГУ "Горнозаводский лесхоз" в кварталах N N 170-176, 179-195, 198-205, 207-213; общая площадь - 16434 га. Победителем конкурса признано Общество.
21.12.2006 г. подписан протокол о результатах конкурса (л.д. 24).
25.12.2006 г. между ФГУ "Горнозаводский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу и заявителем заключен договор аренды участка лесного фонда (далее - договор аренды - л.д. 12-22). Согласно Приложению N 1 к данному договору аренды (л.д. 23) участок лесного фонда передан Обществу по акту приема-передачи участка лесного фонда в аренду для заготовки древесины по главному пользованию от 25.12.2006 г. Актом приема-передачи определены: местоположение участка - Кусье-Александровское лесничество ФГУ "Горнозаводский лесхоз" в кварталах NN 170-176, 179-195, 198-205, 207-213; общая площадь - 16434 га; эксплуатационный запас насаждений - 229,8 тыс. куб.м.; ежегодный размер пользования - ликвид - 9,6 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству ликвид - 5,4 тыс. куб. м.
В соответствии с п.2.1 договора аренды договор заключен сроком на 10 лет и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
29.12.2006 г. Общество обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации спорного договора аренды.
26.01.2007 г. Чусовской отдел Управления ФРС России по Пермскому краю уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации договора аренды, сославшись на вступление с 01.01.2007 г. в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации, внесение Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" ряда изменений в действующее законодательство (а именно в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), в соответствии с которыми леса и многолетние насаждения исключены из понятия объектов недвижимого имущества, права на которое подлежит регистрации (л.д. 25-26).
26.02.2007 г. Чусовским отделом Управления ФРС России по Пермскому краю Обществу отказано в государственной регистрации договора аренды по причине того, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просил заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 27-28).
Из материалов дела судом установлено, что в течение 2007-2008 г.г. заявитель вел переписку с компетентными органами с целью определения необходимых условий и действий для начала использования арендуемого участка по назначению.
16.11.2008 г. Общество обратилось в Агентство с заявлением о переоформлении договора аренды.
29.12.2008 г. заинтересованным лицом принято решение об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 г. N 47 на договор лесного участка в связи с отсутствием его государственной регистрации и наличием задолженности по арендной плате (л.д. 11).
Полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Заключение договоров аренды участков лесного фонда по результатам лесных конкурсов было предусмотрено ст.ст. 31, 34, 35 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 г.). Статьей 32 данного Кодекса было установлено требование о государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда в соответствии с гражданским законодательством.
Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), вступившим в силу 08.12.2006 г., признаны утратившими силу с указанной даты положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), в частности об объектах лесных отношений и об аренде участка лесного фонда. Названным Федеральным законом Лесной кодекс Российской Федерации (2006 года) введен в действие с 01.01.2007 г.
Статьей 16 Вводного закона в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, а статьей 22 Вводного закона - в статью 1 Закона о государственной регистрации внесены изменения: из названных статей исключены слова "леса, многолетние насаждения".
При исследовании материалов дела и оценке установленных обстоятельств с учетом норм законодательства, суд первой инстанции верно установил, что на момент подписания протокола по результатам проведения лесного конкурса (21.12.2006 г.) и договора аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 г. N 47, равно как и на момент обращения Общества к регистрирующему органу, положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) об аренде участков лесного фонда уже не действовали, а леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в связи с чем, отсутствовала правовая основа для государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда после вступления в силу Вводного закона (с 08.12.2006 г.).
Судом также обоснованно отмечено, что поскольку в связи с изменением гражданского и лесного законодательства, а также Закона о государственной регистрации участки лесного фонда перестали относиться к тому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, отсутствие государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда в рассматриваемой ситуации не влияет на решение вопроса о его заключенности.
Кроме того, проанализировав положения ст. ст. 4, 6, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, а также п.п. 2, 3, 7 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 г. N 258 (зарегистрирован в Минюсте России от 06.11.2007 г. за N 10432), арбитражный суд верно указал, что приведение договоров аренды или договоров безвозмездного срочного пользования участками лесного фонда в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации невозможно без заключения новых договоров в соответствии с новым Лесным кодексом.
Правильно применив нормы материального права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Агентства оснований для отказа Обществу в переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка в связи с отсутствием государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, требования Общества правомерно удовлетворены и оспариваемое решение признано недействительным.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Иные доводы жалобы относительно того, что спорный договор аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 г. N 47 подлежал государственной регистрации как договор аренды земельного участка по нормам земельного законодательства, судом признаются несостоятельными, т.к. в нарушение ст.65 АПК РФ апеллятор не привел ни правового, ни документального обоснования о том, что договор аренды участка лесного фонда подлежал государственной регистрации как договор, заключенный в отношении земельного участка категории "земли лесного фонда", с объектом регистрации "земельный участок".
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба Агентства - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2009 года по делу N А50-5635/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.С. Нилогова |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5635/2009
Истец: ООО "Таненлес"
Ответчик: Агентство по природопользованию Пермского края, Агентство по природопользованию ПК
Третье лицо: ГКУ "Горнозаводское лесничество", Министерство юстиции РФ УФРС по ПК Чусовской отдел, Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в лице Чусовского отдела, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, УФРС по Пермскому краю Чусовской отдел, ФГУ "Горнозаводский лесхоз", Чусовской отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю