29 сентября 2011 г. |
Дело N А55-4337/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Сергеева Т.А., представитель по доверенности от 25.4.2011 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Притулина Е.А., представитель по доверенности от 11.01.2011 г.,
Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу NА55-4337/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пески" (ИНН 6315575853, ОГРН 1056315033026), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пески" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений заявленных требований, о признании незаконным уведомления N 12-2/0592/10-с от 04.03.2011 года Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) об отказе в предоставлении ООО "Пески" в собственность земельного участка, площадью 12 396 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор" и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ему проекта договора купли-продажи земельного участка, площадью 12 396 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор" в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу N А55-4337/2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным уведомление N 12-2/0592/10-с от 04.03.2011 г. Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении ООО "Пески" в собственность земельного участка площадью 12 396 кв.м., расположенный по адресу: Самара, Самарский район, о. Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор". На ответчика возложена обязанность по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пески". В остальной части заявленных требований отказано.
Третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части в которой были удовлетворены заявленные требования, считает его незаконным и просит отказать в удовлетворении заявленных требований полностью.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, на что возражений от лиц, участвующих в деле не поступило.
В связи с тем, что была произведена замена судей Холодной С.Т. и Марчик Н.Ю., находящихся в очередных отпусках на судей Кузнецова В.В. и Бажана П.В., рассмотрение дела начато сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и третьего лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор": летние домики N N 1-20.
Указанные обстоятельства подтверждается представленными в материалы дела копиями Свидетельств о государственной регистрации права собственности и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Данные объекты недвижимого имущества были приобретены заявителем на основании мирового соглашения от 26.08.2005 года, утвержденного определением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2005 года по делу N А55-17584/2005-38.
Приобретенные заявителем в собственность объекты недвижимости расположены на земельном участке, находящемся по адресу: г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, 76 квартал, база отдыха "Авиатор".
Как следует из материалов дела, 16.06.2010 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0801001:594, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом земельного участка от 16.06.2010 года N 63-00-102/10-254823.
При этом в графе 8.1 кадастрового паспорта указано, что земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, а в графе 9 кадастрового паспорта в качестве разрешенного использования земельного участка указано - "занимаемого зданиями и прилегающей территорией".
В листе В3 кадастрового паспорта также внесены сведения обо всех объектах недвижимого имущества, расположенных в границах сформированного земельного участка.
Из материалов дела следует, что постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка предшествовало утверждение схемы расположения земельного участка распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара N 536 от 24.05.2010 года.
Материалами дела подтверждается, что Общество обратилось в Министерство имущественных отношений с заявлением от 23.08.2010 года о предоставлении земельного участка, занимаемого нежилыми зданиями, используемыми под базу отдыха и прилегающей территорией в собственность за выкуп.
Рассмотрев заявление, Министерство имущественных отношений Самарской области направило заявителю уведомление от 04.03.2011 года за N 12-2/0592/10-с об отказе в предоставлении земельного участка.
Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка послужило письмо Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 22.11.2010 года N 27-05-02/4251, согласно которому испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в квартале 76 Самарского лесничества, относится к землям общего пользования.
Иные основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка ответчиком не были приведены.
В представленном отзыве ответчик также указывает на то, что площадь испрашиваемого земельного участка не является соразмерной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" органом, осуществляющим распоряжение вышеуказанными земельными участками, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При указанных выше обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Обществом выполнены все требования законодательства и представлены ответчику все необходимые документы, предусмотренные земельным законодательством РФ.
Доводы ответчика заявителя апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок по своей категории является участком лесного фонда, арбитражный суд апелляционной инстанции считает необоснованными.
Как подтверждается представленными доказательствами, основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило письмо третьего лица - Министерства природопользования о том, что испрашиваемый земельный участок числится в государственном лесном реестре, относится к землям лесного фонда и находится в квартале N 76 Самарского лесничества и находится в подпоре Саратовского водохранилища.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок, во исполнение постановления Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу N А55-15555/2008, исключен из государственного лесного реестра с 01.01.2011 года, то есть до принятия ответчиком решения об отказе в предоставлении земельного участка.
При этом из кадастрового паспорта земельного участка следует, что данный объект весь отнесен к категории "земель населенных пунктов".
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 года по делу N А55-15555/2008 признаны незаконными действия Департамента лесного хозяйства Самарской области, выразившиеся в изготовлении планов лесных участков от 18.07.2008 г. NN 06- 09/1745, 06-09/1746, 06-09/1747, 06-09/1748, 06-09/1749, 06-09/1750; от 21.07.2008 г. NN 06-09/1782, 06-09/1783, 06-09/1784, 06-09/1785, 06-09/1786, 06-09/1787, 06-09/1788, 06- 09/1789, 06-09/1790, 06-09/1791, 06-09/1792, 06-09/1793, 06-09/1794, 06-09/1795, как не соответствующие положениям Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года. Суд обязал Департамент лесного хозяйства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения в месячный срок из государственного лесного реестра записей NN 2-2008-07, 3-2008-07, 4-2008-07, 5-2008- 07, 6-2008-07, 7-2008-07, 8-2008-07, 9-2008-07, 10-2008-07, 11-2008-07, 12-2008-07, 13- 2008-07, 14-2008-07, 15-2008-07, 16-2008-07, 17-2008-07, 18-2008-07, 19-2008-07, 20-2008- 07, 21-2008-07, в том числе и спорного лесного участка.
При этом в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 года по делу N А55-15555/2008 сделан вывод, что из содержания ст. 92 Лесного кодекса РФ и ст.ст. 4.1, 4.4 Вводного закона следует, что государственному учету, результатом которого является внесение в государственный лесной реестр сведений, воспроизведенных в планах лесных участков, подлежат исключительно лесные участки в составе земель лесного фонда.
Департаментом лесного хозяйства Самарской области проведен государственный учет лесных участков, находящихся в границах городского округа Самара, то есть относящихся к землям населенных пунктов, в результате чего изготовлены планы лесных участков в составе земель лесного фонда. Однако в силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов РФ спорные лесные участки, как расположенные на землях иных категорий, не входят в состав земель лесного фонда.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.
Как указывалось выше, Министерством лесного хозяйства, являющимся правопреемником Департамента лесного хозяйства Самарской области, указанное выше постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда исполнено.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 72 указанного кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Таким образом, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда. В силу п. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Виды категорий земель определены статье 7 ЗК РФ, их перечень является закрытым.
При этом каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.
Как указывалось выше, спорный земельный участок отнесен в соответствии с кадастровым паспортом к землям населенных пунктов.
Согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорный лесной участок, входящие в состав Самарского лесничества, расположен в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ отнести их к землям населенных пунктов.
Городские леса в соответствии со ст. 23, 102 Лесного кодекса РФ, п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов, используются и предназначаются для отдыха граждан, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Положения части 9 статьи 85 ЗК РФ устанавливают цель использования земельных участков, занятых городскими лесами (отдых граждан и туризм), но не определяют общедоступность данных земельных участков.
Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ не содержит запрет на приватизацию земельных участков, занятых именно городскими лесами.
Каких-либо доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования суду не представлено, а факт отнесения его к городским лесам сам по себе не является основанием для запрета в его приватизации.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. При этом любое лицо может пройти через земельный участок, если он не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, и это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Возведение в установленном порядке на земельном участке строения или сооружения исключает его общедоступность, которая является обязательным признаком земель общего пользования.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, а поэтому довод ответчика об общедоступности спорного земельного участка является необоснованным.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с требованиями закона недвижимом имуществе, а также сведений о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных законом сведений.
Статьёй 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, как индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. В него включается также информация о субъектах прав на земельные участки (пункт 1 статьи 70 Земельного кодекса РФ). Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Требования к оформлению кадастрового паспорта земельного участка установлены приказом Министерства юстиции РФ от 18 февраля 2008 года N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершённого строительства, помещения, земельного участка". Кадастровый паспорт земельного участка представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик и информации о внесённом в сведения государственного кадастра недвижимости земельном участке. При этом каждый раздел кадастрового плана земельного участка имеет свой состав и назначение. Так, в разделе В.З отражаются сведения о частях и обременениях земельного участка.
Именно в данном разделе кадастрового паспорта отражается информация о расположении земельного участка полностью или какой-либо его части на землях общего пользования, а также указывается ссылка на нормативный правовой документ органа государственной власти или органа местного самоуправления, на основании которого произведено отнесение земельного участка или его части к территории общего пользования.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка в разделе В.З отсутствуют какие-либо указание на отнесение земельного участка к территории общего пользования.
Отсутствуют указания на отнесение земельного участка к землям общего пользования и в графах "особые отметки" и 15 раздела В.1. В целевом назначении земельного участка в графе 9 раздела В.1 кадастрового паспорта в качестве разрешённого использования земельного участка также указано "занимаемого зданиями и прилегающей территорией", а также содержится информация о том, что спорный земельный участок относится к категории земель, именуемой землями населённых пунктов, и не занят площадями, улицами, скверами, бульварами, улицами, проездами, набережными, автомобильными дорогами, водными объектами, пляжами, парками, лесопарками и другими объектами.
Представленный кадастровый паспорт, содержащиеся в нем сведения не оспаривались в установленном порядке и не признаны недействительными.
Довод ответчика о том, что нахождение спорного участка в составе земель лесного фонда подтверждено материалами лесоустройства 1995 года (копии которых представлены в материалы дела), а также сведениями Лесного реестра, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном реестре содержится документированная информация, в том числе, как о составе земель лесного фонда, так и составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Как указывалось выше спорный земельный участок в 2010 году прошел кадастровый учет, как земельный участок земель населенных пунктов.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 г. N 310 утвержден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок). В соответствии с данным Порядком государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных ст.ст. 81-83 Лесного кодекса РФ (п. 2). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится в случаях: предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда; оформления договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда при приведении таких договоров в соответствие с Лесным кодексом РФ (п. 4).
Таким образом, из содержания ст. 92 Лесного кодекса РФ и ст.ст. 4.1, 4.4 Вводного закона следует, что государственному учету, результатом которого является внесение в государственный лесной реестр сведений, воспроизведенных в планах лесных участков, подлежат исключительно лесные участки в составе земель лесного фонда.
Доводы о том, что основанием для внесения сведений в лесной реестр, послужили материалы лесоустройства 1995 года, согласно которым указанный участок относится к категории земель "земли лесного фонда", подлежат отклонению как несостоятельные.
Указанные материалы разрабатывались в период действия Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 года в соответствии и с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.1994 г. N 265. Действующее на тот период законодательство устанавливало, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
Лесной кодекс РФ 1997 года установил разграничения лесов на лесной фонд и городские леса, не входящие в лесной фонд.
Во исполнение Лесного кодекса 1997 года Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.07.1997 г. N 94 установлен порядок проведения лесоустройства (парко- и лесоустройства) и о перечне лесоустроительной документации по лесам, не входящим в лесной фонд.
Статьей 6 Лесного кодекса РФ 2006 года также установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно п. 10 Правил проведения лесоустройства материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Следовательно, материалы лесоустройства 1995 года подлежали корректировке с учетом норм действующего законодательства и не могли быть положены в основу внесения сведений в лесной реестр как участка лесного фонда.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Указанная правовая позиция закреплена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ N 10520/09 от 22.12.2009 года.
При указанных выше обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несостоятельности доводов ответчика и заявителя апелляционной жалобы об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переход права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования.
Как указывалось выше, в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11), что также исключает общедоступность земельного участка.
При указанных обстоятельствах отказ в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям статьи 36 Земельного Кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июня 2011 года по делу N А55-4337/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4337/2011
Истец: ООО "Пески"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10162/11
30.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-82/12
06.12.2011 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11802/11
02.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10162/11
29.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9050/11