"1С:Консолидация 8" - новый продукт для решения задач современного
бизнеса
Российский бизнес все больше консолидируется, становятся востребованными подготовка и анализ корпоративной отчетности, создание системы бюджетного управления. Осознавая эту потребность бизнеса, фирма "1С" выпустила на современной технологической платформе "1С:Предприятие 8" новый продукт "1С:Консолидация" для решения широкого спектра задач по подготовке и анализу корпоративной отчетности групп компаний. О ключевых особенностях этой программы рассказывают И.А. Берко, аудитор, ДипИФР, методист фирмы "1С", и С.В. Митрохин, к.т.н., руководитель направления корпоративной финансовой отчетности фирмы "1С".
Не секрет, что многие современные предприятия в настоящее время существуют в форме холдингов или групп, куда входят материнская компания и ряд дочерних. Более того, может оказаться, что эти компании еще имеют и сеть филиалов. Для эффективного управления таким бизнесом необходимо иметь "под рукой" консолидированную отчетность, в которой были бы представлены данные по всему бизнесу в целом, причем желательно, чтобы такая отчетность составлялась достаточно оперативно. Но вместе с тем такая подготовка зачастую нетривиальна, так как необходимо исключать результаты операций между организациями группы (так называемые внутригрупповые операции или сокращенно ВГО), определять размер прибыли основных владельцев и миноритариев, и т.п. Как раз для подготовки консолидированной отчетности любых видов - бухгалтерской, управленческой, оперативной или иной - предназначается новое решение "1С:Консолидация 8", финальная версия которого выпущена весной 2007 года.
В чем же ключевые особенности этой программы?
Гибкий конструктор произвольных отчетов
Программа позволяет пользователям быстро конструировать собственные отчеты. В частности, импортировать их форму из электронных таблиц Microsoft Excel, а затем, указав нужные строки и столбцы (выделив ячейки бланка отчета с их названием), "привязать" их к соответствующим справочникам в программе и одним нажатием кнопки автоматически сгенерировать набор показателей отчета.
Далее, при необходимости, можно задать для одного или нескольких показателей разрезы аналитического учета и сгенерировать таблицу для отображения аналитических данных. После этого можно определить, как будут заполняться (вычисляться) значения показателей. Во многих случаях (или, точнее, в большинстве случаев) бывает достаточно проделать несложные арифметические действия с показателями текущего или других отчетов. Тогда можно воспользоваться так называемой параметрической настройкой, то есть сделать примерно то же, что делают пользователи электронных таблиц, задавая формулы расчета значений для ячеек.
В более сложных случаях, правда, придется прибегнуть к встроенному языку. Но, в отличие от других решений фирмы "1С" (той же "1С:Бухгалтерии"), здесь не нужно запускать специальный режим - Конфигуратор, все можно сделать в обычном пользовательском режиме. Это полезно, если в информационной базе работает несколько пользователей - никого не нужно "выгонять", чтобы сохранить изменения, а сами изменения сразу становятся доступны другим пользователям. Кроме того, можно использовать ряд специальных встроенных функций по работе с показателями текущего и других отчетов, в том числе отражающими специфику процесса консолидации, которых нет в "обычном" встроенном языке платформы "1С:Предприятие 8". Эти функции легко "перетащить мышью" в нужное место модуля прямо из справочника встроенных функций, останется лишь подставить параметры. То есть во многих случаях с этим может справиться квалифицированный пользователь, а не только программист.
Учет организационной структуры группы и расчет полных долей владения
Организационная структура группы может быть достаточно "запутанной" - если присутствуют взаимные владения среди компаний группы, а также имеет место косвенное владение (например, через дочерние компании). Подсчитать полную долю владения в таких условиях порой бывает очень непросто, а тем временем такая информация нужна - и для самих владельцев (вряд ли кто-то не хочет знать, чем он владеет на самом деле, по крайней мере, юридически!), и для расчета отдельных показателей консолидированной отчетности. Сравнительно простой пример приведен на рисунке (цифрами обозначены доли прямого владения - сколько процентов акций или долей в уставном капитале принадлежит непосредственно каждой организации) - см. рис. 1.
/------------\ /----\ /------------\
|ОАО "Альфа" |---------|65% |----------|ЗАО "Бета" |
\------------/ \----/ \------------/
/-----\ | /-------\
| 70% | \----------------\ | 15% |
\-----/ | 20% | \-------/
| \------| |
| | |
/-----\ \-------------
/--------------| 40% |------------------------------\
|ОАО "Дельта"| \-----/ /----\ |ООО "Сигма" |
\----------------------------| 25%|-----------------/
\----/
Рис. 1
Здесь вполне очевидно, что ОАО "Альфа" - ключевой владелец всех остальных фирм, но вот полную долю владения и долю меньшинства подсчитать уже не просто. А если в холдинге количество "дочек" хотя бы 15-20 - без автоматизированного алгоритма подсчет почти невозможен. Но в "1С:Конслидации" такой алгоритм есть, и пользователи могут получить достаточно подробный отчет о том, как производился расчет. В основе алгоритма - "виртуальная передача" акций и долей в уставных капиталах: отчет построен так, как будто был отдан приказ всем фирмам группы передать свои доли в уставных капиталах других членов группы своим владельцам. Передача "осуществляется" пропорционально существующим на момент передачи долям владения, в результате чего каждый реальный владелец получает "юридически" полный пакет того, чем он ранее владел косвенно.
Управление процессом подготовки консолидированной отчетности
Когда количество дочерних компаний больше 10-15, подготовка консолидированной отчетности группы становится объемным и достаточно трудоемким процессом, в который часто бывает вовлечена целая группа людей (например, отдел консолидированной отчетности). Кроме того, зачастую сложным бывает и сам процесс консолидации - необходимо придерживаться определенной последовательности действий. Поэтому, чтобы ничего не упустить, а также распределить задачи каждому члену "команды", желательно иметь средства для управления этим процессом: зафиксировать саму последовательность процедур, поставить задачи каждому исполнителю и назначить сроки их выполнения, а затем следить за ходом процесса, при необходимости внося коррективы.
В "1С:Консолидации" такие задачи решаются достаточно просто.
Во-первых, есть средства для фиксирования последовательности самого процесса - так называемый шаблон процесса и справочник этапов процесса. Например, для трансформации отчетности в отчетность по МСФО и последующей консолидации (по методике, предлагаемой в продукте "1С:Консолидация ПРОФ", см. ниже) список "в общем" выглядит следующим образом - см. рис. 2.
"Рис. 2"
Последовательность действий может быть представлена в виде диаграммы для большей наглядности (отчет "Сетевая диаграмма шаблона процесса") - см. рис. 3.
"Рис. 3"
Процесс не может быть запущен без предварительной выверки готовности форм отчетов, которые должны быть сформированы в ходе процесса, отчет о такой выверке выводится на экран и позволяет удобным способом поправить те отчеты, которые признаны не готовыми для формирования.
После запуска процесса по отчету "Сетевая диаграмма процесса" можно увидеть статус каждого этапа (например, сколько отчетов уже заполнено, сколько нет и т.п.), а также отследить выполнение плановых сроков прохождения этапов. Существуют также отчеты по текущим задачам каждого участника процесса, так что каждый исполнитель может увидеть, что именно и в какой срок ему необходимо сделать.
Наличие таких средств дает, как представляется, серьезное преимущество перед консолидацией на базе электронных таблиц (как это делается сейчас в ряде холдингов).
Возможность получения данных из внешних информационных баз
Довольно типичной проблемой при составлении консолидированной отчетности российских холдингов в настоящее время является дефицит квалифицированных кадров на местах. То есть работники бухгалтерских служб дочерних компаний не всегда способны быстро представить всю требуемую информацию, поскольку не до конца понимают требования по составлению консолидированной отчетности (и/или сильно загружены текущей работой).
Одним из возможных путей решения этой проблемы (хотя бы частичного) является сбор полных информационных баз дочерних предприятий в материнской (головной) компании, с последующей автоматизированной выборкой нужной информации (по заранее заданным критериям). А если необходимо, также и с быстрым выяснением сути отдельных хозяйственных операций этих предприятий, опираясь на первичные учетные документы.
"1С:Консолидация" может получать доступ к таким информационным базам. Правда, в настоящий момент есть ограничения - это только базы учетных решений на платформе "1С:Предприятие 8" (как версии 8.0, так и 8.1). Благодаря этому свойству пользователю "1С:Консолидации" можно открыть, например, стандартную оборотно-сальдовую ведомость дочерней компании (по базе "1С:Бухгалтерии 8", предоставленной этой компанией), из нее попасть в карточку нужного счета, а уже оттуда - открыть электронную версию первичного учетного документа. И это при всем том, что информация (включая учетные документы) и соответствующие отчеты не содержатся в базе "1С:Консолидации"! Можно также автоматически заполнить показатели отчетных форм "Консолидации" на основании данных внешних информационных баз.
Данная возможность может быть полезна и при аудите холдингов - аудитор может очень быстро получить доступ к данным первичных документов каждой из компаний холдинга. Правда, только в том виде, в каком это внесено в соответствующую информационную базу - но большего программа дать не может просто физически. Тем не менее, это обычно существенно ускоряет процедуру аудиторской проверки (а это, возможно, ведет к ее удешевлению для проверяемого субъекта при прочих равных условиях).
Методические модели
В состав продукта, помимо собственно прикладного решения (конфигурации), входят также следующие методические модели:
- консолидация российской бухгалтерской отчетности;
- бюджетирование торговой компании;
- бюджетирование группы компаний (только для версии ПРОФ - см. ниже);
- трансформация из российской отчетности в отчетность по МСФО и консолидация отчетности по МСФО (только для версии ПРОФ - см. ниже).
Подробно о каждой модели в рамках одной статьи рассказать не представляется возможным из-за большого объема информации (это могло бы занять сотни страниц). Поэтому здесь приводится только краткий обзор с акцентом на ключевые моменты.
Консолидация российской бухгалтерской отчетности
Исходными данными являются российская бухгалтерская отчетность (формы NN 1-5 по образцам согласно приложению к приказу Минфина России от 22.07.1996 N 67н) и ряд дополнительных отчетных форм, раскрывающих операции внутри группы за отчетный период.
После выверки отчетности и внутригрупповых операций производится их элиминирование (исключение), включая расчет и исключение нереализованной прибыли от этих операций в активах, а также определение доли меньшинства в дочерних компаниях не со 100%-ым участием группы.
Заполнение консолидированной отчетности производится в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112, а в случаях, не оговоренных в этом документе - за основу взяты подходы из Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Бюджетирование торговой компании
Методическая модель "Бюджетирование торговой компании" содержит базовый набор элементов бюджетного процесса, типичный для оптовых торговых компаний, и ориентирована на поддержку функций планирования, лимитирования и контроля операционной деятельности компаний указанного профиля на краткосрочных и среднесрочных горизонтах и следующих ракурсах:
- продажи, взаиморасчеты с контрагентами;
- внешнее финансирование;
- движение ТМЦ;
- структура коммерческих и управленческих затрат и расходов;
- агрегированное представление доходов и расходов компании;
- движение денежных средств;
- структура оборотных активов и обязательств.
Модель "Бюджетирование торговой компании" включает комплект связанных бюджетных форм, которые объединены в группы операционных (функциональных), финансовых бюджетов, а также нормативов и индикаторов.
Группа бюджетов "Операционные (функциональные) бюджеты" включает бюджетные формы, предназначенные для подготовки отдельными центрами финансовой ответственности.
Группа бюджетов "Операционные (функциональные) бюджеты" содержит следующие бюджеты:
- бюджет продаж и поступлений денежных средств;
- бюджет материальных запасов и логистических расходов;
- бюджет коммерческих расходов;
- бюджет управленческих расходов.
Группа бюджетов "Финансовые бюджеты" (мастер-бюджеты) содержит бюджетные формы, производные от операционных бюджетов. Мастер-бюджеты агрегируют плановую или фактическую информацию, представленную в различных операционных бюджетах в форму, удобную для целостного анализа планируемого или текущего финансового положения компании и общих тенденций его развития. Бюджеты этой группы формируются либо на уровне компании в целом, либо на уровне ЦФО наиболее самостоятельных типов - центров инвестиции и прибыли.
Структура финансовых бюджетов примерно соответствует структуре и форме представления информации в стандартных финансовых отчетах. Тем не менее, показатели бюджетов финансовой группы (в отличие от прямых аналогов в финансовой отчетности) не все являются синтетическими. Ряд показателей имеют аналитические измерения, позволяющие получить консолидированные показатели в целом по компании или отдельному ЦФО с необходимой аналитикой.
Группа финансовых бюджетов содержит следующие бюджеты:
- бюджет доходов и расходов;
- бюджет движения денежных средств;
- бюджет баланса.
В бюджетную модель включены формы, содержащие наиболее существенные операционные индикаторы (KPI) и реализующие план-фактный анализ операционных индикаторов.
При выборе операционных индикаторов акцент сделан на наиболее востребованные менеджерами торговых компаний интегральные показатели деятельности. Не рассматривались индикаторы (финансовые аналитические коэффициенты), используемые при оценке инвестиционной привлекательности компании, а также индикаторы, для расчета которых потребовался бы большой объем дополнительной информации, в явном виде не содержащейся в типичных бюджетах.
Несмотря на то, что эта модель преимущественно ориентирована на тактический и оперативный уровень бюджетного процесса ее использование (безусловно с соответствующей адаптацией для особенностей конкретной компании), на наш взгляд, позволит решить большую часть задач планирования и контроля торговой компании.
Бюджетирование группы компаний
Методическая модель "Бюджетирование группы компаний" является расширением кейса "Бюджетирование торговой компании" и содержит базовый набор элементов бюджетного процесса, присущий для многоотраслевых групп компаний и ориентирована на поддержку планирования, лимитирования и контроля операционной, инвестиционной и финансовой деятельности как отдельных компаний, так и группы компаний в целом на краткосрочных и среднесрочных горизонтах планирования.
Методическая модель покрывает следующие объекты управления: продажи, взаиморасчеты с контрагентами;движение ТМЦ; структура коммерческих и управленческих затрат и расходов; доходы и расходы компании; движение денежных средств; структура оборотных активов и обязательств; привлечение и размещение кредитов и займов; инвестиции и возврат инвестиций.
В модель включен также набор интегральных операционных и финансовых индикаторов (ключевых показателей эффективности).
Модель ориентирована на тактический и оперативный уровень бюджетного процесса и не затрагивает стратегического слоя управления компанией.
При формировании модели учитывались трансфертные (внутригрупповые) операции между компаниями группы (ВГО).
Для этого показатели, в отношении которых предполагается высокая вероятность ВГО, расщеплены на показатели, относящиеся к внешним (относительно периметра консолидации) контрагентам и внутригрупповым.
Отмеченные соответствующим флагом внутригрупповые показатели имеют среди прочих аналитику, ссылающуюся на справочник "Организационные единицы", что позволяет обслуживать внутригрупповые операции. Кейс содержит преднастроенное соответствие внутригрупповых показателей для обеспечения автоматических сверки, урегулирования и элиминации ВГО.
Расчет нереализованной прибыли в активах ЦФО производится на основании различных нормативных коэффициентов маржинального дохода для внутригрупповых и внешних контрагентов.
Допущение о нормировании внутригрупповой рентабельности существенно упрощает расчет нереализованной прибыли.
Группировка бюджетов аналогична кейсу "бюджетирование торговой компании".
Состав бюджетов и структура показателей существенно расширены. Группа функциональных бюджетов расширена бюджетами:
- инвестиций и финансовых вложений;
- привлечения заемных средств;
- размещения заемных средств.
Состав показателей большинства бюджетов дополнен показателями, обеспечивающими учет внутригрупповых (трансфертных) операций.
Трансформация отчетности и консолидация отчетности МСФО
Исходными данными являются те же данные, что и для консолидации российской отчетности, а также дополнительные раскрытия информации, которые позволяют в ряде случаев изменить классификацию и/или оценку отдельных статей отчетности, а также подготовить необходимые раскрытия информации в примечаниях к отчетности по МСФО (explanatory notes).
Общая схема работы, заложенная в данную модель, следующая - см. рис. 4.
/----------------------------------\ /----------------------------------\
| Российская отчетность | | Дополнительные формы |------\
\----------------------------------/ \----------------------------------/ |
1 2 |
|
/---------------\ /----------------------------------\ /----------------------------------\ |
| Трансформация | | Пробная МСФО отчетность | | Промежуточные расчеты | |
\---------------/ \----------------------------------/ \----------------------------------/ |
4 3 |
|
/----------------------------------\ /----------------------------------\ |
|Индивидуальная отчетность МСФО |--------------------| Своды корректировок | |
\----------------------------------/ \----------------------------------/ |
| |
--- --- ---- ---- ---- ---- --7 ---- --- ---- ---- ---- ---- ---- -- ---- ---- -- ---- --- ---- ---- --- -5 ---
|
/----------------------------------\ /----------------------------------\ |
|Консолидированная отчетность МСФО | | Отчеты по ВГО | |
\----------------------------------/ \----------------------------------/ |
/---------------\ | |
| Консолидация | 7 5 |
\---------------/ | |
/-----------------------------------\ /-----------------------------------\ |
| Своды корректировок |--6---------------| Консолидационные расчеты |-----/
\-----------------------------------/ \-----------------------------------/
Рис. 4
На первом этапе трансформации (после выверки исходных отчетов) производится их трансляция в "формат МСФО" - пока без корректировок по существу.
На втором этапе рассчитываются трансформационные корректировки.
На третьем этапе эти корректировки сводятся в разрезе показателей отчетности по МСФО.
На последнем, четвертом, этапе получается отчетность по МСФО путем суммирования показателей "пробной" отчетности и соответствующих корректировок.
В ходе первого этапа консолидации (общий номер этапа на схеме - 5) производятся сверка внутригрупповых операций и урегулирование выявленных расхождений. После этого производится расчет нереализованной прибыли от внутригрупповых операций в активах, расчет корректировки суммы инвестиций по методу долевого участия, корректировка отложенных налогов на прибыль и расчет доли меньшинства.
На этапе 6 формируются своды консолидационных корректировок в разрезе показателей отчетности.
И, наконец, в ходе финального этапа (7) заполняется консолидированная отчетность - путем построчного суммирования показателей отчетности компаний, входящих в группу, и консолидационных корректировок.
"1С:Консолидация 8" или "1С:Консолидация 8 ПРОФ"?
Продукт существует в двух версиях: просто "1С:Консолидация 8" и "1С:Консолидация 8 ПРОФ". Основные отличия этих двух версий перечислены в таблице.
Таблица
"1С: Консолидация 8" | "1С: Консолидация & Проф" | |
Ввод данных | |
- там, где установлен продукт | - там, где установлен продукт; - через веб-интерфейс, то есть из любого места, где есть Интернет (установка специального прог- раммного обеспечения не требуется) |
Использование информационной базы | |
- в пределах локальной сети | - в пределах локальной сети; - на территориально разнесенных компьютерах, не соединенных локальной сетью - через механизм распределенных информационных баз |
Выверка внутригрупповых операций (ВГО), урегулирование расхождений и элиминация | |
- через настраиваемые отчеты | - через настраиваемые отчеты - через встроенный в продукт механизм сверки ВГО |
Учет приобретений и выбытий компаний группы | |
- через настраиваемые отчеты | - через настраиваемые отчеты - с учетом возможностей расширенного механизма управления организационными изменениями |
Управление полномочиями пользователей | |
- ограничено | - позволяет настраивать доступ в разрезе органи- зационнных единиц и отдельных отчетных форм |
Количество произвольных аналитических разрезов для каждого показателя при реконструировании настраиваемых отчетов |
|
- до 3 | - до 5 |
Методические модели | |
- консолидация российской бухгалтерской отчетнос- ти; - бюджетирование торговой компании. |
- консолидация российской бухгалтерской отчетно- сти; - бюджетирование торговой компании; - бюджетирование группы компаний; - трансформация из российской отчетности в отче- тность по МСФО и консолидация отчетности по МСФО |
Из приведенной таблицы видно, что продукт "1С:Консолидация 8" подходит скорее либо для отдельных компаний с филиалами, либо для небольших групп, а "1С:Консолидация 8 ПРОФ" - для более крупных групп.
Хотя, разумеется, этот вывод весьма условен, а окончательное решение - за пользователем. Ведь именно он, как никто другой, знает масштаб и характер задач, которые ему необходимо решать.
И.А. Берко,
аудитор, ДипИФР, методист фирмы "1С"
С.В. Митрохин,
к.т.н., руководитель направления корпоративной
финансовой отчетности фирмы "1С"
"БУХ.1С", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667