г. Вологда
28 сентября 2011 г. |
Дело N А66-1543/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей и Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Компания "Инициатива" Савельева С.Н. по доверенности от 22.03.2011, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Петренко С.М. по доверенности от 01.12.2010 N 04-135, от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Горбачевой О.В. по доверенности от 12.05.2011 N 06/25,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Компания "Инициатива" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 июля 2011 года по делу N А66-1543/2011 (судья Владимирова Г.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью Компания "Инициатива" (ОГРН 1047796495911; далее - Общество, ООО Компания "Инициатива") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция) от 25.11.2010 N 18-26/61 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и частично недействительным - решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) от 02.02.2011 N 11-12/393 в части оставления в силе и утверждения решения Инспекции от 25.11.2010 N 18-26/61. К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области.
Решением суда признано недействительным решение Инспекции от 25.11.2010 N 18-26/61 в части предложения уплатить земельный налог за 2008 год в сумме 124 150 руб., начисления штрафа за 2009 год в сумме 236 918 руб., признано недействительным решение Управления от 02.02.2011 N 11-12/393 по оставлению в силе и утверждению решения Инспекции от 25.11.2010 N 18-26/61 в указанной части. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2009 год в сумме 1 606 704 руб., начисления пеней за 2009 год по сроку уплаты 02.02.2010 в сумме 99 327 руб. и решения Управления по оставлению в силе и утверждению решения Инспекции в указанной части, принять по делу новый судебный акт. Указывают, что налоговым органом неправомерно применена налоговая ставка в размере 1,5%, а не 0,3% кадастровой стоимости и исчислена налоговая база, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в 2009 году в размере 125 803 725 руб., а не 46 725 718,2 руб. Вид разрешенного использования земельного участка был изменен постановлением администрации г. Твери от 17.12.2008, то есть до 1 января 2009 года. В отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, установлена налоговая ставка в размере 0,3%. Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па утверждена ошибочная кадастровая стоимость земельного участка в размере 125 803 725,05 руб. Администрацией города Твери не была исполнена обязанность по представлению в орган кадастрового учета решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, и Управлением Росреестра не была исполнена обязанность сообщить в налоговый орган сведения о недвижимом имуществе.
Ответчики в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в обжалованной части в связи с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой принято решение от 25.11.2010 N 18-26/61 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. ООО Компания "Инициатива" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога за 2008 год в виде штрафа в сумме 24 830 руб. (124 150 руб. х 20%) и за 2009 год - 236 918 руб. (1 606 704 руб. - 422 112 руб. переплаты х 20%); заявителю предложено уплатить земельный налог за 2008 год в сумме 124 150 руб. и за 2009 год - 1 606 704 руб. и пени по земельному налогу - 121 199 руб.
Налоговым органом установлено, что Общество на основании договора купли-продажи от 04.04.2008 N 196, заключенного со специализированным государственным учреждением Тверской области "Фонд имущества Тверской области" приобрело земельный участок площадью 12194,1 кв.м, на котором расположен незавершенный строительством объект. Ранее данный земельный участок был предоставлен ООО Компания "Инициатива" постановлением Главы администрации г. Твери от 27.09.2005 N 3622 в аренду для завершения строительства административно-учебного комплекса.
Право собственности заявителя на земельный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.07.2008 N 69-АБ 222064 с объектом права: земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под незавершенный строительством объект по адресу: г. Тверь, ул. Кольцевая, 81.
Постановлением администрации г. Твери от 17.12.2008 N 3566 (лист дела 117) вид разрешенного использования данного земельного участка установлен как - под строительство многоквартирных жилых домов с нежилыми помещениями общественного назначения.
По сведениям базы данных автоматизированной информационной системы Государственного кадастра недвижимости (далее - АИС ГКН) разрешенный вид использования земельного участка с 01.01.2009 по 11.03.2009 - под незавершенный строительством объект, кадастровая стоимость земельного участка - 125 803 725,05 руб., что соответствует постановлению администрации Тверской области от 30.12.2008 N 508-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области".
В соответствии с заявлением Общества о государственном учете изменений объекта недвижимости от 11.03.2009 N 6900/111/09-17 в базу данных АИС ГКН внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка - под строительство многоквартирных жилых домов с нежилыми помещениями общественного назначения. При этом сведения о кадастровой стоимости земельного участка не изменены.
На основании обращения ООО Компания "Инициатива" (16.12.2009) и в связи с выявлением технической ошибки в части несоответствия значения удельного показателя кадастровой стоимости виду разрешенного использования земельного участка 25.01.2010 в базу данных АИС ГКН внесены изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка - 46 725 718,2 руб.
После внесения изменений в базу данных АИС ГКН Управление Роснедвижимости по Тверской области передало уточненные сведения в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области для перерасчета земельного налога с 11.03.2009, исходя из кадастровой стоимости в размере 46 725 718,2 руб.
При исчислении земельного налога за 2009 год Общество исходило из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 46 725 335 руб., то есть рассчитанной с учетом вида разрешенного использования, установленного постановлением администрации г. Твери от 17.12.2008 N 3566, и налоговой ставки - 0,3%, установленной в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Налоговый орган, ссылаясь на данные Управления Роснедвижимости по Тверской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка составляет 125 803 725 руб., и отсутствие у Общества свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с измененным видом разрешенного использования - для жилищного строительства (основание для применения налоговой ставки в размере 0,3%), доначислил налог за 2008 год в сумме 124 150 руб. и за 2009 год - 1 606 704 руб., соответствующие штраф и пени.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал решение Инспекции недействительным в части предложения уплатить земельный налог за 2008 год в сумме 124 150 руб. и доначисления штрафа за 2009 год в сумме 236 918 руб. В обоснование принятого решения суд сослался на наличие переплаты по налогу в сумме 49 660 руб. по состоянию на 01.02.2010, а также на то, что правонарушение связано с незаконными действиями третьего лица. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в части налога за 2009 год и пеней, указав, что, поскольку изменения в базу данных АИС ГКН внесены после января 2010 года, уточненные сведения переданы в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области для перерасчета земельного налога с 11.03.2009, действия органа кадастрового учета заявителем в 2008 году не обжаловались, доводы Общества о необоснованном исчислении земельного налога по завышенной кадастровой стоимости и ставке налога несостоятельны.
Апелляционная инстанция считает указанные выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В силу пункта 1 статьи 390 названного Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения оценки), в соответствии с которыми организация проведения кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Для проведения таких работ названные органы привлекают оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке.
В соответствии с пунктами 4 и 9 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, на Роснедвижимость и ее территориальные органы возложены проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, составлению отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов такой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Пунктом 10 Правил проведения оценки установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил проведения оценки государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 в целях разъяснения Методических указаний утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, включая Типовой перечень видов разрешенного использования.
Согласно пункту 2.6.4 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков производится путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" на территории Тверской области проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области, определены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с Типовым перечнем. администрация Тверской области постановлением от 30.12.2008 N 503-па утвердила результаты кадастровой оценки земель.
По результатам кадастровой оценки спорный земельный участок по виду разрешенного использования отнесен к 7-й группе Типового перечня - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии"; кадастровая стоимость установлена в размере 125 803 725,05 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 10 316,7 руб./кв.м.
Данные сведения внесены в государственный кадастр.
Из пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства не могут превышать 0,3 %.
Пунктом 4 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Тверской городской думы от 03.11.2005 N 106, в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, установлена налоговая ставка в размере 0,3%.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, целью использования спорного земельного участка согласно постановлению администрации города Твери от 17.12.2008 N 3566 с указанной даты признается именно жилищное строительство.
Доказательств того, что ООО Компания "Инициатива" осуществляет на земельном участке иной вид деятельности, в материалах дела не имеется, на данное обстоятельство налоговый орган не ссылается.
На момент вынесения Инспекцией оспариваемого решения налоговый орган располагал документами, подтверждающими изменение с 17.12.2008 вида разрешенного использования земельного участка и внесение с 11.03.2009 соответствующих сведений в Государственный кадастр недвижимости.
То обстоятельство, что в Государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01 января 2009 года не были внесены изменения относительно вида разрешенного использования названного земельного участка и его кадастровой стоимости, не свидетельствует о том, что фактически вид разрешенного использования в спорный период не был "для строительства жилых домов", а был иным.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях Государственного кадастра недвижимости, а не устанавливается этим документом.
В данном случае вид разрешенного использования для земельного участка был установлен постановлением администрации города Твери от 17.12.2008 N 3566.
Таким образом, Общество правомерно при исчислении земельного налога за 2009 год исходило из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 46 725 718,2 руб. и применило налоговую ставку в размере 0,3%.
При указанных обстоятельствах у Инспекции не было оснований для доначисления земельного налога за 2009 год и соответствующих пеней. Размер пеней согласован сторонами в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции и составляет 99 327 руб.
Следовательно, решение Инспекции от 25.11.2010 N 18-26/61 подлежит признанию недействительным в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2009 год в сумме 1 606 704 руб. и соответствующие пени в сумме 99 327 руб. Также подлежит признанию недействительным решение Управления в части утверждения решения Инспекции в указанной части.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 июля 2011 года по делу N А66-1543/2011 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области от 25.11.2010 N 18-26/61 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2009 год в сумме 1 606 704 руб. и пени в сумме 99 327 руб. и о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 02.02.2011 N 11-12/393 в части оставления в силе и утверждения решения от 25.11.2010 N 18-26/61 в указанной части.
Признать не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области от 25.11.2010 N 18-26/61 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2009 год в сумме 1 606 704 руб. и пени в сумме 99 327 руб. и решение Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 02.02.2011 N 11-12/393 в части оставления в силе и утверждения решения от 25.11.2010 N 18-26/61 в указанной части.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Компания "Инициатива" 500 руб. в возмещение судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Компания "Инициатива" 500 руб. в возмещение судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1543/2011
Истец: ООО Компания "Инициатива"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Тверской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Тверской области