г. Тула
27 сентября 2011 г. |
Дело N А62-794/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Еремичевой Н.В., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ООО "Мир" (г. Смоленск, ОГРН 1046758341068, ИНН 6730055099): Браницкий В.В. - представитель по доверенности от 02.02.2011, паспорт,
от администрации г. Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070): Колосова С.Ю. - представитель по доверенности от 30.12.2010 N 1-7949, удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мир" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08 июня 2011 года по делу N А62-794/2011 (судья Борисова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мир" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к администрации г. Смоленска о признании незаконными действий, выразившихся в отказе по утверждению проектов границ земельных участков площадью 530 кв.м для строительства конторы (офиса) и площадью 1056 кв.м для размещения офиса на Колхозной площади в городе Смоленске и обязании администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия соответствующего решения об утверждении проекта границ указанных земельных участков (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Мир" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. При этом заявитель жалобы указывает, что администрацией отказано обществу в предварительном согласовании места размещения объектов строительства по безосновательным причинам.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Мир" 09.12.2009 обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлениями (входящие N 22051/з и N 22052/з) об осуществлении выбора земельных участков согласно приложенным схемам в городе Смоленске на Колхозной площади примерной площадью (с учетом уточнения площадей) 530 кв.м, 1056 кв.м и предварительном согласовании места размещения на этих земельных участках объектов капитального строительства - офиса и конторы (офиса).
Департамент в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации направил указанные заявления в адрес администрации города Смоленска с приложением необходимых документов для выполнения мероприятий по выбору испрашиваемых обществом земельных участков и утверждению схемы их расположений.
Администрация 25.03.2010 письмом N 6-1782 сообщила Департаменту, что, учитывая градостроительные особенности территории Колхозной площади, в формировании испрашиваемых земельных участков площадью 530 кв.м и 1056 кв.м для размещения офиса и конторы (офиса) отказано. Вместе с тем, из данного письма следует, что в целях обеспечения выбора земельных участков в адрес общества направлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) города Смоленска и бланки актов о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.
Администрация в лице управления архитектуры и градостроительства 09.09.2010 выдала обществу бланки актов о выборе земельных участков для проведения процедуры согласований площадью 530 кв.м и 1056 кв.м.
ООО "Мир" 06.12.2010 обратилось в администрацию с заявлением о согласовании схем расположения земельных участков общей площадью 530 кв.м и 1056 кв.м на кадастровом плане по адресу: г. Смоленск, Колхозная площадь и утверждении акта выбора земельных участков.
Администрация г. Смоленска письмом от 16.12.2010 N 6-7579 отказала ООО "Мир" в согласовании схем расположения испрашиваемых земельных участков и утверждения акта выбора земельных участков, указав, что, с учетом градостроительных особенностей территории Колхозной площади, варианты размещения конторы и офиса на Колхозной площади отсутствуют. Иными вариантами по размещению вышеназванных объектов администрация города Смоленска не располагает.
Полагая, что отказ администрации в согласовании схем расположения испрашиваемых земельных участков и утверждении акта выбора земельных участков является незаконным, ООО "Мир" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Смоленска, выразившихся в отказе по утверждению проектов границ земельных участков площадью 530 кв.м для строительства конторы (офиса) и площадью 1056 кв.м для размещения офиса на Колхозной площади в городе Смоленске. В письме от 16.12.2010 N 6-7579 администрация дала ответ по результатам обращений общества о согласовании актов о выборе испрашиваемых земельных участков, что является первым этапом процедуры предварительного согласования места размещения объекта строительства. Утверждение проектов границ земельных участков возможно лишь после межевания земельного участка и согласования акта выбора, что является последующим этапом в процедуре предварительного согласования места размещения объекта строительства.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом Арбитражного суда Смоленской области, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что действие (бездействие) может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из письма администрации от 16.12.2010 N 6-7579, Колхозная площадь - крупнейший транспортный узел в городе Смоленске, через неё проходят основные транспортные маршруты, скрещиваются пассажирские и грузовые потоки, связывающие Заднепровье через улицы Кашена и Беляева с Ленинским и Промышленным районами. Кроме того, на самой Колхозной площади предполагается строительство крупного здания многофункционального торгово-административного центра. На Колхозной площади находится большая территория, отведенная под рынки, чем объясняется большое количество автостоянок и её огромная перезагруженность транспортом. Испрашиваемая территория расположена перед зданием бывшего автовокзала, являющимся объектом культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения - общественное здание 2-й половины XIX века (решение Смоленской областной Думы от 28.02.1995 N 24). Также согласно историко-архитектурному и историко-археологическому опорным планам, утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 N 171, испрашиваемые земельные участки расположены в границах территории объекта культурного наследия - в Заднепровском ареале заповедной зоны исторического ядра города Смоленска на территории памятника археологии - мощного археологического культурного слоя (Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 культурный слой города Смоленска принят на государственную охрану, как памятник федерального значения).
Между тем в материалы дела представлены технико-экономическое обоснование возможности размещения объектов капитального строительства - офиса и конторы (офиса) на испрашиваемых земельных участках на Колхозной площади в г. Смоленске, заключение Управления Роспотребнадзора по Смоленской области N 210 по отводу земельного участка под строительство от 16.09.2010, ответ Департамента Смоленской области по культуре от 24.11.2010, согласно которому акт о выборе земельного участка согласован Департаментом при выполнении определенных данным ответом условий.
Более того, согласно пояснениям, данным представителем администрации в суде апелляционной инстанции, территория Колхозной площади позволяет предоставление под строительство испрашиваемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением администрации от 24.07.2007 N 2036-адм утвержден Порядок предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска и формы акта о выборе земельного участка (далее - Порядок).
В соответствии с положениями пунктов 2,3,4,5 Порядка администрация по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Согласно п. 3 Порядка администрация в лице управления архитектуры и градостроительства (далее - УаиГ) по заявлению указанных лиц и органа обеспечивает выбор земельного участка, в целях которого в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акт о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.
Кроме этого, в силу п. 4 названного Порядка УАиГ информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. В постановлении администрации об утверждении проекта границ земельного участка указывается источник опубликования информации о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с п. 5 Порядка по результатам выбора земельного участка администрация утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляется в уполномоченный орган либо заявителю.
Таким образом, в соответствии с указанными положениями Порядка, результатом деятельности администрации по обеспечению выбора земельного участка для размещения объекта капитального строительства является согласование акта выбора земельного участка, оформленного утверждением проекта границ земельного участка (схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории в соответствии с вариантом выбора земельного участка).
Указанная процедура (подготовка проекта границ земельного участка) не является межеванием.
В соответствии с вышеуказанными нормами межевание происходит после принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что утверждение проектов границ земельных участков возможно лишь после межевания земельного участка и согласования акта выбора, является ошибочным.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из вышеуказанных норм следует, что результаты выбора земельного участка оформляются двумя основными документами: актом о выборе земельного участка и проектом границ земельного участка.
В силу п. 5 ст. 31 ЗК РФ утвержденный органом местного самоуправления проект границ земельного участка является приложением акта о выборе земельного участка.
Как следует из материалов дела, соответствующие акты выбора земельных участков, надлежащим образом согласованные, с проектами границ земельных участков площадью 530 кв.м и 1056 кв.м, обществом были предоставлены в администрацию с заявлением от 06.12.2010.
Данный факт администрацией также не оспаривался.
Таким образом, оснований для отказа в согласовании схем расположения испрашиваемых земельных участков и утверждения акта выбора земельных участков не имелось.
Вывод суда первой инстанции о том, что органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении обществу земельных участков лишь по результатам выбора земельных участков, в связи с чем бездействия в информировании населения о возможном предоставлении земельных участков для строительства администрацией не допущено, также является ошибочным.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то что они содержатся в не опубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Принимая во внимание, что доказательств наличия правовых оснований для отказа в согласовании схем расположения испрашиваемых земельных участков и утверждения акта выбора земельных участков в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе в согласовании схем расположения испрашиваемых земельных участков и утверждения акта выбора земельных участков.
При вышеуказанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1 000 рублей для юридических лиц.
ООО "Мир" при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина по заявлению в сумме 2 000 руб. Кроме того, обществом уплачена госпошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб.
С учетом удовлетворения заявленных требований с ответчика - администрации г. Смоленска в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины по заявлению в сумме 2 000 руб., а также по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб., всего - 3 000 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 08 июня 2011 года по делу N А62-794/2011 отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Мир" требования удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации города Смоленска, выразившиеся в отказе обществу с ограниченной ответственностью "Мир" по утверждению проектов границ земельных участков площадью 530 кв.м для строительства конторы (офиса) и площадью 1056 кв.м для размещения офиса на Колхозной площади в городе Смоленске, а также бездействие по неисполнению пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающего органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемых обществом с ограниченной ответственностью "Мир" земельных участков под строительство.
Обязать администрацию города Смоленска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Мир" путем принятия соответствующего решения об утверждении проекта границ земельных участков площадью 530 кв.м для строительства конторы (офиса) и площадью 1056 кв.м для размещения офиса на Колхозной площади в городе Смоленске и совершения действий по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении вышеуказанных земельных участков.
Взыскать с администрации города Смоленска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мир" 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-794/2011
Истец: ООО "Мир"
Ответчик: Администрация г. Смоленска, Администрация города Смоленска
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3251/11