г. Москва |
Дело N А40-37949/11-119-253 |
26 сентября 2011 г. |
N 09АП-22337/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.
судей:
Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2011 по делу N А40-37949/11-119-253 судьи Быковой Ю.Л.
по заявлению ООО Торговый дом "Северный" (ОГРН 1037739314887, 127434,Москва, Дубки, д. 4)
к 1) Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191,Москва, Большая Тульская д. 15), 2) ФГУ "ЗКП" по г. Москве (ОГРН 1027700485757, 107078,Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1), 3) Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054,Москва, Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения от 16.03.2011 N 77/601/11-2658, действия по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:41, действия по внесению в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003027:41, обязании выдать кадастровый паспорт
при участии:
от заявителя:
Ларцева Т.Г. по дов. от 08.06.2010 б/н;
от ответчиков:
Управление Росреестра по Москве - не явился, извещен;
ФГУ "ЗКП" по г. Москве - не явился, извещен;
Департамент земельных ресурсов города Москвы - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2011, принятым по данному делу, удовлетворены требования ООО Торговый дом "Северный" (далее - заявитель, Общество), уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов г.Москвы по постановке на кадастровой учет земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:41, признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве по внесению в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003027:41, обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г. Москве выдать ООО Торговый Дом "Северный" кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003027:1.
При этом суд исходил из того, что оспариваемые действия Управления Росреестра по Москве (далее - Управление) и Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) нарушают требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО Торговый Дом "Северный" (далее - Общество) на основании договора аренды от 24.12.1996 N М-09-007563 использует земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, против вл.13-15, кадастровый номер 77:09:0003027:1, о чем в ЕГРП внесена запись N 77-01/05-265/2001-6491. Указанный земельный участок предоставлен Обществу сроком на 25 лет для строительства и эксплуатации центра услуг и торговли.
Общество 16.03.2011 обратилось в адрес ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г. Москве (далее - учреждение) с запросом о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003027:1.
Решением от 16.03.2011 N 77/601/11-2658 учреждением отказано в выдаче кадастрового паспорта, заявителю выдана кадастровая выписка. Отказ обоснован пересечением ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:1 границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003207:41, что в силу п.2 ч.12 и ч.13 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" влечет невозможность предоставлении запрашиваемой выписки.
В тексте оспариваемого решения также содержатся рекомендации об уточнении границ земельных участков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Закона о государственном кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003027:1 подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Между заявителем и Московским земельным комитетом после проведения геодезических работ по уточнению границ и площади земельного участка 20.04.2000 заключено дополнительное соглашение N 4 к договору аренды земельного участка от 24.12.1996 N М-09-007563. Согласно условиям заключенного дополнительного соглашения, границы участка вынесены на местности и идентифицированы на прилагаемом к договору плане участка поворотными точками. План является составной и неотъемлемой частью договора.
На момент постановки земельного участка на кадастровый учет он не имел пересечения с какими-либо земельными участками, что сторонами не оспаривается.
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действующем на момент осуществления государственного учета земельного участка N 77:09:0003027:41, ведение государственного учета земельного кадастра представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (п.2 ст.17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ).
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (п.2 ст.19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ).
При этом в проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей (абзац 4 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ).
Названный земельный участок поставлен на кадастровый учет Департаментом земельных ресурсов г. Москвы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку при межевании земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:41 Департаментом не соблюдены требования закона по согласованию границ земельного участка со смежными землепользователями (поскольку его границы накладывались на границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:1), то его действия по осуществлению кадастрового учета данного земельного участка нарушают требования Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Следовательно, незаконны и действия Управления по внесению сведений о данном земельном участке в рамках передачи полномочий по ведению кадастра на основании Технического соглашения "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" от 09.06.2006.
В соответствии с частью 12 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующим на момент подачи Обществом запроса, кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: реестр объектов недвижимости; кадастровые дела; кадастровые карты.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Следовательно, учреждение при осуществлении проверки заявления с целью установления оснований для отказа в выдаче кадастрового паспорта, предусмотренных ч. 12 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, должно было получить и изучить кадастровые сведения, предоставляемые в том числе, в виде заявления об учете объекта недвижимости, кадастровой выписки, кадастрового паспорта, кадастрового плана территории.
Поскольку при определении границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:1 пересечения границ со смежными земельными участками не имелось, а границы земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:41 со смежными землепользователями не согласовывались, отсутствовали основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта по заявлению Общества в порядке ч. 12 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с целью исправления технической ошибки в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003027:1 Обществом подано соответствующее заявление, по итогам рассмотрения которого учреждение решением от 05.04.2011 N 77/601/11-3391 отказало в исправлении технической ошибки (т.2, л.д.4-6), рекомендовав при этом представить документы, необходимые для исправления технической ошибки либо заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Таким образом действия Департамента по постановке на кадастровой учет земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:41, а также действия Управления по внесению в государственный кадастр сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003027:41 противоречат Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности на получение кадастрового паспорта на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003027:1, арендуемый Обществом с 1996 года, в связи с чем, обосновано признаны судом первой инстанции незаконными.
В целях восстановления нарушенных прав суд, руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, правомерно обязал ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г. Москве в течение месяца с момента вступления решения в законную силу выдать кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003027:1.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2011 по делу N А40-37949/11-119-253 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37949/2011
Истец: ООО Торговый дом "Северный"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГУ "Земельная кадастравая палата", ФГУ "Земельная кадастровая палата"