Выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений:
расставлены ли все точки над i?
Одним из способов обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей жилыми помещениями является выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, которая, несмотря на свою явную несоразмерность рыночной стоимости найма (поднайма) жилых помещений, ввиду обычной для сегодняшнего дня ситуации - отсутствия возможности быть обеспеченными хотя бы каким-либо жилым помещением по месту прохождения военной службы - бывает для военнослужащих зачастую единственным способом реализации гарантированного государством права на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, обеспечиваются служебными жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, или общежитиями.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части по желанию военнослужащих - граждан Российской Федерации ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, установило общие условия выплаты денежной компенсации военнослужащим и членам их семей за наем (поднаем) жилых помещений: в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
В Вооруженных Силах Российской Федерации порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений регламентируется Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235.
На основе вышеприведенных правовых актов можно выделить следующие основания наличия у военнослужащего права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений:
- наличие у военнослужащего гражданства Российской Федерации;
- невозможность обеспечения жильем военнослужащего и членов его семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы военнослужащего (посредством предоставления жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания*(1), общежитий);
- наем (поднаем) жилого помещения - заключение соответствующего договора в письменной (устной) форме;
- изъявление военнослужащим в рапорте желания получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с указанием даты начала найма (поднайма) жилья, даты прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименования населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размера фактической оплаты за жилое помещение.
В принципе порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения достаточно прост и понятен. Однако на практике встречается следующая ситуация, содержащая ряд спорных моментов.
Военнослужащий - гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу по контракту, ввиду невозможности обеспечения жилым помещением командиром воинской части, в которой он проходит военную службу, и отсутствия финансовой возможности осуществить наем (поднаем) жилого помещения в гражданском секторе, заключил договор найма жилого помещения в общежитии с командованием высшего военного образовательного учреждения профессионального образования (далее - военное учреждение), имеющего в своем ведении жилищный фонд, при отсутствии отношений подчиненности и служебной зависимости указанного военнослужащего от командования данного военного учреждения. При этом, необходимо обратить внимание на тот факт, что плата за владение и пользование предоставленным жилым помещением превышает на порядок плату, взимаемую за аналогичное жилое помещение с военнослужащих, проходящих военную службу в военном учреждении (преподаватели, слушатели).
В дальнейшем указанный военнослужащий в установленном порядке обращается за выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. В чем ему, конечно же, должностное лицо финансовой службы отказывает. Правомерен ли отказ?
Позиция должностного лица предельно проста и понятна - выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения производится исключительно военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации*(2). А военнослужащий и члены его семьи обеспечены жилым помещением в общежитии, входящем в состав специализированного жилищного фонда, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Однако если рассмотреть изложенную ситуацию более предметно, то выясняется следующее.
В указанном случае наймодателем жилого помещения выступает военное учреждение, и при этом данное положение трактуется соответствующими должностными лицами как выполнение обязанности Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению военнослужащему и членам его семьи жилого помещения в общежитии в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Однако между военнослужащим - нанимателем жилого помещения и военным учреждением - наймодателем в данной ситуации отсутствуют военно-служебные отношения, обусловливающие наличие обязанности начальника соответствующего военного учреждения обеспечить военнослужащего и членов его семьи жилым помещением.
В данном случае гражданско-правовые отношения (заключение договора найма (поднайма) жилого помещения) не будут следствием наличия военно-служебных отношений между начальником военного учреждения и военнослужащим (положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), а возникнут непосредственно из интересов*(3) указанных сторон (сдать в наем жилое помещение и осуществить наем жилого помещения соответственно).
При этом, возможные ссылки на положение Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 о том, что военнослужащий все-таки обеспечен "за счет средств Министерства обороны Российской Федерации", не совсем убедительны, так как возникшие между военнослужащим и военным учреждением соответствующие гражданско-правовые отношения обусловливают соответственно и цену договора, превышающую цену договора между военным учреждением и военнослужащими его личного состава.
Следует отметить, что никаких правовых оснований для отнесения военнослужащих, осуществляющих наем (поднаем) жилых помещений в военном учреждении, к различным категориям в зависимости от наличия признака прохождения военной службы в данном военном учреждении и соответственно взимания платы различного размера за владение и пользование предоставленным жилым помещением не имеется.
Так, в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В то же время Инструкция о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 не содержит каких-либо ограничений по субъектному составу договора найма жилого помещения, и участие военного учреждения в качестве стороны указанного договора - наймодателя жилого помещения не является основанием для отказа в выплате военнослужащим - гражданам Российской Федерации денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Иными словами, в указанной ситуации у военнослужащих, по мнению автора, есть возможность в судебном порядке добиться выплаты компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, однако это будет сопряжено с многочисленными трудностями, в основном в части представления необходимой доказательственной базы своих требований.
Д.Е. Зайков,
старший юрисконсульт 25-го Государственного
научно-исследовательского института Министерства
обороны Российской Федерации, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подробнее о правовом статусе служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания: Акчурин З.Х. Вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, предназначенными для временного проживания // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 11.
*(2) Пункт 11 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235.
*(3) "Интерес выступает той причиной, которая побуждает вступать во взаимоотношения, в том числе и правовые" (Шайкенов И.А. Категория интереса в современном гражданском праве: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. Свердловск. 1980. С. 5).
При этом, "интересы предшествуют возникновению гражданско-правовых отношений и лежат в их основе" (Свердлык Г.А. Гражданско-правовые способы сочетания общественных, коллективных и личных интересов: Учебное пособие. Свердловск, 1980. С. 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений: расставлены ли все точки над i?
Автор
Д.Е. Зайков - старший юрисконсульт 25-го Государственного научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, старший лейтенант юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2007, N 6