Национальный проект "Доступное и комфортное жилье -
гражданам России" и его сопровождение государственной
регистрацией прав на недвижимое имущество (на примере Омской области)
Особое внимание высшего политического руководства страны улучшению благосостояния россиян и последовавший рост жилищного строительства, поддержанный целым рядом федеральных и региональных правовых актов, держит регистрационную службу Омской области в напряжении, придает ее деятельности особую востребованность и актуальность, формирует чувство гражданской ответственности за дело, которым мы занимаемся.
Рынок доступности жилья, развитие системы ипотечного кредитования, использование механизма жилищных сертификатов, участие граждан в долевом строительстве, противодействие мошенничеству, недобросовестности риэлторов, коррупции - все это и многое другое определяет ключевые направления деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Наша сопричастность к национальным проектам очень точно определена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, обосновавшим ее словами: "...для решения этих задач должна эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость".
Омское Управление активно подключилось к сопровождению реализации самого востребованного национального проекта, лежащего, как нам представляется, в основе решения остальных задач приоритетной направленности. Если судить по количеству регистрационных действий, то динамика развития ипотечного кредитования в регионе и все, что с ним связано, впечатляет.
Если совсем недавно некоторые показатели исчислялись лишь десятками, то уже за 2006 год Управлением зарегистрировано 8,2 тысячи сделок с привлечением кредитных средств, из которых 2,5 тысячи совершены за счет регионального кредитования. Уровень жилищной ипотеки к общему количеству всех ее объектов составил 88 процентов. Зарегистрировано 206 сделок по приобретению жилья за счет жилищных сертификатов, 1098 договоров участия граждан в долевом строительстве жилья, 246 прав на земельные участки и жилые дома в упрощенном порядке. В два раза увеличилась регистрация участков, выделенных под жилье (6465). Зарегистрировано 32198 прав на основании договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации. Острота проблемы здесь заметно снизилась в связи с продлением срока приватизации до 1 марта 2010 года.
Показатели текущего года не уступают результатам минувшего. Мы понимаем, что эффективность работы регистрирующего органа не может оцениваться только величинами наших статистических отчетов, хотя бы потому, что регистрационный процесс носит заявительный характер. Интенсивнее он проходит там, где более экономически востребован. И, возможно, там, где мы его активизируем, взаимодействуя с общественностью и СМИ.
Рассматривая поставленную Президентом РФ задачу, мы заложили в основу ее понимания ряд простых и понятных организационных принципов.
Первое, сохранение среднего звена сотрудников, формирование кадрового потенциала, повышение профессиональной квалификации специалистов, планомерный рост численности регистраторов. Сегодня в структурных подразделениях Управления работают 94 регистратора, из которых 58 получили свой статус в 2005 и 2006 годах. Мы хотим довести их число до 210. Число регистраторов, работающих в должности более 5 лет, составляет более 38 процентов. Более половины специалистов, занятых в регистрационной сфере, находятся в должности более 3 лет. 77 процентов из них имеют высшее юридическое образование. Штат Управления укомплектован полностью.
Кадровую поддержку мы осуществляем как через материальную заинтересованность, так и воспитание чувства ответственности, понимания того, что сотрудник регистрирующего органа обязан быть юристом высокой квалификации, способным применять различные отрасли права.
Второе. Совершенствование материальной базы Управления, создание благоприятных условий для исполнения государственной функции, связанной с оказанием услуг гражданам. Здесь хотелось бы отметить, что в регионе практически полностью сняты вопросы обустройства деятельности подразделений, расположенных в сельской местности. В абсолютном большинстве они обеспечены достойными условиями деятельности.
В здании центрального аппарата Управления введена первая очередь помещения приема документов, отвечающего всем требованиям Административного регламента. В ближайшее время мы намерены завершить строительство второй очереди, что позволит создать 27 рабочих мест.
В минувшем году открыт сектор приема-выдачи документов на 11 рабочих мест по ул. Ленина, 28 для жителей Омска, для объектов недвижимости, расположенных в Октябрьском административном округе. Аналогичный сектор на 22 рабочих места действует в Кировском административном округе. В настоящее время завершаются организационные мероприятия, связанные с оформлением аренды помещений в Советском административном округе.
Решен вопрос по размещению специалистов трех служб органа - Росрегистрации, Земельного комитета, БТИ в здании по ул. Красногвардейская, 42 для работы по принципу "одного окна" в связи с упрощенным порядком регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества. В центральном аппарате и некоторых сельских подразделениях осуществлена механизации архивных помещений и т.д.
Третье. Координация деятельности Управления с органами государственной власти и местного самоуправления Омской области в решении приоритетных национальных проектов. Понимание необходимости этой работы в Омской области имеется, и она воплощена в различные организационные формы. Главные из них: системные информационные сообщения Управления губернатору Омской области, Главному федеральному инспектору, мэру Омска, соглашения с мэрией, правительством Омской области, организация пункта приема документов в Главном управлении по земельным ресурсам правительства Омской области и т.д. Деятельность Управления в рамках названных принципов наполнена реальными организационными действиями, без которых невозможно решить задачи, поставленные перед регистрационной службой.
Для жителей Омска это важно еще и потому, что планы регионального правительства в ипотечном кредитовании жилья и темпы его строительства достаточно амбициозны. Поэтому очень значимым является улучшение качества и доступность оказываемых Управлением услуг, совершенствование регистрационной деятельности, что обеспечивает повышение эффективности работы регистрирующего органа.
Известно, что оценка деятельности государственного органа, в котором мы служим, уже сегодня зависит от того, сколько денег территориальный орган приносит в казну, от возможности граждан максимально быстро получить услугу, от сокращения времени проведенного гражданами в очередях, от максимально быстрой подготовки документов и выдачи их, от отсутствия жалоб или минимального количества обоснованных жалоб.
Названные параметры оценок жизненно обоснованны и находятся в контексте второй главы Конституции России. Их важность в рамках сопровождения национальных проектов требует разработки целого комплекса организационно-распорядительных документов, направленных на совершенствование регистрационной деятельности, повышение ее эффективности. Свое понимание направлений и методов этой работы мы изложили в расширенном плане мероприятий поэтапного внедрения Административного регламента.
Надо сказать, что Управление в 2005 году воспользовалось правом сокращения регистрационных сроков по усмотрению. В середине 2006 года мы унифицировали этот организационно-распорядительный документ. В настоящее время общий срок регистрации права составляет, как правило, 20 дней.
Регистрация ипотеки в силу договора, сделок по приобретению жилых помещений с использованием сертификатов, ранее возникших прав, прав на наследуемые жилые помещения, а также на земельные участки, выделенные под жилищную застройку, осуществляется не позднее, чем за 14 дней.
Регистрация ипотеки, возникшей на основании ст. 77 ФЗ "Об ипотеке", а также объектов недвижимого имущества, связанных с ипотекой решениями органов образования, осуществляется в максимально короткие сроки - в течение семи дней.
Этим же приказом утвержден Порядок проведения государственной регистрации прав в согласованный с заявителем срок, в том числе менее 7 дней.
Названный распорядительный документ, а также постоянное совершенствование работы по приему и выдаче правоустанавливающих документов, как-то: внедрение специализации, предварительной записи, работа с федеральными коллегами по принципу "одного окна", применение "плавающего" обеда и работа по субботам, открытие дополнительных приемных пунктов и многое другое, - разгрузило головной офис (для сельских подразделений этих проблем не существует), обеспечило быстрое прохождение граждан, желающих сдать документы, успокоило их, устранило излишнюю нервозность наших сотрудников. Подтверждается это отсутствием письменных и устных обращений граждан, юридических лиц, газетных публикаций, касающихся проблем приема и выдачи документов, потерей интереса жителей и власти к этой проблеме.
С целью усиления защиты прав граждан, борьбы с коррупцией, мошенничеством Управление систематически информирует правоохранительные органы о фактах, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний. Всего их было 11, в том числе в отношении сотрудников геронтологического центра, совершивших неправомерные действия в отношении объектов недвижимости, принадлежащих лицам пожилого возраста.
Было бы неправильно, говоря о деятельности территориального органа Росрегистрации, использовать исключительно мажорные тона. Пока еще не все вопросы решены успешно. В более строгом контроле нуждается дисциплина и исполнительность сотрудников. Некоторые из проблем - наша боль. Взять хотя бы "беготню" сотрудников в поисках лучшей доли. Она тоже решается, но гораздо менее успешно.
Что касается правоприменения, то здесь слишком часто приходится задавать вопросы: "почему?" и "как?". На многие "почему" мы могли бы получить ответы из правовых актов федерального уровня. Закон богат практикой, он не терпит пустоты, поэтому практика должна постоянно дополняться.
Рассматриваемая проблема доступного и комфортного жилья для граждан России очень важна и сложна. Тем не менее, на наш взгляд, Управлению удалось зафиксировать эффективные направления деятельности в сопровождении исполнения этой значимой для России и региона задачи.
В.М. Будылка,
руководитель Управления Федеральной регистрационной
службы по Омской области, главный государственный
регистратор Омской области
"Российская юстиция", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и его сопровождение государственной регистрацией прав на недвижимое имущество (на примере Омской области)
Автор
В.М. Будылка - руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области, главный государственный регистратор Омской области
"Российская юстиция", 2007, N 6