Проституция в России в 20-30-е годы ХХ века и на современном этапе
Развитие Советского государства в 20-е годы ХХ века проходило в условиях осуществления новой экономической политики. Необходимость выхода из сложившейся в результате пережитых страной войн и революций кризисной ситуации привела партийное руководство к разработке путей отхода от политики "военного коммунизма" и перехода к элементам рыночной экономики. В результате коренных преобразований, ослабления административно-командной системы на начальном этапе реформ произошел бурный рост преступности, беспризорности, алкоголизма и проституции. Наряду с экономическими и политическими проблемами решения требовал вопрос о поддержании законности и правопорядка, осложнявшийся голодом, безработицей, отсутствием необходимой законодательной базы.
Основной подход, выработанный в Советской России для борьбы с социально опасными явлениями, заключался в переустройстве в первую очередь самого общества таким образом, чтобы у граждан не было необходимости удовлетворять свои социальные и бытовые потребности незаконными способами. Именно это и обусловило начало активной деятельности государства по осуществлению социальных преобразований. Однако нововведения требовали привлечения существенных капиталовложений, которых на тот момент в стране не имелось ввиду сложившейся после войн и революций кризисной ситуации.
В деле борьбы с проституцией социальная политика являлась единственно допустимым способом воздействия на женщин, уже занятых в сфере коммерческого секса, и основной профилактической мерой для тех, кто еще не был вовлечен в этот бизнес, но мог оказаться его потенциальной жертвой.
Всю совокупность мероприятий, проводимых в этой области, условно можно разделить на две группы: к первой отнести те, которые были направлены непосредственно на женщин (как задействованных в торговле собой, так и нет), ко второй - меры, которые осуществлялись в отношении лиц, пополняющих и содержащих штат "жриц любви" (сутенеры, сводники, притонодержатели). Первую группу составляли различные формы социально-экономических преобразований, вторую - меры административного и уголовного воздействия.
Проведение советской властью мероприятий по созданию обширной законодательной базы (принятие Конституции (Основного закона) 1925 г., Уголовных кодексов 1922 и 1926 гг., Гражданского кодекса 1922 г., Кодекса о браке, семье и опеке 1926 г.), борьба с безработицей, уравнение женщины в правах с мужчиной в различных аспектах, борьба с беспризорностью, неграмотностью, организация доступного образования (как для детей, так и для взрослых), медицинского обслуживания, частичное освобождение хозяек от забот по воспитанию детей и бытовых обязанностей, по вовлечению их в общественную и политическую жизнь страны дали существенные положительные результаты уже к 1928-1929 годам. Борьба с детской беспризорностью, охрана материнства и младенчества и забота об общем социальном благополучии граждан были возложены на органы Народного комиссариата социального обеспечения. Принимаемые ими нормативные акты дополнялись актами, издаваемыми органами Народного комиссариата здравоохранения. В ведении последнего, в частности, находилась борьба с венерическими заболеваниями, выразившаяся в построении сети венерических диспансеров и организации просветительской работы в этой области. В результате активной социальной политики в период с 1921 по 1928 г. существенно снизилось число безработных, была создана всесоюзная сеть образовательных и медицинских учреждений (благодаря которым пошла на спад численность больных венерическими заболеваниями), было открыто множество общественных столовых, прачечных, яслей, детских садов, оказывалась помощь женщинам с детьми, было снижено число беспризорников. Анализ результатов социальной политики в указанный период в совокупности с оценкой статистических данных по соответствующим показателям позволяют сделать вывод о достаточно высокой эффективности перечисленных мер в деле снижения уровня проституции и профилактики ее роста. Некоторые статистические данные косвенно указывали на снижение уровня проституции уже в середине 20-х годов. Анализ сведений об источниках заражения больных-венериков показал, что процент заражения от "жриц любви" в 1914 г. - 56,9% - упал в 1922-1925 гг. до 31,7%. Аналогичная тенденция прослеживается и в абсолютных числах: в 1924 г. - 221, в 1925 г. - 190 и в 1926 г. - 128.*(1)
Однако в области борьбы с проституцией существенное негативное влияние на результаты деятельности оказывали многие объективные факторы, воздействие которых государство было не в состоянии уменьшить. "Развитие социально-экономических прав в 20-е - первой половине 30-х годов имело ряд особенностей, обусловленных такими факторами, как голод и разрушенная экономика, безработица, наличие классово враждебных элементов и острой классовой борьбы в стране, сохранение военной опасности, что отвлекало значительные средства на усиление обороны страны. Все это вело к тому, что Советское государство из-за недостатка материальных ресурсов могло гарантировать ряд социально-экономических прав не всем гражданам, а лишь трудящимся, а подчас и не всем категориям трудящихся"*(2).
Этим отчасти обуславливалось существование, несмотря на все принимаемые меры, "социальной язвы", "позорного наследия буржуазии" - проституции.
В ходе осуществления мер административного и уголовно-правового воздействия на уменьшение сферы коммерческого оказания секс-услуг в рассматриваемый период также были достигнуты значительные успехи. В результате активной борьбы органов милиции с притонодержательством и сутенерством (осуществляемой на основании Уголовных кодексов 1922 и 1926 гг.) было достигнуто уменьшение числа притонов и фактов вовлечения женщин в разврат, а многие проститутки были направлены на трудовое перевоспитание в различные лечебно-трудовые профилактории и диспансеры.
Проституция, хотя продолжала существовать как явное социальное зло, пошла на спад. Таким образом, превентивные общесоциальные и уголовно-правовые методы, которыми действовала Советская власть, несмотря на различные недочеты и ошибки, несомненно, приносили свои положительные плоды.
На следующем этапе развития Советского государства и общества, в 30-е годы, работа в области социальной политики продолжилась. В этот период сложилась единая система государственного бесплатного здравоохранения, как общего назначения, так и специализированной медицинской помощи (противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерические диспансеры и т.п.).
Была широко развита система социального обеспечения и социального страхования, куда, например, входили оплачиваемые отпуска, оплата по временной нетрудоспособности, выплаты по беременности и родам. Существенно увеличилось число детских садов и яслей. Продолжилась активная работа по повышению образовательного уровня населения, в результате которой к началу 40-х годов уровень грамотности достиг 81% (в том числе 91% мужчин и почти 73% женщин), свыше 14,2 млн человек имели среднее специальное и высшее образование.
Реализация провозглашенного в Конституции СССР 1936 г. принципа равноправия граждан, а именно равноправия во всех отношениях мужчины и женщины, способствовала формированию "свободных, демократических отношений супружеских и вообще семейных и в целом отношений полов в стране". Также в рамках индустриализации произошло расширение занятости. В результате "сложились условия для быстрого вовлечения в общественное производство десятков миллионов женщин", что, в свою очередь, положительно сказалось на снижении уровня безработицы*(3).
Однако, наряду со значительными улучшениями в жизни общества, оставались еще проблемы, требующие решения. Так, в связи с голодом в 1932-1933 гг., массовой миграцией крестьян в города и скоплением в городах огромного числа озлобленных людей произошел резкий рост уголовной преступности, а также проституции. В качестве дополнительной меры, направленной на улучшение криминогенной обстановки, применялась внесудебная репрессия.
Для этого были учреждены так называемые милицейские "тройки" в составе начальника соответствующего ОГПУ (позднее - НКВД), начальника управления милиции и начальника отдела, представляющего дело в "тройку". Их рассмотрению подлежали дела лиц, имевших судимости за уголовные преступления и не порвавших с преступной средой, лиц, хотя и не имевших судимостей, но не занятых общественно полезным трудом и связанных с преступной средой (в число которых помимо сводников и притонодержателей входили и проститутки), злостных нарушителей паспортного режима и других. Наиболее распространенным решением милицейских "троек" в отношении проституток как антиобщественных элементов была их высылка. Деятельность "милицейских троек" имела в этом отношении серьезные масштабы. Так, из общего числа 265,7 тыс. "изъятых к 1 ноября 1935 г. социально вредного элемента" "милицейскими тройками" были рассмотрены дела почти 85 тыс. человек*(4). Один из нынешних исследователей борьбы с проституцией так описывал сложившуюся в тот период ситуацию: "Постепенно в борьбе с проституцией все большую роль начинали играть "бойцы невидимого фронта". Быт профилакториев стал напоминать лагерный, а в октябре 1937 г. профилактории для нищих и проституток вошли в систему ГУЛАГа: Теперь любое нарушение норм коммунистической морали начинает рассматриваться как политическое преступление"*(5).
Такие меры в значительной степени имели своей целью не столько рассмотрение конкретного дела и определение наказания по нему, сколько были попыткой по возможности рассеять криминальную среду. Подобная профилактика давала свои результаты, однако была напрямую связана с открытым нарушением прав личности, законности вообще.
Проблема борьбы с проституцией актуальна и по сей день. В России, как и во многих странах, власть озабочена как самим фактом существования секс-бизнеса, так и многочисленными его негативными последствиями. Среди таковых и детская проституция, и международная торговля людьми, и наркомания, и венерические заболевания, и тесная связь с преступной средой.
В настоящее время отношение государственной власти к проблеме существования сферы коммерческого секса сводится к признанию меньшей общественной опасности деятельности проститутки, что выражается в наложении на нее административного взыскания, и к закреплению в уголовном законодательстве более строгих санкций для лиц, вовлекающих женщин в этот бизнес, ввиду признания их действий более общественно опасными. Административное законодательство (КоАП РФ 2001 г.) содержит всего две статьи, посвященные рассматриваемой проблеме: по ст. 6.11 занятие проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а по ст. 6.12 получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, карается наложением административного штрафа в размере от 20 до 25 МРОТ или административным арестом на срок от 10 до 15 суток.
Меры уголовно-правового воздействия на сферу коммерческого оказания секс-услуг содержатся в более широком перечне статей. Статья 240 Уголовного кодекса РФ 1996 г. в части 1 предусматривает наказание за вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией. По части 2 караются те же деяния, совершенные: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей; в) группой лиц по предварительному сговору. В части 3 говорится, что деяния, предусмотренные частями первой или второй, совершенные организованной группой либо в отношении заведомо несовершеннолетнего, также влекут наказание. В соответствии с частью 1 ст. 241 наказуемыми признаются деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией. Часть 2 предусматривает наказание за те же деяния, совершенные: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия или с угрозой его применения; в) с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетних, а часть 3 - за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с использованием для занятия проституцией лиц, заведомо не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Дополнительно лицо, занятое в сфере оказания секс-услуг, может быть привлечено к ответственности по ст. 121 УК РФ, предусматривающей наказание за заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, а также за то же деяние, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего. По ст. 122 применение санкций влечет заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, также заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни (ч. 2), а по ч. 3 - деяние, предусмотренное частью 2, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего.
Также наказание может быть наложено за понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133) и за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134).
Расширение перечня статей, содержащих санкции за различные деяния в сфере коммерческого оказания секс-услуг, в настоящее время существенно не влияет на уровень проституции в стране. По официальным данным МВД, в занятие проституцией в России вовлечено около 150 тыс. женщин, а по экспертным оценкам ООН, только в Москве насчитывается от 80 до 130 тыс. работниц коммерческого секса. "Если в столице этим вынуждены заниматься в основном приезжие из стран СНГ, то в Казани на панель выходят большей частью матери-одиночки и безработные, а в Томске - студентки местных вузов". В группе риска, по данным исследования, находятся еще три миллиона представительниц слабого пола в возрасте до 29 лет - среди них, в первую очередь, те, кто не имеет высшего образования и не может найти нормальную оплачиваемую работу*(6).
Еще в конце 20-х годов ХХ века было подмечено, что в больших городах "материальная необеспеченность особенно остро ставит вопрос об ограничении деторождения, богатство и сытость одних, ищущих всякого рода наслаждений, создает спрос и на наслаждение женским телом, а бедность и нищета других толкает их на проституцию: но и неимущие, именно вследствие бедности и стремления к ограничению деторождения, пользуются проституцией для удовлетворения своего полового желания"*(7).
Таким образом, используя лишь способы законодательного воздействия, государство не может изменить сложившуюся ситуацию роста сферы "продажной любви". Необходимы масштабные социальные преобразования: возрождение системы доступного здравоохранения, образования, расширение сети учреждений, оказывающих помощь молодым матерям (в России смертность стала превышать рождаемость: в 1992 г. на 83,2 тыс., в 1993 г. уже около 800 тыс., а в последующие годы - от 800 тыс. до 1 млн человек в год), беспризорникам, активная борьба с безработицей, повышение уровня заработной платы (причем не только с точки зрения борьбы с проституцией. По данным министра труда и социального развития, к февралю 2004 г. число лиц, живущих ниже уровня прожиточного минимума, составило 27 млн человек).
Широкое распространение в последнее десятилетие получила торговля женщинами в целях "сексуального рабства". "Только в Германии за последний год было выявлено 317 гражданок России, занимающихся проституцией. Более 70% женщин, оказавшихся в рабстве за границей, не представляли, какую именно работу им придется выполнять впоследствии"*(8). И хотя имеются международные нормативные акты, направленные на борьбу с торговлей людьми в целях проституции*(9), а в России в Уголовный кодекс РФ в 2003 г. была введена статья против торговли людьми*(10), массовая продажа русских девушек за рубеж в целях проституции продолжается.
Продажа и покупка женских ласк способствует массовому распространению венерических заболеваний, причем не только через непосредственный половой контакт, но и в процессе совместного с клиентом употребления наркотиков. "Проститутки заражают клиентов, клиенты заражают проституток. И если в 1997 г. в России было выявлено около 200 ВИЧ-инфицированных половым путем, то в 1999 г. - уже 600, а в 2000 г. - 3 тыс. Сколько жителей России сейчас инфицированы, не знает никто: латентное бессимптомное носительство может длиться 10-12 лет"*(11).
Не секрет, что сфера коммерческого оказания секс-услуг, как и прежде, связана с преступностью. Связь эта может проявляться в различных формах:
- "ублажение" крупных дельцов и лидеров преступного мира;
- внедрение в противоборствующие преступные группировки;
- компрометация должностных лиц в целях вовлечения их в коррумпированные связи или для публичной их дискредитации;
- осуществление роли "наводчиков" или информаторов преступных группировок "в целях совершения ими различного рода преступлений, главным образом, корыстного характера"*(12).
Таким образом, ни процесс исторического развития нашей страны, ни научно-технический прогресс, ни провозглашение законных прав и интересов граждан высшей ценностью государства, ни активная законодательная деятельность существенным образом не повлияли ни на уровень проституции, ни на причины, ее порождающие и лежащие в основе деления на виды - материальные и нематериальные.
По нашему мнению, и по сей день справедливо высказывание советского врача, изучавшего в 20-е годы прошлого века проблему борьбы с "социальной язвой": "Действенным средством борьбы с проституцией признается все, что приближает нас к полному раскрепощению женщины, все, что повышает материальный уровень населения, все, что улучшает обстановку, в которой женщина развивается и живет"*(13). Возможно, сходство современной ситуации с той, что была характерна для 20-х годов прошлого века, позволит использовать наиболее эффективные способы решения рассматриваемой проблемы и в наши дни.
А.Ю. Токмачева,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гернет М.Н. К статистике проституции // Статистическое обозрение. 1927. N 7 (июль). С. 88.
*(2) Курицын В.М. Развитие прав и свобод в Советским государстве. М., 1983. С. 92.
*(3) Там же. С. 84-85.
*(4) См. там же. С. 108.
*(5) Малахов А. Три века российской проституции // Коммерсантъ-Деньги. 2001. N 17-18. С. 55.
*(6) Павликова О. Страна рабов и господ // Газета. 2003. 16 марта. С. 3.
*(7) Краснушкин Е.Г. К психологии и психопатологии половых правонарушений // Правонарушения в области сексуальных отношений. М., 1927. С. 14.
*(8) Павликова О. Указ. соч. С. 3.
*(9) Например, Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 г., Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 декабря 2000 г., Рекомендация N R (91) 11 Комитета министров государствам-членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговля детьми и несовершеннолетними от 9 сентября 1991 г.
*(10) Статья 127.1. Торговля людьми (введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ). Торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации, - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. Под эксплуатацией человека в настоящей статье понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние (в ред. Федерального закона от 21 июля 2004 г. N 73-ФЗ). "В Уголовном кодексе статья, касающаяся торговля людьми, появилась всего лишь два года назад. С тех пор мы возбудили всего 78 уголовных дел. Естественно, что за такой короткий срок правоприменительная практика находится в процессе формирования". Начальник отдела 2 ОРБ департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России Вадим Огарь (Павликова О. Указ. соч. С. 3.).
*(11) Ландо А. Коммерсантъ-Деньги. 2001. 5 мая. N 17-18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проституция в России в 20-30-е годы ХХ века и на современном этапе
Автор
А.Ю. Токмачева - кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2007, N 7