Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации
от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1,
26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Нововведения Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ (далее - Федеральный закон N 85-ФЗ) затронули гл. 21, 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ.
Они устранили пробелы и неясности законодательства, разрешили его спорные моменты и в большинстве случаев положительны для налогоплательщиков.
В первую очередь изменения будут небезынтересны налогоплательщикам, применяющим специальные режимы налогообложения, так как законодатель рассмотрел, например, вопросы обложения НДС, разъяснил особенности переходных периодов, расширил перечень расходов, учитываемых у плательщиков ЕСХН и "упрощенцев", осветил порядок признания доходов и расходов, внес коррективы в перечень видов предпринимательской деятельности, по которым может уплачиваться ЕНВД.
Поправки в гл. 21 НК РФ коснулись, в частности, особенностей освобождения от налогообложения, перечня операций, освобождаемых от налогообложения, порядка включения НДС в расходы и применения налоговых вычетов.
Нововведения вступят в силу с 01.01.2008. Некоторые из них распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.
Кратко суть изменений дана в таблице, а также вниманию читателей представлен комментарий к некоторым из них.
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Пункт | Статьи НК РФ | Вносимые изменения |
| статьи | |-------------------------------------------------------------------|
|1 Закона| | их суть | как |
|N 85-ФЗ | | |влияют* |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. |Статья 145. "Освобож-|Уточнено, что для организаций и индивидуальных| |
| |дение от исполнения|предпринимателей, перешедших на общий режим| |
| |обязанностей налогоп-|налогообложения с УСНО, а также индивидуальных| |
| |лательщика" |предпринимателей, перешедших с уплаты ЕСХН, документом,| + |
| | |подтверждающим право на освобождение от обложения НДС,| |
| | |является выписка из Книги учета доходов и расходов,| |
| | |заполняемой при применении данных специальных режимов| |
| | |налогообложения (абз. 6, 7 п. 6). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 2. |Статья 149. "Опера- |Расширен перечень операций, освобождаемых от обложения| |
| |ции, не подлежащие|НДС, в части реализации товаров (работ, услуг),| |
| |налогообложению (ос-|производимых и реализуемых государственными унитарными| + |
| |вобождаемые от|предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических,| |
| |налогообложения)" |психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной| |
| | |защиты или социальной реабилитации населения (абз. 5 пп. 2| |
| | |п. 3). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Из перечня операций, освобождаемых от обложения НДС,| |
| | |исключена реализация лома и отходов черных металлов| - |
| | |(пп. 24 п. 3). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 3. |Статья 164. |Уточнено, что к лекарственным средствам отечественного или| |
| |"Налоговые ставки" |зарубежного производства, облагаемым по ставке 10%,| |
| | |относятся, в том числе, лекарственные средства,| + |
| | |предназначенные для проведения клинических испытаний| |
| | |(абз. 2 пп. 4 п. 2). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 4. |Статья 165. "Порядок|Указано, в каком порядке представляют документы| |
| |подтверждения права|налогоплательщики, которые согласно п. 4 данной статьи для| |
| |на получение|подтверждения обоснованности применения налоговой ставки| |
| |возмещения при|0% не сдают в налоговые органы таможенные декларации (их| + |
| |налогообложении по|копии) (например, при перевозке, транспортировке ввозимых| |
| |налоговой ставке 0|или вывозимых за пределы территории РФ товаров) (абз. 5| |
| |процентов" |п. 9). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 5. |Статья 167. "Момент|Установлен порядок определения даты, начиная с которой| |
| |определения налоговой|исчисляются 180 календарных дней, в течение которых| |
| |базы" |налогоплательщики, которые согласно п. 4 ст. 165 НК РФ для| + |
| | |подтверждения обоснованности применения налоговой ставки| |
| | |0% не представляют в налоговые органы таможенные| |
| | |декларации, должны быть собран полный пакет документов| |
| | |(абз. 2 п. 9). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 6. |Статья 170. "Порядок|В перечень операций, при осуществлении которых не нужно| |
| |отнесения сумм налога|восстанавливать суммы НДС по товарам (работам, услугам),| |
| |на затраты по|ранее принятые к вычету, включена передача имущества| |
| |производству и|участнику договора простого товарищества или его| + |
| |реализации товаров|правопреемнику при выделении его доли из имущества,| |
| |(работ, услуг)" |находящегося в общей собственности участников договора,| |
| | |или разделе данного имущества (абз. 1 пп. 2 п. 3). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Организации - неплательщики НДС либо освобожденные от| |
| | |исполнения обязанностей налогоплательщика, а также| |
| | |индивидуальные предприниматели вправе учесть в расходах в| |
| | |целях исчисления налога на прибыль, ЕСХН, единого налога| |
| | |при применении УСНО суммы НДС, уплаченные в бюджет в связи| + |
| | |с исполнением обязанностей налогового агента при| |
| | |приобретении у иностранного лица товаров (работ, услуг), в| |
| | |случаях возврата товаров продавцу, отказа от них,| |
| | |изменения условий либо расторжения договоров и возврата| |
| | |аванса (п. 7). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 7. |Статья 171. |Покупатели - плательщики НДС, исполняющие обязанности| |
| |"Налоговые вычеты" |налогового агента, при приобретении товаров (работ, услуг)| + |
| | |у иностранных лиц вправе принять к вычету суммы НДС при| |
| | |возврате товаров или отказе от них, изменении условий либо| |
| | |расторжении договора и возврате аванса (абз. 3 п. 5). | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Глава 26.1. "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый|
|сельскохозяйственный налог)" |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 8. |Статья 346.1. "Общие|Плательщики ЕСХН, являющиеся участниками договора простого| |
| |условия применения|товарищества, которые ведут общий учет операций в рамках| - |
| |системы налогообложе-|договора, а также доверительными управляющими, признаются| |
| |ния для сельскохозяй-|плательщиками НДС в соответствии со ст. 174.1 НК РФ| |
| |ственных товаропроиз-|(абз. 1 и 4 п. 3). | |
| |водителей (единого| | |
| |сельскохозяйственного| | |
| |налога)" | | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 9. |Статья 346.2. |Уточнены критерии отнесения сельскохозяйственных| |
| |"Налогоплательщики" |потребительских кооперативов к сельскохозяйственным| + |
| | |товаропроизводителям (абз. 1 п. 2). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Указан порядок определения доли дохода от реализации| |
| | |продукции первичной переработки из сельскохозяйственного| |
| | |сырья собственного производства членов| |
| | |сельскохозяйственных потребительских кооперативов (абз. 3| |
| | |п. 2). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Приведен критерий, соблюдение которого позволяет| |
| | |сельскохозяйственным потребительским кооперативам,| |
| | |признаваемым сельскохозяйственными товаропроизводителями,| |
| | |перейти на уплату ЕСХН (абз. 1, 2 п. 5). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Указан порядок расчета соответствия данному критерию,| |
| | |когда сельскохозяйственный потребительский кооператив,| |
| | |уплачивая ЕНВД в отношении некоторых видов| |
| | |предпринимательской деятельности, собирается перейти на| |
| | |уплату ЕСХН в отношении других видов деятельности (абз. 1| |
| | |п. 7). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Уточнено, в каких случаях реализация сельскохозяйственной| |
| | |продукции сельскохозяйственными потребительскими| |
| | |кооперативами через свои магазины, торговые точки,| |
| | |столовые и полевые кухни не подпадает под обложение ЕНВД| |
| | |(абз. 2 п. 7). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 10. |Статья 346.3. |Перечислены данные, которые должны отражаться в заявлении| |
| |"Порядок и условия|о переходе на уплату ЕСХН сельскохозяйственными| + |
| |начала и прекращения|потребительскими кооперативами (п. 1). | |
| |применения единого|----------------------------------------------------------+--------|
| |сельскохозяйственного|Для сельскохозяйственных потребительских кооперативов| |
| |налога" |назван критерий, несоблюдение которого влечет потерю права| + |
| | |на применение ЕСХН (абз 1 и 2 п. 4). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 11. |Статья 346.5. |Расширен перечень расходов, учитываемых для целей| |
| |"Порядок определения|применения налогового режима в виде ЕСХН, в части: | |
| |и признания доходов и|- расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию,| + |
| |расходов" |модернизацию, техническое перевооружение основных средств| |
| | |(пп. 1 п. 2); | |
| | |- расходов в виде потерь от падежа птицы и животных в| |
| | |пределах норм, установленных Правительством РФ (пп. 42| |
| | |п. 2). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Указан порядок учета расходов на достройку,| |
| | |дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое| |
| | |перевооружение, а также пересчета налоговой базы в случае| + |
| | |реализации основных средств, по которым были произведены| |
| | |достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация,| |
| | |техническое перевооружение (п. 4). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Для целей применения гл. 26.1 НК РФ расходы на достройку,| |
| | |дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое| |
| | |перевооружение определяются с учетом п. 2 ст. 257 НК РФ| + |
| | |(абз. 12 пп. 2 п. 4). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Расходы на приобретение (сооружение, изготовление),| |
| | |достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию,| + |
| | |техническое перевооружение основных средств, а также на| |
| | |приобретение (создание налогоплательщиком) НМА учитываются| |
| | |в размере уплаченных сумм (абз. 6 пп. 2 п. 5). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 12. |Статья 346.6. |Уточнен порядок признания доходов и расходов при переходе| |
| |"Налоговая база" |с системы налогообложения в виде ЕСХН на уплату налога на| + |
| | |прибыль по методу начисления (п. 7). | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Глава 26.2. "Упрощенная система налогообложения" |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 13. |Статья 346.11. |Плательщики единого налога при применении УСНО, являющиеся| |
| |"Общие положения" |участниками договора простого товарищества, которые ведут| |
| | |общий учет операций в рамках договора, а также| |
| | |доверительными управляющими, признаются плательщиками НДС| - |
| | |в соответствии со ст. 174.1 НК РФ (абз. 1 п. 2, абз. 1| |
| | |п. 3). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 14. |Статья 346.12. |Расширен перечень лиц, не имеющих права применять УСНО, в| |
| |"Налогоплательщики" |части всех иностранных организаций, а не только имеющих на| - |
| | |территории РФ обособленные подразделения (пп. 18 п. 3). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Уточнен порядок расчета доходов по итогам 9 месяцев для| |
| | |соблюдения ограничения, позволяющего организации,| + |
| | |уплачивающей ЕНВД в отношении некоторых видов| |
| | |предпринимательской деятельности, применять УСНО по| |
| | |остальным видам деятельности (п. 4). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 15. |Статья 346.13. |В заявлении о переходе на применении УСНО организации и| |
| |"Порядок и условия|индивидуальные предприниматели должны указывать также| |
| |начала и прекращения|среднюю численность работников за 9 месяцев текущего года,| + |
| |применения упрощенной|а также остаточную стоимость основных средств и НМА на 1| |
| |системы налогообложе-|октября текущего года (абз. 1 п. 1). | |
| |ния" |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Если участник договора простого товарищества или| |
| | |доверительного управления допустил несоответствие| |
| | |требованию п. 3 ст. 346.14 НК РФ о том, что объектом| - |
| | |налогообложения должны быть доходы, уменьшенные на| |
| | |величину расходов, то он утрачивает право на применение| |
| | |УСНО начиная с квартала, в котором допущено несоответствие| |
| | |(абз. 1 п. 4). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 16. |Статья 346.15. |Внесена техническая правка (абз. 5 п. 1). | |
| |"Порядок определения| | |
| |доходов" | | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 17. |Статья 346.16. |Расширен перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую| |
| |"Порядок определения|базу, в части расходов: | |
| |расходов" |- на достройку, дооборудование, реконструкцию,| |
| | |модернизацию и техническое перевооружение основных средств| + |
| | |(пп. 1 п. 1); | |
| | |- на обслуживание ККТ (пп. 35 п. 1); | |
| | |- по вывозу бытовых отходов (пп. 36 п. 1). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Уточнено, что учитываются расходы на все виды| |
| | |обязательного страхования работников и имущества (пп. 7| + |
| | |п. 1). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |В расходы не включается сумма единого налога, уплаченного| + |
| | |в связи с применением УСНО (пп. 22 п. 1). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Уточнено, что учитываются расходы, связанные с| |
| | |приобретением товаров, предназначенных для дальнейшей| + |
| | |реализации, в том числе расходы по хранению, обслуживанию| |
| | |и транспортировке (пп. 23 п. 1). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Указан порядок учета расходов на достройку,| |
| | |дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое| + |
| | |перевооружение (п. 3). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Дан порядок пересчета налоговой базы в случае реализации| |
| | |(передачи) основных средств, по которым были осуществлены| + |
| | |расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию,| |
| | |модернизацию, техническое перевооружение (абз. 11 п. 3). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |В целях применения гл. 26.2 НК РФ расходы на достройку,| |
| | |дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое| + |
| | |перевооружение основных средств определяются с учетом| |
| | |положений п. 2 ст. 257 НК РФ (п. 4). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 18. |Статья 346.17. |Продавец при возврате аванса в счет поставки товара,| |
| |"Порядок признания|выполнения работ, оказания, услуг, передачи имущественных| + |
| |доходов и расходов" |прав, уменьшает на сумму возврата доходы налогового| |
| | |(отчетного) периода, в котором произведен возврат (абз. 3| |
| | |п. 1). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Расходы на приобретение (сооружение, изготовление),| |
| | |достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию,| + |
| | |техническое перевооружение основных средств, а также| |
| | |приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА,| |
| | |учитываются в размере уплаченных сумм (пп. 4 п. 2). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |При переходе "упрощенца" на объект налогообложения| |
| | |"доходы, уменьшенные на величину расходов" расходы,| |
| | |относящиеся к налоговым периодам, в которых объектом| |
| | |налогообложения были доходы, не уменьшают налогооблагаемую| |
| | |базу (п. 4). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 19. |Статья 346.25. |Уточнен порядок признания доходов и расходов при переходе| |
| |"Особенности исчисле-|с УСНО на исчисление налога на прибыль по методу| + |
| |ния налоговой базы|исчисления (п. 2). | |
| |при переходе на|----------------------------------------------------------+--------|
| |упрощенную систему|Указано, в каком порядке определяется остаточная стоимость| |
| |налогообложения с|основных средств на дату перехода с УСНО на иной режим| + |
| |иных режимов налого-|налогообложения (кроме в виде ЕНВД) в случае, если за| |
| |обложения и при пере-|период применения УСНО расходы на достройку,| |
| |ходе с упрощенной|дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое| |
| |системы налогообло-|перевооружение не были учтены полностью (п. 3). | |
| |жения на иные режимы|----------------------------------------------------------+--------|
| |налогообложения" |При переходе с общего режима налогообложения на УСНО| |
| | |налогоплательщик вправе в последнем налоговом периоде до| |
| | |перехода принять к вычету суммы НДС, исчисленные и| + |
| | |уплаченные в бюджет с сумм предварительной (частичной)| |
| | |оплаты, полученных до перехода, в счет предстоящих| |
| | |поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или| |
| | |передачи имущественных прав, осуществленных после перехода| |
| | |(п. 5). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Разрешено при переходе с УСНО на общий режим| |
| | |налогообложения суммы НДС по приобретенным товарам| |
| | |(работам, услугам, имущественным правам), которые в период| + |
| | |применения УСНО не были включены в расходы, принимать к| |
| | |вычету после перехода на общий режим налогообложения в| |
| | |порядке, установленном гл. 21 НК РФ (п. 6). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 20. |Статья 346.25.1. |Изменен перечень видов предпринимательской деятельности,| |
| |"Особенности примене-|по которым может применяться УСНО на основе патента| + |
| |ния упрощенной систе-|(п. 2). | |
| |мы налогообложения|----------------------------------------------------------+--------|
| |индивидуальными |Переход с применения УСНО на основе патента на общий| |
| |предпринимателями на|порядок применения УСНО может быть осуществлен только по| |
| |основе патента" |окончании периода, на который выдан патент (абз. 2 п. 3). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Исключено указание, что срок действия патента начинается с| + |
| | |первого числа квартала (абз. 3 п. 4). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Указано, что патент действует только на территории того| |
| | |субъекта РФ, в котором он выдан, и, имея патент, выданный| + |
| | |на территории одного субъекта РФ, можно получить другой| |
| | |патент на применение УСНО в другом субъекте РФ (абз. 6, 7| |
| | |п. 5). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Определен порядок расчета размера потенциально возможного| + |
| | |к получению годового дохода, который законом субъекта РФ| |
| | |на следующий календарный год не изменен (абз. 1 п. 7). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговые| |
| | |органы об утрате права на применение УСНО на основе| |
| | |патента и переходе на иной режим налогообложения в| |
| | |установленный срок исполнения этой обязанности (абз. 3| |
| | |п. 9). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Указан срок, в течение которого индивидуальный| |
| | |предприниматель, перешедший с применения УСНО на основе| - |
| | |патента на иной режим налогообложения, не вправе вернуться| |
| | |на этот режим налогообложения (абз. 4 п. 9). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |При оплате оставшейся стоимости патента (не позднее 25| |
| | |календарных дней со дня окончания периода, на который он| + |
| | |был выдан) она может быть уменьшена на сумму страховых| |
| | |взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 10). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |При применении УСНО на основе патента налоговая декларация| |
| | |по единому налогу не представляется (п. 11). | + |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Предусмотрено, что при применении УСНО на основе патента| |
| | |ведется налоговый учет на основании Книги учета доходов и| - |
| | |расходов (п. 12). | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Глава 26.3. "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов|
| деятельности" |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 21. |Статья 346.26. |Оказание услуг общественного питания через объекты| |
| |"Общие положения" |организации общественного питания, имеющие залы| - |
| | |обслуживания посетителей, учреждениями образования,| |
| | |здравоохранения и социального обеспечения не подпадает под| |
| | |обложение ЕНВД (пп. 8 п. 2). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Уточнено, что в отношении услуг по временному размещению и| |
| | |проживанию критерий по площади в размере 500 кв. м| |
| | |применяется в отношении помещений для временного| |
| | |размещения и проживания, а не спальных (пп. 12 п. 2). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Уточнен вид деятельности по оказанию услуг по передаче во| |
| | |временное владение и (или) пользование торговых мест, в| + |
| | |отношении которого может уплачиваться ЕНВД (пп. 13 п. 2). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |В перечень видов деятельности, которые могут быть| |
| | |переведены на уплату ЕНВД, добавлены услуги по передаче во| |
| | |временное владение (или) пользование земельных участков| + |
| | |для организации торговых мест в стационарной торговой| |
| | |сети, размещению объектов нестационарной торговой сети,| |
| | |объектов организации общественного питания, не имеющих| |
| | |залов обслуживания посетителей (пп. 14 п. 2). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Указано, что налоговый режим в виде ЕНВД не применяется в| |
| | |отношении предпринимательской деятельности,| |
| | |осуществляемой: | - |
| | |- в рамках договора доверительного управления имуществом; | |
| | |- крупнейшим налогоплательщиком (абз. 1 п. 2.1). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |При переходе с общего режима налогообложения на уплату| |
| | |ЕНВД налогоплательщик вправе в последнем налоговом периоде| |
| | |до перехода принять к вычету суммы НДС, исчисленные и| |
| | |уплаченные в бюджет с сумм предварительной (частичной)| + |
| | |оплаты, полученных до перехода, в счет предстоящих| |
| | |поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или| |
| | |передачи имущественных прав, осуществленных после перехода| |
| | |(п. 8). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Разрешено при переходе с уплаты ЕНВД на общий режим| |
| | |налогообложения суммы НДС по приобретенным товарам| |
| | |(работам, услугам, имущественным правам), которые не были| + |
| | |использованы в период применения специального режима,| |
| | |принимать к вычету после перехода на общий режим| |
| | |налогообложения в порядке, установленном гл. 21 НК РФ| |
| | |(п. 9). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 22. |Статья 346.27. |Исключено указание, что корректирующий коэффициент базовой| |
| |"Основные понятия,|доходности К2 учитывает фактический период осуществления| |
| |используемые в|деятельности (абз. 6). | |
| |настоящей главе" |----------------------------------------------------------+--------|
| | |К услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке| |
| | |автотранспортных средств не относятся услуги по| |
| | |гарантийному ремонту и обслуживанию (абз. 9). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |К розничной торговле не относится реализация газа в| |
| | |баллонах, грузовых и специальных автомобилей, прицепов,| |
| | |полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов,| |
| | |товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой| |
| | |сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная| |
| | |торговля), а также через телемагазины и компьютерные| |
| | |сети), передача лекарственных препаратов по льготным| |
| | |(бесплатным) рецептам (абз. 12). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов,| |
| | |относятся, в том числе, торговые автоматы (абз. 15). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |К услугам общественного питания не относятся услуги по| |
| | |производству и реализации подакцизных товаров (алкогольной| |
| | |продукции и пива, указанных в пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ)| |
| | |(абз. 19). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Из перечня объектов организации общественного питания, не| |
| | |имеющих зала обслуживания посетителей, исключены торговые| |
| | |автоматы, но включены магазины (секции, отделы) кулинарии| |
| | |(абз. 21). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Уточнено понятие торгового места (абз. 30). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Даны понятия: | |
| | |- стационарного торгового места (абз. 31); | |
| | |- помещения для временного размещения и проживания| |
| | |(абз. 38); | + |
| | |- объекта предоставления услуг по временному размещению и| |
| | |проживанию (абз. 40); | |
| | |- площади стоянки (абз. 41). | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Уточнено, что к средствам наружной рекламы в целях| |
| | |распространения и (или) размещения наружной рекламы| |
| | |относятся также световые табло (абз. 35). | |
|--------+---------------------+----------------------------------------------------------+--------|
| 23. |Статья 346.29. |Изменен физический показатель для следующих видов| |
| |"Объект налогообложе-|предпринимательской деятельности: | |
| |ния и налоговая база"|- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров;| |
| | |- розничная торговля, осуществляемая в объектах| |
| | |стационарной торговой сети, а также в объектах| |
| | |нестационарной торговой сети, площадь торгового места в| |
| | |которых превышает 5 кв. м; | |
| | |- услуги по передаче во временное владение и (или) в| |
| | |пользование торговых мест, расположенных в объектах| |
| | |стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов,| |
| | |объектов нестационарной торговой сети, а также объектов| |
| | |организации общественного питания, не имеющих залов| |
| | |обслуживания посетителей, в которых площадь одного| |
| | |торгового места, объекта нестационарной торговой сети или| |
| | |объекта организации общественного питания превышает 5 кв.| |
| | |м. | |
| | |----------------------------------------------------------+--------|
| | |Установлены дифференцированный физический показатель и| |
| | |базовая доходность для оказания услуг по передаче во| |
| | |временное владение и (или) в пользование земельных| |
| | |участков. | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|* Знаки "+/ -" - положительное/отрицательное изменение для налогоплательщиков. |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Рассмотрим некоторые нововведения, коснувшиеся плательщиков ЕСХН, ЕНВД, "упрощенцев", связанные с исчислением НДС, а также изменения в гл. 26.3 "Единый налог на вмененный доход" НК РФ.
"Спецрежимники" и НДС
Уплата НДС в соответствии со статьей 174.1 НК РФ
Согласно действующей редакции НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕСХН, а также применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
С 01.01.2006 действует ст. 174.1 "Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации" НК РФ. Из ее п. 2 следует, что участник договора простого товарищества, ведущий общий учет операций, и доверительный управляющий признаются плательщиками НДС при совершении операций в соответствии с договорами простого товарищества или доверительного управления имуществом. В результате в законодательстве возник пробел: с одной стороны, при применении данной статьи не предусмотрены исключения для налогоплательщиков, которые уплачивают ЕСХН или применяют УСНО, с другой - в ст. 346.1 и 346.11 НК РФ указано, что такие "спецрежимники" не являются плательщиками НДС, и ими не предусмотрены исключения для налогоплательщиков, указанных в ст. 174.1 НК РФ.
Действующая редакция НК РФ. По нашему мнению, данное противоречие должно быть разрешено с учетом положений гл. 26.2 и 26.3 НК РФ, которые являются специальными по отношению к ст. 174.1 кодекса, носящей общий характер, и поэтому они имеют приоритет. А это значит, что специальная норма преобладает над общей. Этот принцип выражен, например, в особом мнении судьи Конституционного суда РФ А.Л. Кононова в Постановлении КС РФ от 14.05.2003 N 8-П.
У финансового ведомства разные подходы: для договора простого товарищества - один, для договора доверительного управления имуществом - другой (Письмо от 22.12.2006 N 03-11-05/282): индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения и осуществляющий ведение общих дел по договору простого товарищества, признается плательщиком налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, осуществляемых в рамках указанного договора. Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина РФ от 20.11.2006 N 03-11-04/2/246, от 21.02.2006 N 03-11-04/2/49.
Письмо от 18.12.2006 N 03-04-14/27: доверительный управляющий, применяющий упрощенную систему налогообложения, с суммы вознаграждения, получаемого за услуги по управлению имуществом, переданным ему в доверительное управление, налог на добавленную стоимость не исчисляет и в бюджет не уплачивает, поскольку согласно нормам гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
С 01.01.2008. Начиная с этой даты ст. 346.1 и 346.11 НК РФ будут действовать в уточненной редакции, согласно которой плательщики ЕСХН и "упрощенцы" признаются плательщиками НДС при осуществлении операций, предусмотренных ст. 174.1 НК РФ. В целях обложения НДС в последней говорится, что участник договора простого товарищества, ведущий общий учет операций, и доверительный управляющий выставляют счета-фактуры при совершении операций в рамках договоров простого товарищества или доверительного управления имуществом. Эти лица могут принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с указанными договорами. Данный участник договора простого товарищества и доверительный управляющий (при осуществлении иной деятельности) обязаны вести раздельный учет в отношении активов, используемых в рамках договоров простого товарищества или доверительного управления имуществом в иной деятельности.
Отнесение сумм НДС на затраты
Иногда плательщики ЕСХН, а также лица, применяющие УСНО, приобретают товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этой ситуации "спецрежимники" в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ исполняют обязанности налогового агента, то есть исчисляют, удерживают у налогоплательщика и уплачивают в бюджет соответствующую сумму налога.
Для лиц, применяющих специальные режимы налогообложения, законодатель в ст. 170 НК РФ добавил п. 7, на основании которого с 01.01.2008 можно будет включать в расходы суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента при возврате товаров продавцу (в том числе в течение гарантийного срока), отказе от них, изменении условий либо расторжении договоров и возврате аванса.
Смена режима налогообложения
Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН и применяющие УСНО, в добровольном порядке либо при несоблюдении ограничений переходят на общий режим налогообложения. Сменив режим налогообложения, они могут воспользоваться ст. 145 НК РФ, дающей организациям и индивидуальным предпринимателям право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой этого налога.
Воспользоваться этим правом можно, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.
Для этого налогоплательщик обязан направить в налоговые органы уведомление об использовании права на освобождение, а также документы, перечисленные в п. 6 ст. 145 НК РФ: выписку из Бухгалтерского баланса или Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, выписку из Книги продаж, копию Журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Ситуация, когда налогоплательщик, перешедший со специальных режимов налогообложения на общий режим, пожелал воспользоваться правом на освобождение в течение первых трех месяцев применения общего режима налогообложения, в законодательстве не рассмотрена, поэтому и возникает вопрос, какие документы нужно представить за три предшествующих месяца, когда налогоплательщик находился на специальном режиме налогообложения? "Упрощенец" и плательщик ЕСХН не ведут Книгу продаж и Журнал полученных и выставленных счетов-фактур, а индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕСХН или применяющие УСНО, - Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Фискальные ведомства нередко подходят к толкованию п. 6 ст. 145 НК РФ формально, запрещая бывшим "спецрежимникам" пользоваться данным правом до истечения трех месяцев применения общего режима налогообложения, когда они смогут представить все необходимые документы (Письмо МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@): учитывая, что лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не ведут книгу продаж и журнал полученных и выставленных счетов-фактур, у них нет возможности предоставить все документы, необходимые для подтверждения права на освобождение. Таким образом, освобождение от обязанностей налогоплательщика для данных лиц правомерно только с 1 апреля 2003 года, т.е. после представления всех поименованных в Кодексе в качестве подтверждающих право на освобождение документов (Письмо МНС России от 13.01.2003 N 03-1-08/523/13-Е763).
Федеральный закон N 85-ФЗ решил этот пробел в пользу налогоплательщиков, указав, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с упрощенной на общую систему налогообложения, а также индивидуальные предприниматели, перешедшие с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения, представляют только выписку из Книги учета доходов и расходов, которую обязаны вести в соответствии с требованиями гл. 26.1 и 26.2 НК РФ. При этом ничего не сказано о документах, которые должна представить организация - плательщик ЕСХН, а это чревато спорами.
Авансы полученные. Законодатель не разъяснил, можно ли при переходе с общего режима налогообложения на УСНО или уплату ЕНВД принять к вычету суммы НДС, уплаченные в бюджет с полученных авансов в счет будущих поставок товаров, осуществленных после перехода. По этому вопросу в настоящее время существуют два мнения.
Официальная позиция фискальных ведомств отрицательная (Письмо ФНС РФ от 24.11.2005 N ММ-6-03/988@): если лица, являющиеся налогоплательщиками НДС, в соответствующий налоговый период получили авансовые платежи, с которых в установленном порядке исчислили и уплатили в бюджет сумму НДС, а произвели отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет этих авансовых платежей после перехода на упрощенную систему налогообложения либо на уплату единого налога (т.е. в том периоде, когда не являлись налогоплательщиками НДС), то право на вычет сумм НДС, исчисленных и уплаченных с авансовых платежей, у указанных лиц не возникает. Такая же точка зрения отражена в Письме УФНС по Московской обл. от 26.02.2007 N 23-26/0252.
Арбитражная практика сложилась неоднозначно. Противоположное мнение высказал, например, ФАС ЗСО в Постановлении от 02.05.2006 N Ф04-1971/2006 (21971-А27-32). Он выявил, что в соответствии со статьей 162 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Бизнес-лидер" отразило суммы налога с авансов в налоговой декларации в декабре 2004 года, при этом в связи с тем, что в январе 2005 года ООО "Бизнес-лидер" переходило на упрощенную систему налогообложения и на уплату налога в виде ЕНВД, оно не выставляло в счетах-фактурах суммы налога поставщикам, а оплатило их непосредственно в бюджет, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами. ООО "Бизнес-лидер" отразило суммы налога к уплате в декабре 2004 года, фактически уплатило их и имеет право на заявление указанных сумм в качестве налоговых вычетов в том налоговом периоде, когда произошла реализация услуг. Суд заключил, что последующее изменение режима налогообложения ООО "Бизнес-лидер" не может повлиять на возврат ему сумм налога в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодатель принял сторону налогоплательщика: с 01.01.2008 при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕНВД либо единого налога при применении УСНО он вправе принять к вычету НДС, уплаченный в бюджет с авансов, полученных до перехода в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых после перехода, в последнем налоговом периоде применения общего режима налогообложения (п. 8 ст. 346.26, п. 5 ст. 346.25 НК РФ).
НДС, уплаченный поставщику. Законодатель также рассмотрел вопрос о том, как быть плательщику ЕНВД и "упрощенцу" с налогом на добавленную стоимость, уплаченным продавцу по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), не включенным в расходы до перехода на общий режим налогообложения. С 01.01.2008 НДС можно будет принимать к вычету после перехода в порядке, установленном гл. 21 НК РФ. Это соответствует требованиям данной главы, так как после перехода на общий режим налогообложения налогоплательщик является плательщиком НДС, а приобретенный актив используется в операциях, облагаемых НДС.
В настоящее время фискальные ведомства придерживаются схожих взглядов (Письмо Минфина РФ от 19.04.2006 N 03-04-14/07): суммы налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным и оплаченным в период применения упрощенной системы налогообложения и используемым после перехода на общий режим налогообложения при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, должны приниматься к вычету.
В Письме ФНС РФ от 24.11.2005 N ММ-6-03/988@ уточнено, что вычет сумм НДС по основным средствам, перечисленным в подпункте 2 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса, в доле, приходящейся на остаточную стоимость основных средств в налоговом учете, после перехода налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения не производится, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику НДС при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств. На это же указано в письмах УФНС по г. Москве от 24.04.2006 N 18-08/3/32527, ФНС РФ от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@.
Единый налог на вмененный доход
Аренда земельных участков
При сдаче в аренду земельных участков для осуществления торговой деятельности налогоплательщики часто спрашивают, относится ли она к услугам по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов, поименованным в гл. 26.2 НК РФ? Позиция финансистов неоднозначна. Согласно Письму Минфина РФ от 20.04.2007 N 03-11-04/3/123 передача в аренду земельных участков не подпадает под обложение ЕНВД. В более раннем - от 13.03.2006 - своем письме N 03-11-04/3/127 он отметил, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду земельных участков, не оборудованных стационарными торговыми местами, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В связи с этим предпринимательская деятельность организации по передаче в аренду земельного участка со столом для торговли может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
Федеральным законом N 85-ФЗ с 01.01.2008 уточнено наименование такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, и более подробно расшифровано понятие торгового места, к которым отнесены земельные участки, используемые при сделках розничной купли-продажи или размещении объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Кроме этого, с указанной даты расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может уплачиваться ЕНВД. В него включены услуги по передаче во временное владение (или) пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, размещения объектов нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Таким образом, в 2008 году под уплату ЕНВД будет подпадать передача в аренду земельных участков, если они признаются торговыми местами и если передаются для организации торговых мест в стационарной торговой сети, размещения объектов нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Услуги общественного питания
Нововведение предусматривает, что услуги общественного питания, осуществляемые учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, не подлежат переводу на уплату ЕНВД. В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 85-ФЗ сказано, что оказание ими услуг общественного питания неразрывно связано с функционированием данных учреждений, и организация питания в них не является самостоятельной предпринимательской деятельностью, которую следует облагать ЕНВД.
Розничная торговля
Посылочная торговля. Согласно действующей редакции ст. 346.27 НК РФ под розничной понимается торговля на основе договоров розничной купли-продажи. Подпадает ли под это определение торговля в виде почтовых отправлений (посылочная)?
Фискальные ведомства считают, что нет, не подпадает (письма ФНС РФ от 02.08.2006 N ГВ-6-02/753@, Минфина РФ от 03.07.2006 N 03-11-02/150): предпринимательская деятельность по реализации товаров посредством почтовых отправлений (посылочная торговля) не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина РФ от 15.11.2006 N 03-11-04/3/489, от 03.07.2006 N 03-11-02/150. Обосновывается вывод следующим:
- ни НК РФ, ни ГК РФ не предусмотрен такой вид розничной купли-продажи, как продажа товара посредством почтовых отправлений;
- гл. 26.3 НК РФ не установлен физический показатель базовой доходности для посылочной торговли;
- посылочная торговля по своей природе не предполагает использования для ее ведения каких-либо объектов организации торговли.
Фискальное ведомство поддержал законодатель, который с 01.01.2008 уточнил, что для целей исчисления ЕНВД посылочная торговля не признается розничной.
Продажа лекарств по льготным (бесплатным) рецептам. Финансовое ведомство в некоторых случаях признает продажу лекарств по льготным рецептам розничной торговлей для применения налогового режима в виде ЕНВД (Письмо от 18.01.2007 N 03-11-04/3/10): деятельность аптек и аптечных учреждений по реализации лекарственных средств отдельным категориям населения, имеющим право на получение дополнительной бесплатной помощи (по льготным рецептам), за счет частичной оплаты (частичного возмещения стоимости) данных лекарственных средств медицинскими страховыми компаниями (как наличным, так и безналичным путем) признается розничной торговлей и может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
В случае полной оплаты (полного возмещения стоимости) указанных лекарственных средств медицинскими страховыми компаниями их реализация не признается розничной торговлей и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения. Об этом же говорится в письмах Минфина РФ от 01.12.2006 N 03-11-04/3/519, от 03.10.2006 N 03-11-04/3/428.
Законодатель установил, что с 01.01.2008 передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам не признается розничной торговлей. Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению.
Услуги по гарантийному ремонту
и обслуживанию автотранспортных средств
Под обложение ЕНВД могут подпадать услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Можно ли к ним отнести услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию автотранспорта? Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)*(1) гарантийное обслуживание и ремонт (код 017619) относятся к подгруппе 017000 "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" группы 01 "Бытовые услуги". То есть данный классификатор относит к ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию. В то же время гарантийный ремонт и обслуживание осуществляются не на основании отдельного договора бытового подряда, заключаемого к договору на оказание услуг по ремонту, техобслуживанию, мойке автотранспорта. Позиция финансистов неоднозначна. Например, в их Письме от 25.08.2006 N 03-11-04/3/387 сказано, что оплата услуг по гарантийному обслуживанию легковых автомобилей заводами-изготовителями этих автомобилей не является основанием для принятия решения о неотнесении услуг по гарантийному обслуживанию к услугам по техническому обслуживанию.
Следовательно, указанные услуги могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
В Письме Минфина РФ от 13.12.2006 N 03-11-04/3/536 указано, что в отношении предпринимательской деятельности по бесплатному ремонту и техническому обслуживанию в период гарантийного срока эксплуатации автомобилей организация не признается плательщиком ЕНВД.
В Письме Минфина РФ от 11.04.2007 N 03-11-04/3/111 уточнено, что услуги по гарантийному ремонту товаров ненадлежащего качества оказываются потребителям бесплатно за счет продавцов (изготовителей, уполномоченных организаций и т.д.). Соответственно, если организация оказывает услуги по гарантийному ремонту автотранспортных средств за счет организации-производителя (затраты возмещаются организации, оказывающей услуги по ремонту, организацией-производителем), то есть данные услуги не оплачиваются потребителем, то такая деятельность не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД: В то же время если организация оказывает услуги по гарантийному ремонту автотранспортных средств за плату (потребитель оплачивает предоставленные услуги) и при этом организация-производитель не возмещает стоимость указанных работ (затраты на ремонт), то такая предпринимательская деятельность подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Такой же подход выражен в Письме Минфина РФ от 19.02.2007 N 03-11-04/3/49. Федеральным законом N 85-ФЗ в данном вопросе поставлена точка: к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не относятся услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию.
Величина вмененного дохода
Нововведения затронули физические показатели и базовую доходность некоторых видов предпринимательской деятельности:
- действующая редакция гл. 26.3 НК РФ при оказании автотранспортных услуг предусматривает применение одного физического показателя - количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов. Законодатель посчитал, что необходимо разделить услуги автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов и пассажиров, в связи с тем, что по доходности они несопоставимы, так как используются различные автотранспортные средства. Поэтому с 01.01.2008 при перевозке пассажиров необходимо будет применять другой физический показатель - посадочное место;
- при осуществлении торговли через торговое место в объектах стационарной либо нестационарной торговой сети физическим показателем является торговое место. Законодатель решил исключить практику занижения сумм ЕНВД крупными хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию товаров в местах торговли, не имеющих торговых залов (крупные склады), применяющими физический показатель "торговое место".
Для этого с 01.01.2008 при осуществлении торговли через торговое место в объектах стационарной либо нестационарной торговой сети, если площадь торгового места превышает 5 кв. м, физическим показателем будет площадь торгового места в кв. м;
- с целью исключения занижения суммы налога при оказании услуг по передаче в аренду торговых мест большой площади законодатель дифференцировал подход при определении размера базовой доходности.
Поэтому в следующем году, если площадь одного торгового места, объекта нестационарной торговой сети, объекта организации общественного питания превысит 5 кв. м, физическим показателем будет не количество торговых мест, а их площадь, измеряемая в кв. м.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2
Из определения коэффициента К2 исключено указание, что он учитывает фактический период осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим возникает вопрос о том, повлияет ли это с 01.01.2008 на возможность его корректировки, при осуществлении деятельности в течение неполного месяца. Изменения в п. 7 ст. 346.29 НК РФ уточнили, что местные органы власти могут устанавливать значение данного коэффициента более чем на год. Если они не установили его размер на следующий год, то применяется значение, действовавшее в прошлом году.
В.В. Никитин,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 13, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"