г. Санкт-Петербург
07 октября 2011 г. |
Дело N А21-3064/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ивановой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14962/2011) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2011 по делу N А21-3064/2011 (судья Приходько Е.Ю.), принятое
по заявлению Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное)
о признании недействительным решения от 22.04.2011 N 116/01
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (ОГРН 1023900592561, место нахождения: 236000, Калининградская обл., г. Калининград, Советский пр-кт, д.1) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской федерации (государственно е учреждение в городе Калининграде межрайонное) (место нахождения: 236016, Калининград, ул .9 Апреля, д. 32а) от 22.04.2011 N 116/01 в части взыскания санкций в общей сумме 43 947,48 руб., пеней в общей сумме 15 388,17 руб., недоимки по страховым взносам в общей сумме 219 737,40 руб.
Решением суда от 23.06.2011 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что Учреждением не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации педагогическим работникам в целях содействиях их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 150 руб. в месяц.
Заявитель и заинтересованное лицо извещен, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие указанных представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
По результатам проверки составлен акт от 30.03.2010 N 0012017 и принято решение от 22.04.2011 N 116/01 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об уплате страховых взносах, согласно которому Учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде 44 664,83 руб. штрафа. Также заявителю начислено 15 655 руб. 29 коп. пеней и предложено уплатить 223 324 руб. 14 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Заявитель, не согласившись с решением Управления в части доначисления страховых взносов, пени и штрафа в сумме 951 244,21 руб., составляющих компенсацию на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") не установлена обязанность педагогических работников представлять какие-либо документы, подтверждающие целевое использование спорной компенсации.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно решению Управления проверенным периодом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд является период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
По оспариваемому эпизоду Учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде 43 947,48 руб. штрафа. Также Учреждению начислено 15 388,17 руб. пеней и предложено уплатить 219 737,40 руб. в том числе: 174 769,44руб. и страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 15 479,40руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФОМС 10 463,68 руб., в ТФОМС 19 024,88 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Управления ПФР о занижении базы для начисления страховых взносов, поскольку Учреждением не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации педагогическим работникам, в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 150 руб. в месяц.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 в пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" были внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Как видно из вышеуказанного пункта, конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 8 статьи 55 Закона "Об образовании" не установлено каких-либо ограничений о том, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается данная компенсация.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона "Об образовании", независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 05.09.2011 по делу N А56-50538/2010.
Довод подателя жалобы о применении в данном случае положений статьи 217 НК РФ основан на неверном толковании норм права.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2011 по делу N А21-3064/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3064/2011
Истец: ФГО УВПО "Калининградский государственный технический Университет", ФГУ высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонного), УПФР ГУ в г. Калининграде (межрайонное)
Третье лицо: УПФР в ороде Калининграде (межрайонное)