г. Киров
03 октября 2011 г. |
Дело N А82-2483/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С. ,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от по делу N А82-2483/2011, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.
по заявлению администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601598617, место нахождения: Ярославская область, Некрасовский район, п. Некрасовское, ул. Набережная, д. 37))
к судебному приставу-исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Челноковой Н.К.
третье лицо по делу: Некрасовское МП ЖКХ (взыскатель по исполнительному производству)
о признании недействительным требования о предоставлении документов,
третье лицо: Некрасовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства,
установил:
Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области к судебному приставу-исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Челноковой Н.К. (далее - судебный пристав-исполнитель, ответчик) с заявлением о признании недействительным требования от 03.03.2011 N 1377/11/15/76 о представлении документов в установленный срок. В судебном заседании заявитель уточнил требования, заявив, что не оспаривает требование в части представления учредительных документов (в том числе изменений к ним).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 заявленные требования Администрации удовлетворены, требование судебного пристава-исполнителя от 03.03.2011 N 1377/11/15/76 о предоставлении документов в установленный срок, за исключением требования о предоставлении учредительных документов (в том числе изменений к ним), признано недействительным.
Судебный пристав-исполнитель, не согласившись с принятым решением суда, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области отменить и принять по делу новое решение.
По мнению судебного пристава-исполнителя, судом неправильно применены нормы материального права, а также выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик, ссылаясь на статью 64 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", указывает, что в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки. Следовательно, для выявления имущества, составляющего казну публично-правового образования, судебный пристав-исполнитель обращается в орган местного самоуправления. При этом, как полагает заявитель жалобы, судебный пристав-исполнитель имеет право самостоятельно определять, какого рода информация (ее объем) ему необходима для исполнения требований исполнительного документа.
Судебный пристав-исполнитель считает, что его требование о представлении информации об имуществе, принадлежащем не только публично-правовому образованию, но и бюджетному учреждению, является законным и обоснованным, поскольку в данном случае преследуется цель устранения спорных моментов при исполнении в дальнейшем требований соответствующего исполнительного документа. При таких обстоятельствах, заявитель жалобы полагает, что суд фактически ограничил полномочия судебного пристава-исполнителя в получении необходимой информации для исполнения требований исполнительного документа.
Администрация Некрасовского муниципального района в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит решение оставить без изменения.
Некрасовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - взыскатель) в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с выводами, изложенными в решении Арбитражного суда Ярославской области. Взыскатель полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения превысил свои полномочия и тем самым ограничил законные действия пристава, направленные на исполнение исполнительного документа.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Администрация Некрасовского муниципального района, Некрасовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства представили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.06.2006 года с Администрации Некрасовского муниципального округа за счет Некрасовского муниципального округа в пользу Некрасовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства взыскано 4 449 632 руб. 14 коп. долга. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 08.09.2006 года уточнена резолютивная часть решения по данному делу, в соответствии с чем указано: "Взыскать с казны Некрасовского муниципального района в пользу Некрасовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства 4 449 632 руб. 14 долга".
Согласно отзыву судебного пристава-исполнителя (л.д. 45) при предъявлении исполнительного листа в службу судебных приставов взыскателем предъявлены документы, подтверждающие, что данный исполнительный лист дважды предъявлялся на исполнение в Управление финансов Некрасовского муниципального района, и дважды был возвращен без исполнения в связи с отсутствием денежных средств для погашения имеющейся задолженности.
В результате неисполнения финансовым органом, исполнительный лист N 114073, выданный Арбитражным судом Ярославской области 29.09.2008 по делу N А82-19354/2005-7 о взыскании с казны Некрасовского муниципального района в пользу Некрасовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства 4 449 632 руб. 14 коп. поступил на исполнение судебному приставу-исполнителю Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области.
11.02.2011 судебный пристав-исполнитель на основании указанного исполнительного листа вынес постановление о возбуждении исполнительного производства N 1377/11/15/76. Предмет исполнения: задолженность в размере 4 449 632 рубля 14 копеек.
03.03.2011 судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства N 1377/11/15/76 направил в Администрацию Некрасовского муниципального района требование N 1377/11/15/76 о необходимости представления в срок до 18.03.2011 следующих документов: учредительные документы (в т.ч. изменения к ним); список (в т.ч. даты открытия) расчетных, валютных и иных счетов в банках (а также адреса и реквизиты данных кредитных учреждений);
список структурных подразделений, филиалов (в т.ч. их правильные наименования, адреса, номера рублевых и валютных счетов); бухгалтерский баланс за последний отчетный период (форма N 1); отчет о прибылях и убытках организации (форма N 2 и расшифровку к ней); отчет о движении капитала (форма N 3); отчет о движении денежных средств (форма N 4); пояснительная записка (по итогам отчетного периода); сведения о владении акциями и долями в уставных капиталах других предприятий;
расшифровку следующих строк баланса: основные средства, незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения, краткосрочные финансовые вложения, запасы (общая сумма, расшифровка и место нахождения),
кассовая книга за последние три (шесть) месяца; дебиторская задолженность (последние имеющиеся акты сверок расчетов с обязательными реквизитами сторон и договоры, по которым возникла дебиторская задолженность, иные документы, подтверждающие наличие обязательств - акты взаимных расчетов либо решения судов о взыскании с дебитора денежных средств, полные наименования и адреса дебиторов, а также объяснения о причинах непринятия мер по взысканию задолженности); предложения по погашению имеющейся задолженности.
Также судебный пристав-исполнитель предложил Администрации подготовить перечень имущества, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится (с отдельным выделением имущества, не находящегося на балансе в бюджетных учреждениях) в следующей очередности: в первую очередь - движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе ценные бумаги, предметы дизайна офисов, готовая продукция (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом изделий; во вторую очередь - имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь - недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в четвертую очередь - непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Администрация, не согласившись с указанным требованием, обратилась в Арбитражный суд Ярославской области.
Арбитражный суд требования заявителя удовлетворил, признав незаконным требование судебного пристава-исполнителя от 03.03.2011 о представлении документов, за исключением требования о представлении учредительных документов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.
Некрасовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с администрации Некрасовского МО суммы долга.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2006 года по делу N А82-19354/2005(уточненному судом апелляционной инстанции) с казны Некрасовского муниципального района в пользу Некрасовского МП ЖКХ взыскано 4 632 000 руб. 14 коп. долга. Исполнительный лист по делу был выдан 29.08.2008 г.. Должником по исполнительному листу указана Администрация Некрасовского МО.
Исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета производится в соответствии нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанных в главе 24.1 данного кодекса.
Из материалов дела усматривается, что установленный порядок был соблюден взыскателем, однако исполнение не произошло. В связи с чем, исполнительный документ по истечению трехмесячного срока был направлен в службу судебных приставов-исполнителей, возбуждено исполнительное производство.
При рассмотрении данного дела арбитражный суд апелляционный инстанции исходит из того, что спор возник на стадии исполнения судебного акта судебным приставом исполнителем.
Согласно части 1 статьи 198 и статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве") и пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке.
Из системного толкования вышеизложенных норм и разъяснения, данного в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что в случае неисполнения исполнительного документа о взыскании задолженности за счет средств казны в течение 3 месяцев взыскатель действительно имеет право обратиться в службу судебных приставов за принудительным исполнением. Однако исполнение не может быть осуществлено принудительно за счет средств бюджета в силу иммунитета бюджетов, поэтому принудительное исполнение должно осуществляться за счет иного имущества казны путем обращения взыскания на принадлежащее муниципальному образованию имущество, прежде всего, не переданное в оперативное управление или хозяйственное ведение.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания закона при исполнении судебного акта по данному делу подлежат применению нормы бюджетного законодательства, а не Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Порядок действий судебного пристава-исполнителя закреплен в Методических рекомендациях по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы судебных приставов от 15.05.2009 N 195.
В соответствии с данными рекомендациями при поступлении в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительного документа о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, по которому исполнение решения суда не было произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
В соответствии с Методическими рекомендациями для выявления имущества, составляющего казну соответствующего публично-правового образования, судебный пристав-исполнитель обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Дальнейшие исполнительные действия в отношении имущества публично-правового образования, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично-правового образования, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
На основании изложенного следует вывод о том, что при реализации своего права на истребование у Администрации необходимой информации и документов, судебный пристав-исполнитель мог запросить сведения, касающиеся только средств бюджета и имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Судебным приставом-исполнителем по данному делу не учтено, что в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое требование судебного пристава-исполнителя не соответствует требованиям Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы заявителя как бюджетного учреждения.
При таких обстоятельствах требование судебного пристава-исполнителя о представлении документов, касающихся денежных средств и имущества Администрации (бюджетного учреждения) является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
По мнению суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы не основаны на нормах действующего законодательства в силу вышеизложенного.
Таким образом, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей пунктом 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании действий и постановлений судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 по делу N А82-2483/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2483/2011
Истец: Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области
Ответчик: Некрасовский районноый отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Некрасовский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Судебный пристав-исполнитель Некрасовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Челнокова Н. К.
Третье лицо: Некрасовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Некрасовского муниципального района (Некрасовское МП ЖКХ), Некрасовское муниципальное предприятие ЖКХ, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-166/12
03.10.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4857/11
05.07.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4242/11
31.05.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3506/11
29.04.2011 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-2483/11