город Омск
05 октября 2011 г. |
Дело N А70-2914/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6359/2011) Закрытого акционерного общества "Каменское" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 июня 2011 года по делу N А70-2914/2011 (судья Лоскутов В.В.), принятое по иску закрытого акционерного общества "Каменское" (ОГРН 1037200575114, ИНН 7224008129) к Администрации Тюменского муниципального района (ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельных участков,
при участии Департамента имущественных отношений Тюменской области, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Каменское" - директор Калугин В.В. (протокол N 4 заседания совета директоров ЗАО "Каменское" от 28.12.2009), представитель Миренский К.В. (доверенность N01-09 от 01.09.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от Администрации Тюменского муниципального района - представители Редькин О.Б. (доверенность N 24 от 02.06.2011 сроком действия один год), Балахина С.В. (доверенность N 21 от 19.05.2011 сроком действия один год);
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель Баранчук Л.В. (доверенность N 3382/08-3 от 16.03.2011 сроком действия один год);
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - представитель Фомина К.А. (доверенность N 31 от 11.07.2011 сроком действия один год);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - не явился, извещён;
установил:
закрытое акционерное общество "Каменское" (далее - ЗАО "Каменское", истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области к Администрации тюменского муниципального района (далее - Администрация, ответчик) с иском о понуждении заключить договоры купли-продажи 274-х земельных участков, поименованных в приложении N 1 к исковому заявлению (л.д. 13-23 том 1). Исковые требования со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса РФ мотивированы необоснованным отказом ответчика от заключения договора купли-продажи земельных участков, ранее переданных правопредшественнику истца на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2011 по делу N А70-2914/2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Каменское" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на необоснованность выводов суда первой инстанции о недоказанности нахождения спорных земельных участков на землях, переданных правопредшественнику истца на праве постоянного (бессрочного) пользования. Указывает, что государственный кадастровый учёт мог быть осуществлён в отношении испрашиваемых участков только при наличии у истца права постоянного (бессрочного) пользования; судом первой инстанции не ставился вопрос о недостаточности доказательств по делу и не предлагалось истцу представить дополнительные; судом первой инстанции необоснованно отказано в исследовании и приобщении к материалам дела копии кадастровой выписки о земельном участке от 05.03.2011 N 7200/201/11-18348. Полагает, что на основании статьи 25 Лесного кодекса РСФСР суд не мог прийти к выводу о том, что 200 из заявленных земельных участков находятся на землях лесного фонда, поскольку данная статья предусматривает наличие колхозных лесов на земельных участках, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; лица, участвующие в деле, относительного того, что испрашиваемые земельные участки не находятся на землях, предоставленных правопредшественнику истца на праве постоянного (бессрочного) пользования не возражали; земельные участки, принадлежащие истцу, не находятся на землях государственного лесного фонда, поскольку в государственном кадастре объектов недвижимости соответствующие указания отсутствуют.
Ответчик и третьи лица в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в судебное заседание представителя не направило. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел дело по апелляционной жалобе в отсутствие третьего лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца высказался согласно доводам апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьих лиц поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции полно и правильно.
Решением исполнительного комитета Тюменского районного Совета народных депутатов N 120 от 24.04.1991 зарегистрировано коллективное предприятие "Каменское" (том 1 л.д. 60-61).
Постановлением главы Администрации Тюменского района N 793 от 07.12.1992 коллективному сельскохозяйственному предприятию "Каменское" передано 12056 гектаров земли, в том числе, 6323 гектара в коллективно-долевую собственность и 5733 гектара в бессрочное (постоянное) пользование, в том числе, 4839 гектаров лесов и кустарников, 210 гектаров под водой и 684 гектара других земель, в подтверждение чего выдан государственный акт N ТЮ2-1700032 (том 1 л.д. 62-66).
Постановлением главы Администрации Тюменского района N 255 от 22.03.1993 зарегистрировано ТОО "Каменское", созданное путём преобразования коллективного сельскохозяйственного предприятия "Каменское" и являющееся его правопреемником (том 1 л.д. 59).
Приказом главы Администрации Тюменского района N 587 от 19.10.1999 зарегистрировано ЗАО "Каменское", созданное путём преобразования ТОО "Каменское" (том 1 л.д. 25-27, 30-54, 58, том 10 л.д. 78-93).
Постановлением администрации Каменского муниципального образования N 150 от 16.12.2008 утверждён проект границ земельного участка площадью 5733 гектаров, находящегося, согласно государственному акту N ТЮ2-1700032, на праве постоянного (бессрочного) пользования у ЗАО "Каменское" для сельскохозяйственного производства, расположенного в Тюменской области, Тюменском районе, Каменское муниципальное образование, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (том 1 л.д. 67).
Постановлением администрации Каменского муниципального образования N 20 от 26.03.2009 в данное постановление N 150 внесены изменения в части площади земельного участка - указано 5677 гектаров вместо 5733 гектаров (том 1 л.д. 132).
В соответствии с землеустроительным делом N 2396-09 по межеванию земельных участков, составленным Тюменским представительством ООО "Западно-Сибирская научно-исследовательская инженерно-экологическая Академия" (том 1 л.д. 103-156), на кадастровый учет в период с мая 2009 года по май 2010 года, поставлено 274 земельных участка, расположенных в Тюменской области, Тюменском районе, Каменское муниципальное образование, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства (том 2 л.д. 5-151, том 3 л.д. 1-151, том 4 л.д. 1-152, том 5 л.д. 1-150, том 6 л.д. 1-150, том 7 л.д. 1-111).
Истец указал, что все 274 земельных участка находятся в границах земельного участка общей площадью 5733 гектара, предоставленного ему на праве бессрочного (постоянного) пользования (том 2 л.д. 1-4, том 10 л.д. 8).
В марте 2011 года истец обратился к ответчику с письмом о заключении договора купли-продажи 274-х земельных участков по цене выкупа, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, (том 1 л.д. 68) и приложил к этому письму проект договора купли-продажи земельных участков (том 1 л.д. 74-102).
Выкупная стоимость определена истцом на основании пункта 1.2 постановления Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п "Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков", согласно которому, лица, не указанные в пункте 1.1 настоящего постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной в сельских населенных пунктах и за пределами границ населенных пунктов - десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Письмом N 03/1964 от 25.03.2011 ответчик отказал истцу в заключении договора, указав на отсутствие порядка расчета выкупной стоимости земельных участков, на которых не расположены здания, строения, сооружения (том 1 л.д. 73).
В связи с чем, полагая отказ незаконным, истец обратился с настоящим иском о понуждении ответчика заключить договоры купли-продажи означенных в количестве 274 земельных участков в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело по заявленным предмету и основаниям.
Предмет иска - это материально-правовое требование истца к ответчику. Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своих требований к ответчику.
Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом (статья 8 АПК РФ).
Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно пункту 1 статьи 65 АКП РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (пункт 1 статьи 66 АПК РФ).
Истец, ссылаясь в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не разъяснил ему о том, что представленные доказательства по делу являются недостаточными для удовлетворения иска, неправильно толкует нормы процессуального права о распределении бремени доказывания обстоятельств, положенных в обоснование иска.
Именно на истца возложена обязанность представить необходимую совокупность доказательств в обоснование своих требований и, соответственно, обосновать их с точки зрения норм материального права. Суд не может давать правовые консультации по вопросам разъяснения порядка и способов обоснования и доказательственной базы заявленных по иску требований, а оказывает лишь содействие в представлении доказательств.
Ссылка истца на обоснованность исковых требований тем обстоятельством, что иными лицами, участвующими в деле, не оспаривались отдельные обстоятельства, положенные в обоснование иска, подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм процессуального права.
Ответчик и третьи лица возражали против удовлетворения исковых требований, что подтверждается как письменными отзывами на иск и апелляционную жалобу, так и представленными доказательствами и пояснениями представителей. В связи с чем суд не усматривает при рассмотрении в суде первой инстанции нарушений норм процессуального права, на что ссылается истец в апелляционной жалобе.
По существу заявленных требований суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" предусматривается, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 данной нормы предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Государственный акт N ТЮ2-1700032 выдан правопредшественнику истца на основании постановления Правительства Российской Федерации N 86 от 29.12.1991 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".
Порядок выдачи таких государственных актов регулировался "Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 09.03.1992.
Пункты 2.1-2.8 этой Инструкции устанавливали, что при составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово - картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователей, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками. Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово - картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю.
Суд первой инстанции в данной связи обоснованно пришёл к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства, в том числе картографический материал, не позволяет установить местоположение 5733 гектаров, которые были предоставлены правопредшественнику истца в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления главы Администрации Тюменского района N 793 от 07.12.1992.
Первичные документы, предусмотренные Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации от 09.03.1992, и позволяющие соотнести спорные земельные участки с земельным участком, в отношении которого истец имеет право постоянного (бессрочного) пользования, истцом не представлены.
Во всех кадастровых паспортах спорных земельных участков в графе 15 "Сведения о правах", такие сведения не указаны. Соответственно, невозможно сделать вывод о том, что указанные истцом 274 земельных участка расположены на землях, предоставленных истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно акту (чертежу) границ земель к государственному акту на землю, в границах предоставленного КСП "Каменское" земельного участка расположены также земли, переданные в коллективно-долевую собственность. Между тем, из представленных в дело землеустроительных материалов не представляется возможным установить, что спорные земельные участки не находятся в их границах. Сведениями о том, оформлены ли права на земельные участки общей площадью 6323 га, переданных в коллективно-долевую собственность для ведения сельскохозяйственного производства, суд не располагает. Подтверждение данных обстоятельств существенно для разрешения настоящего спора, поскольку истец в обоснование исковых требований указывает на наличие у него права на выкуп участков, предоставленных именно на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что осуществление государственного кадастрового учёта свидетельствует о наличии у истца на все эти земельные участки права постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учётом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Следовательно, кадастровый учет земельного участка может подтверждать лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав в гражданском обороте. Кадастровый учет прав и обязанностей в отношении земельного участка не порождает. Таким образом, довод истца о том, что кадастровый учет устанавливает юридический факт принадлежности испрашиваемых земельных участков к землям, предоставленным истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, основан на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, двести из заявленных истцом земельных участков находятся на землях лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 59360 гектаров, в отношении которых 18.08.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а именно, на землях Кулаковского участкового лесничества: Кулаковское СП, кварталы N 54-N 62 (том 7 л.д. 117-150, том 8 л.д. 1-45, 48, 80-132, 144, том 9 л.д. 1-204).
В соответствии со статьёй 10 Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 N 4613-1 во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами.
Лесным кодексом РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ так же было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (далее -сельские леса), входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (ст.ст. 36, 130).
Постановлением главы Администрации Тюменского района N 793 от 07.12.1992 подтверждается, что коллективному сельскохозяйственному предприятию "Каменское" в бессрочное (постоянное) пользование, в том числе, были переданы 4839 гектаров лесов и кустарников.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Более того, согласно статье 4 действовавших на момент предоставления земельного участка правопредшественнику истца Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утверждённых Законом СССР от 17.06.1977, все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из:
1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;
2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
В соответствии со статьёй 14 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно - учетных документах, признаются колхозными лесами.
Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
Ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР. Колхозы могут вести лесное хозяйство совместно с другими колхозами, совхозами и иными предприятиями, организациями и учреждениями в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществляется государственными органами сельского хозяйства.
Государственные органы лесного хозяйства оказывают колхозам помощь в планировании и организации ведения лесного хозяйства, а в случае необходимости организуют выполнение подведомственными им предприятиями по договорам с колхозами (организациями, ведущими лесное хозяйство в колхозных лесах) лесохозяйственных, лесокультурных и лесозащитных работ.
В соответствии с Конституцией СССР леса в Союзе Советских Социалистических Республик являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование (статья 3 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик).
Постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N 144 было утверждено "Положение о колхозных лесах", согласно пункту 1 которого колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР; колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах; колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов.
Таким образом, сельскохозяйственному предприятию "Каменское" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с действовавшим в тот период законодательством были предоставлены колхозные леса, входящие в государственный лесной фонд и являющиеся собственностью государства, не подлежащей приватизации.
Следовательно, предоставление участков лесного фонда на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляет истцу право на выкуп земельных участков, поскольку в их отношении установлен специальный режим пользования. Ни действующим в спорный период, ни в настоящее время законодательством не предусмотрена передача спорных земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам.
В соответствии со статьёй 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (пункт 6 статьи 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Органом, уполномоченным в соответствии со статьёй 86 Лесного кодекса Российской Федерации вести государственный лесной реестр (Департаментом лесного комплекса Тюменской области), в материалы дела представлена карта-схема наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Таким образом, план участка лесного фонда соответствует документу, подтверждающему государственный кадастровый учёт земельного участка, соответственно, является относимым и допустимым доказательством.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктами 2 и 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Довод истца о том, что земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения, противоречит материалам дела. В свою очередь, выписки из государственного кадастра недвижимости правоустанавливающими либо правоподтверждающими документами не являются.
Ссылка истца на то, что представление третьим лицом карты-схемы расположения и границы Тюменского сельского лесничества Каменского СП не подтверждают факт установления границ лесных участков, так как в них содержится лишь схематичное описание местоположения лесничества является необоснованным в силу изложенных выше норм права.
На основании статей 77 и 78 Земельного Кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Статья 101 Земельного Кодекса Российской Федерации определяет, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Следовательно, судом первой инстанции законно и при всестороннем исследовании обстоятельств и материалов дела установлено, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, ограниченных в обороте, и, соответственно, предоставление в собственность таких земельных участков невозможно.
Поэтому следует согласиться с тем, что истец в рамках настоящего дела не обосновал своё право на приобретение в собственность на условиях выкупа спорных 274-х земельных участков.
Сведения кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0000000:794 не опровергают вышеизложенных выводов.
Согласно пункту 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Между тем, представленная выписка о земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании у ЗАО "Каменское", содержит указание на то, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с чем, не представляется возможным признать допустимость данного документа как доказательства по делу.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 июня 2011 года по делу N А70-2914/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2914/2011
Истец: ЗАО "Каменское"
Ответчик: Администрация Тюменского муниципального района
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, Департамент имущественных отношений, Департамент имущественных отношений Тюменской области, Департамент лесного комплекса Тюменской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ТО (ТУ Росимущества в Тюменской области)
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2407/12
27.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6997/11
05.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6359/11
14.09.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6359/11
29.08.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6359/11
04.08.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6359/11