г. Пермь
20 сентября 2010 г. |
Дело N А71-4592/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Гребенкиной Н.А., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Администрации города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства: не явились,
от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике: не явились,
от ответчика - Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике: не явились,
от третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью "СоюзСтрой": не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Администрации города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 25 июня 2010 года
по делу N А71-4592/2010,
принятое судьей Буториной Г.П.,
по заявлению Администрации города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике,
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "СоюзСтрой"
о признании незаконным бездействия,
установил:
Администрация города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее Управление Росреестра по Удмуртской Республике), выразившегося в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка площадью 33512 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному в размере 12 183,06 руб./ кв.м.; не определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 33512 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007"; неосуществлении кадастрового учета в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр.2-му Ручейному; заявитель просит возложить на Управление Росреестра по Удмуртской Республике обязанность устранить допущенные нарушения, а именно осуществить кадастровый учет в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка площадью 33512 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 408 278 706, 72 руб., а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12183, 06 руб./ кв.м. Кроме того, заявитель просил признать незаконным решение Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике от 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" (с учетом уточнения, принятого в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральное государственное учреждение (ФГУ) "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике привлечено к участию в деле в качестве соответчика (определение от 13.05.2010).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью (общество, ООО) "СоюзСтрой".
Решением от 25.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация города Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства с принятым решением не согласна, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что выводы суда основаны на неправильном толковании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации; положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316; Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215; Технических рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития и Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152; Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, вследствие чего суд пришел к неверным выводам о том, что сведения об удельном показателе земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80 постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N275 не утверждены; невозможности применения удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N275, для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В апелляционной жалобе содержится указание на то, что в настоящее время в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании постановления, утратившего силу.
По мнению заявителя, неправильное толкование Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21.08.2006 N 222, привело к неверному выводу о невозможности определения кадастровой стоимости земельного участка заново на основании п. 2.4 данных указаний.
Заявитель считает, что правоотношения по поводу определения кадастровой стоимости земельного участка на основании по постановке земельного участка на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 при постановке на кадастровый учет прекратились в момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (29.02.2008).
Апелляционная жалоба содержит указание на обстоятельства, и, соответствующие этим обстоятельствам доказательства, свидетельствующие, по мнению заявителя, о том, что Управлением Росреестра по Удмуртской Республике было допущено незаконное бездействие, поскольку в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ответчик был обязан осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия; Управление Росреестра по Удмуртской Республике в 30-тидневный срок с момента получения копии Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 (согласно письму Правительства Удмуртской Республики от 28.05.2010 N3-135-2422 - 04.12.2008) соответствующие изменения в государственный кадастр не внесло.
Указанное бездействие нарушает права и законные интересы Администрации, которая обратилась в арбитражный суд с заявлением в защиту экономических интересов местного самоуправления, как орган, осуществляющий в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
По мнению заявителя, решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике от 29.03.2010 N 1800/10-9608 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, является незаконным, основания для принятия оспариваемого решения п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не соответствуют мотивации данного решения. Кроме того, основания для принятия решения об отказе, приведенные в оспариваемом решении, не входят в перечень оснований, установленных ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Управление Росреестра по Удмуртской Республике и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике в отзывах на апелляционную жалобу выразили возражения против ее удовлетворения. Доводы, приведенные в отзывах на апелляционную жалобу, соответствуют мотивам, содержащимся в обжалуемом судебном акте.
Ответчик и заинтересованные лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом с соблюдением требований ст. ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Администрации г. Ижевска от 26.02.2008 N 114 между Администрацией г. Ижевска в лице начальника Управления земельных ресурсов землеустройства Администрации г. Ижевска (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Удмуртское" по племенной работе" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 4537 от 07.04.2008, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 18:26:020196:80 площадью 33512 кв.м., по адресу: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному, в Индустриальном районе, сроком до 26.02.2013. Договор зарегистрирован в установленном порядке 17.04.2008 (л.д. 7-15, 20).
В приложении N 2 к договору аренды земельного участка (размеры ежегодных платежей) удельный показатель кадастровой стоимости по состоянию на 2008 год определен в размере 1460,03 руб./кв.м., годовой размер арендной платы составил 146 785, 58 руб. (л.д. 15).
18.04.2008 все права и обязанности по договору аренды земельного участка N 4537 от 07.04.2008 переданы обществу "СоюзСтрой" на основании соглашения на передачу прав и обязанностей по договору аренды (л.д. 21, 23). Соглашение зарегистрировано в установленном порядке 04.06.2008.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 18.11.2009 N 1826/203/09-5402 земельный участок с кадастровым номером 18:26:020196:80 площадью 33512 кв.м., по адресу: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному, поставлен на кадастровый учет 29.02.2008, в кадастровом паспорте указана его кадастровая стоимость в размере 48928525,36 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1460,03 руб./кв.м. (л.д. 27).
Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка определен в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2002, согласно которому установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов, в том числе квартале 18:26:020196 (1460,03 руб./кв.м.).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007, в результате чего удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка с учетом вида разрешенного использования составил 12183, 06 руб./ кв.м.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 признано утратившим силу (п. 4 постановления).
20.05.2009 обществу "СоюзСтрой" выставлен счет N 2-1138 на оплату арендной платы по договору аренды от 07.04.2008 N 4537 за использование вышеуказанного земельного участка, в котором размер арендной платы за 2009 год рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 12183, 06 руб./ кв.м. (л.д. 24).
28.01.2010 общество "СоюзСтрой" обратилось к Управлению земельных ресурсов и землеустройства с просьбой произвести перерасчет арендных платежей за 2009 год с учетом кадастровой стоимости земельного участка, равной 1460,03 руб./кв.м., сославшись на письмо Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 08.12.2009 N 03-12/117, из содержания которого следует, что на дату внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (29.02.2008) кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 (л.д. 25, 26).
По результатам рассмотрения заявления Управления земельных ресурсов и землеустройства о государственном учете изменений сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике принято решение от 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости".
Согласно указанному решению кадастровая стоимость определена при постановке земельного участка на кадастровый учет (29.02.2008) на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет. Поскольку учет изменений основных характеристик земельного участка не проводился, переоценки кадастровой стоимости земельного участка не требуется. Нормы, касающиеся переоценки кадастровой стоимости земельных участков, отраженные в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N222 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", не имеют обратной силы и не распространяются на результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные до вступления в силу данных изменений.
Ссылаясь на то, что решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике от 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости, а также бездействие Управления Росреестра по Удмуртской Республике, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости; не определении кадастровой стоимости на основании Постановления Правительства Удмуртской Республике от 24.11.2008 N 275; неосуществлении кадастрового учета в связи с изменением кадастровой стоимости спорного земельного участка, являются незаконными, не соответствуют положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", нарушают права администрации в сфере экономической деятельности, поскольку осуществление расчета арендной платы за предоставленный обществу "СоюзСтрой" земельный участок, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, приведет к уменьшению доходной части бюджета муниципального образования "город Ижевск", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росреестра по Удмуртской Республике каких-либо прав и законных интересов заявителя не нарушало, незаконного бездействия в рассматриваемом случае не допускало; оспариваемое решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике от 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" является законным и обоснованным.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года. Данные результаты государственной кадастровой оценки земель действовали до утверждения постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007.
24.11.2008 Правительством Удмуртской Республики принято постановление N 275, которым по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике; удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике; средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80 площадью 33512 кв.м., по адресу: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному, была определена, в том числе, в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республике от 26.05.2003 N 181, и составляла 48928525,36 руб. с удельным показателем 1 460,03 руб./кв.м. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80 Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 не утверждены и, следовательно, случаи, указанные в пункте 1.2 Методических указаний, в отношении данного земельного участка не наступали.
Между тем, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80 не могла быть непосредственно определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, поскольку данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007, тогда как сам спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 29.02.2008, в связи с чем не входил в перечень земельных участков, результаты оценки которых утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, кадастровая стоимость данного земельного участка отсутствует в приложении N 1 к указанному документу.
Однако удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка утвержден Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 и отражен в приложении N 2 к нему, а именно: для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале номер 18:26:020196 и относящихся к 7 группе видов разрешенного использования, при котором удельный показатель кадастровой стоимости составляет 12 183 руб. 06 коп./кв.м.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 не утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, применяемый для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, является неправомерным.
Из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, следует, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, из положений указанных нормативных актов следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель могут быть представлены не только кадастровой стоимостью каждого земельного участка, но и удельными показателями кадастровой стоимости, на основании которых определяется кадастровая стоимость конкретного земельного участка путем умножения значения удельного показателя на площадь земельного участка в соответствии с пунктом 4 Административного регламента, пункта 3.2.7 Технических рекомендаций, пункта 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Вывод суда о невозможности применения утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и об однократности внесения сведений в государственный кадастр недвижимости противоречит существу предназначения самой государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельные показатели, а также утвержденные значения кадастровой стоимости конкретных земельных участков, включенных в перечень оцениваемых земельных участков, являются содержанием государственной кадастровой оценки, ее результатами.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для определения кадастровой стоимости земельного участка являются результаты государственной кадастровой оценки земель, которые в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, если результаты кадастровой оценки утрачивают силу в связи с утратой силы постановления, утвердившего их, то кадастровая стоимость, определенная на основании данных результатов, также утрачивает силу.
Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, с момента прекращения его действия и утверждения новых результатов кадастровой оценки Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 также утратила свою силу.
В настоящее время после утверждения новых результатов государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка не может определяться на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 также постольку, поскольку с целью соответствия кадастровой стоимости земли существующей экономической ситуации данные государственной кадастровой оценки земель должны регулярно актуализироваться.
Применительно к изложенному подлежат отклонению доводы Управления, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике, содержащиеся в отзывах на апелляционную жалобу о том, что отсутствует необходимость перерасчета кадастровой стоимости в связи с изменением кадастровой оценки земель, при этом кадастровая стоимость земельного участка, вычисленная по правилам Методических указаний по результатам, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, сохраняется и после утраты юридической силы данного постановления. Указанный довод основан на неверном толковании норм материального права.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает также, что одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Между тем, на сегодняшний день в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80, определенной на основании отмененного нормативного правового акта.
Кроме того, арбитражный суд соглашается с доводом Администрации о том, что применение утратившего силу Постановления Правительства Удмуртской Республики создает ситуацию, при которой государство в лице уполномоченных органов ставит в неравное положение участников хозяйственного оборота, выражающееся в применении разных подходов к регулированию одних и тех же отношений, что противоречит принципу обеспечения стабильности регулирования гражданских правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В состав дополнительных сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входят сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с п. 3 той же статьи кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (п. 2 статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений) (пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
При проведении государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 1.2. Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границ; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из донной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Согласно п. 2.4. Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Из вышеизложенного следует, что на основании п. 1 ст. 16, п. 2 ст.17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр подлежат внесению изменения в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, поскольку указанное постановление направлено в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для внесения указанных изменений в государственный кадастр недвижимости применительно к п. 2.4. Методических указаний является неверным, поскольку земельный участок с кадастровым номером 18:26:020196:80 стоит на кадастровом учете, применение п. 2.4. Методических указаний после вступления данного пункта в силу (после 05.01.2010) при определении кадастровой стоимости земельного участка возможно. В данных Методических указаниях не содержится запрета на использование уже имеющихся сведений об оценке земель.
Ссылка заинтересованных лиц на разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2010 N Д06-1027 и Министерства Финансов Российской Федерации от 11.05.2010 N 03-05-05-02/33, из содержания которых следует, что нормы, отраженные в Приказе N 439, не распространяются на результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 в предыдущей редакции, не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку разъяснения не являются нормативными правовыми актами, обязательными для применения.
То обстоятельство, что регистрирующий орган руководствуется в своей деятельности соответствующим документом, само по себе не свидетельствует о законности таких действий органа.
Обязанность по осуществлению кадастрового учета в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка установлена пунктом 5 статьи 4, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Из материалов дела следует, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 направлено в адрес Управления Роснедвижимости по Удмуртской Республике 04.12.2008 (письмо Правительства Удмуртской Республики от 28.05.2010 N 3-135-2422) - л.д. 76.
Следовательно, после получения копии указанного нормативного акта Управление, руководствуясь пунктом 4 Административного регламента, пунктом 3.2.7 Технических рекомендаций, пунктами 2.1.3 и 2.2.7 Методических указаний, обязано было определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020196:80 на основании удельных показателей, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, путем умножения данного удельного показателя на площадь земельного участка: 12 183 руб. 06 коп./кв.м х 33512 кв.м = 408 278 706, 72 руб.
Таким образом, неправомерным признается вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике незаконного бездействия в рассматриваемом случае не допускало.
При этом, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, необоснованной является ссылка заинтересованных лиц на то, что обеспечение ведения государственного земельного кадастра относится к основным задачам Учреждения. В данной части арбитражный суд исходит из того, что организация кадастровой деятельности федеральным законодательством возложена непосредственно на Управление. Более того, из представленных Учреждением Схем взаимодействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике при внедрении технологии централизованного ведения государственного кадастрового учета, утвержденных Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 30.11.2009 N 115, следует, что первоначально заявитель обращается непосредственно в территориальный отдел, который, в свою очередь, направляет соответствующее заявление в Учреждение.
Необоснованным признается и вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено доказательств того, что бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости; не определении кадастровой стоимости на основании Постановления Правительства Удмуртской Республике от 24.11.2008 N 275; неосуществлении кадастрового учета в связи с изменением кадастровой стоимости спорного земельного участка, нарушает права и законные интересы Администрации г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства.
В данной части арбитражный суд апелляционной инстанции нарушение прав заявителя усматривает в том, что Администрация является заинтересованным лицом, изначально имеющим право на указание в государственном кадастре недвижимости объективных и достоверных сведений в отношении земельного участка, которым данное лицо владеет. При этом, как справедливо указано в отзыве Управления, применение удельного показателя кадастровой стоимости для расчета суммы арендной платы не свидетельствует о наделении заявителя полномочиями по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Под бездействием понимается непринятие действий лицом, которое должно было совершить действия, а не совершение этим лицом действий, не соответствующих ожиданиям другого лица. Следствием признания незаконным бездействия может быть возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить определенные действия.
Поскольку арбитражным судом бездействие Управления установлено; такое бездействие признается незаконным, несоответствующим принципам действующего законодательства об актуализации, обновлении информации о кадастровой стоимости земельных участков, заявленные Администрацией требования в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республики подлежат удовлетворению.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в порядке информационного взаимодействия, предусмотренного Законом "О государственном кадастре недвижимости", и не может производиться по заявлению заинтересованного лица, по форме, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 20.02.2008 N 34.
Указанный вывод сделан с учетом положений пункта 4 статьи 15, пункта 2 статьи 16, пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Как верно указал суд первой инстанции, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 статьи 16) предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда по заявлению могут быть изменены уникальные характеристики земельных участков.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь вышеназванными нормативными правовыми актами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в порядке информационного взаимодействия предусмотренного Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" и не может производиться по заявлению заинтересованного лица, по форме утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 34. Положения части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусматривают исчерпывающий перечень случаев, когда по заявлению могут быть изменены уникальные характеристики земельных участков (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ) или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений. Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что само решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике" по форме не соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода решениям, однако, отмечает, что отказ не может быть признан незаконным, поскольку ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике само лишь по заявлению правообладателя не могло внести вышеуказанные изменения в сведения о спорном объекте недвижимости. Какая-либо доработка предоставленных документов в данной ситуации нецелесообразна, поскольку законодательством установлен иной механизм разрешения данного вопроса. Соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости могли быть внесены лишь в порядке информационного взаимодействия, которое, в свою очередь, должно было организовать Управление.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие данный вывод, во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, необоснованной является ссылка в отзыве Управления на то, что федеральное законодательство не устанавливает порядок определения арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, оставляет этот вопрос на усмотрение субъектов Российской Федерации, тогда как постановление Правительства Удмуртской Республики от 06.11.2007 N 172 не устанавливает какую-либо приоритетность одного способа расчета арендной платы над другим. В данной части арбитражный суд отмечает, что, как следует из указанного правового акта Удмуртской Республики, в данном субъекте Российской Федерации арендная плата за пользование земельным участком, за исключением земельных участков отдельных категорий, определяется именно с учетом его кадастровой стоимости.
Требование о признании незаконным решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике от 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" подлежит оставлению без изменения.
В указанной части судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда по настоящему делу подлежит изменению на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2010 по делу N А71-4592/2010 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике г. Ижевска, выразившееся в:
- невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка площадью 33512 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному в размере 12 183, 06 руб./ кв.м.;
- не определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 33512 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007";
- неосуществлении кадастрового учета в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка площадью 33512 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному;
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике устранить допущенные нарушения, а именно: осуществить кадастровый учет в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка площадью 33512 кв.м., с кадастровым номером 18:26:020196:80, с адресным ориентиром: г. Ижевск, примерно в 100 метрах по направлению на север от дома N 1 по пр. 2-му Ручейному, путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 408 278 706, 72 руб., а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере 12 183 руб. 06 коп./ кв.м.
В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Удмуртской Республике от 29.03.2010 N 1800/10-9608 "Об отказе в учете изменений объекта недвижимости" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4592/2010
Истец: Администрация г. Ижевска в лице Управление земельных ресурсов и землеустройства, Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства г. Ижевска, Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства Удмуртской Республики, Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства УР
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФБУ "Кадастровая палата" по Удмуртской Республике, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Удмуртской Республике", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по УР, г. Ижевск
Третье лицо: ООО "Союзстрой"