Комментарий к приказу Минфина РФ от 02.02.2007 N 39н
"Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизий
и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора"
Приказом Минфина РФ от 02.05.2007 N 39н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок федеральной службой финансово-бюджетного надзора" в целях реализации Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере была утверждена инструкция о порядке проведения ревизий и проверок названной службой (далее - Инструкция N 39н). Данный документ устанавливает порядок контроля над использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Инструкцией N 39н указано, какие контрольные мероприятия проводят органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в зависимости от темы ревизии (проверки). К таким действиям относится проверка соответствия деятельности учреждения учредительным документам, исполнения смет доходов и расходов, ведения бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской отчетности и др.
Кроме того, Инструкцией N 39н разъяснено, кем назначается проверка (ревизия), как оформляется удостоверение на ее проведение, установлены срок проведения ревизии, порядок ее приостановления. Прежде порядок проведения ревизий и проверок органами Росфиннадзора РФ регулировался Приказом Минфина РФ от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ" (далее - Инструкция N 42н). Следует отметить, что в Инструкции N 39н порядок проведения ревизий и проверок более четко регламентирован, нежели в Инструкции N 42н. Рассмотрим, как осуществляются ревизии в соответствии с Инструкцией N 39н.
Срок проведения ревизии
Согласно п. 6 Инструкции N 39н данный срок определяется исходя из темы ревизии, объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и других обстоятельств. Вместе с тем срок проведения ревизии не может превышать 45 рабочих дней. Причем датой начала проведения ревизии считается дата предъявления руководителем ревизионной группы руководителю проверяемой организации (лицу, им уполномоченному) удостоверения на ее проведение. Датой ее окончания считается день подписания акта. Напомним, что прежде данный срок не мог превышать 45 календарных дней (п. 9 Инструкции N 42н).
Срок проведения ревизии может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней. Для этого руководитель ревизионной группы делает представление лицу, назначившему ревизию (проверку). Основанием для продления срока может быть выявление нарушений, в связи с обнаружением которых требуется выполнение дополнительных процедур проверки.
Приостановление ревизии
Инструкцией предусмотрен порядок действия контрольных органов в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемой организации наличия иных обстоятельств, при которых невозможно продолжение проверки (ревизии). В такой ситуации ревизия (проверка) приостанавливается по решению лица, назначившего ее на основании мотивированного представления руководителя проверки. Она возобновляется только после устранения причин, приведших к ее приостановлению.
Проведение проверки (ревизии)
Главный бухгалтер бюджетной организации должен знать, что теперь ревизоры из Федеральной службы финансово-бюджетного надзора перед началом проверки (ревизии) должны:
- предъявить удостоверения на проведение ревизии (проверки);
- ознакомить с программой ревизии (проверки);
- представить участников ревизионной группы.
Согласно п. 23 Инструкции N 39н в ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению:
- учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
- полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
- фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
- постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемой организации;
- состояния системы внутреннего контроля в проверяемой организации, в том числе наличие и состояние текущего контроля над движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;
- принятых проверяемой организацией мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).
В процессе ревизии (проверки) у ревизоров могут возникать вопросы. В связи с этим руководитель ревизионной группы вправе требовать письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки. Кроме того, он также имеет право ознакомиться с заверенными копиями документов, необходимыми для контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте делается соответствующая запись.
В ходе ревизии может проводиться встречная проверка. Она осуществляется путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации. Как правило, встречная проверка проводится при ревизии расчетов с дебиторами и кредиторами. Она назначается руководителем Росфиннадзора РФ по письменному представлению руководителя ревизионной группы.
Оформление результатов ревизии (проверки)
Результаты ревизии (проверки) по-прежнему оформляются актом ревизии (проверки) (п. 28 Инструкции N 39н). Он состоит из вводной, описательной и заключительной частей (п. 31 Инструкции N 39н).
Вводная часть акта ревизии (проверки) содержит следующие сведения:
- тема ревизии (проверки);
- дата и место составления акта ревизии (проверки);
- номер и дата удостоверения на проведение ревизии (проверки);
- основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;
- фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;
- проверяемый период;
- срок проведения ревизии (проверки);
- сведения о проверенной организации и т.д.
Описательная часть акта ревизии (проверки) содержит описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки).
В заключительной части акта ревизии (проверки) отражается обобщенная информация о результатах ревизии (проверки), в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов РФ.
Акт ревизии (проверки) составляется либо в двух экземплярах (один экземпляр для проверенной организации, один экземпляр для Росфиннадзора (территориального органа Росфиннадзора)), либо, если проверка проводилась по мотивированному обращению организации, - в трех экземплярах. В этом случае один экземпляр акта направляется организации, поручившей провести проверку.
Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) должен подписывать руководитель ревизионной группы и руководитель организации.
Следует заметить, что Инструкцией N 39н особое внимание уделено составлению акта встречной проверки. Прежняя Инструкция N 42н не устанавливала порядок оформления результатов встречной проверки. Акт встречной проверки состоит из двух частей - вводной и описательной. Инструкцией N 39н определен подробный перечень информации, которая должна быть отражена в каждой из частей акта.
Возражения по акту
Руководитель ревизионной группы по согласованию с руководителем проверяемой организации устанавливает срок для ознакомления последнего с актом ревизии (проверки) и его подписания. Данный срок по-прежнему не может быть более пяти рабочих дней со дня вручения руководителю бюджетной организации акта проверки.
Если у руководителя проверяемой организации есть возражения по акту ревизии (проверки), акту встречной проверки, то он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения, которые приобщаются к материалам ревизии (проверки). Возражения рассматриваются руководителем ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня их получения. По его истечении по ним дается письменное заключение. Прежде срок рассмотрения возражений составлял пять рабочих дней (п. 17 Инструкции N 42н).
Т. Сильвестрова,
зам. главного редактора журнала
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет
и налогообложение"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 1, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"