г. Ессентуки |
|
10 октября 2011 г. |
Дело N А61-1358/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Винокуровой Н.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа"
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.07.2011
по делу N А61-1358/2011 (судья Климатов Г.В.)
по иску заместителя прокурора Республики Северная Осетия - Алания
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа", войсковой части 3737 (ОГРН 1021500921199)
о признании сделки недействительной (ничтожной),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явились, извещены,
от ответчиков:
от ОАО "Севкавказэнерго": Бесаев С.В. по доверенности от 14.01.2011,
от Войсковой части 3737: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Севкавказэнерго" (далее - ответчик, общество), войсковой части 3737 (далее - ответчик, войсковая часть) о признании недействительными (ничтожными) абзацев "а", "в", "г" подпункта 2.2.1 пункта 2.2, пунктов 10.3 и 10.7 государственного контракта - договора энергоснабжения от 14.01.2011 N 2555, заключенного между обществом и войсковой частью.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.07.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме, признаны недействительными (ничтожными) абзацы "а", "в", "г" подпункта 2.2.1 пункта 2.2; пункты 10.3 и 10.7 государственного контракта-договора энергоснабжения от 14.01.2011 N 2555, заключенного между обществом и войсковой частью. Взыскана с общества в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб. Взыскана с войсковой части в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Считает, что оспариваемые пункты договора энергоснабжения от 14.01.2011 N 2555 не могут быть признаны недействительными, поскольку соответствуют Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), а также действующему законодательству. При этом заявитель жалобы указал на отсутствие в материалах дела акта аварийной и технологической брони, а также на непредставление указанного акта войсковой частью при заключении договора энергоснабжения, что влечет незаключенность договора энергоснабжения. Считает, что протоколом разногласий были устранены все противоречия к договору энергоснабжения.
Истец и ответчик - войсковая часть о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыв на жалобу не представили. При таких обстоятельствах, суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям в ней изложенным, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции от 25.07.2011 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.01.2011 между обществом (гарантирующий поставщик) и войсковой частью (покупатель) заключен государственный контракт - договор энергоснабжения N 2555, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии на условиях, предусмотренных настоящим договора, а покупатель принимать и своевременно оплачивать приобретенную электроэнергию в порядке, сроки и размерах, установленных настоящим договором.
Согласно пункту 2.2.1 договора предусмотрено право гарантирующего поставщика инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору) в следующих случаях:
а) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им по настоящему договору электрической энергии(мощности) и оказанных услуг, и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными в пункте 8.1 договора сроками платежа (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение покупателем своих обязательств);
б) прекращение обязательств сторон по договору, если не вступил в силу новый договор энергоснабжения, заключенный с покупателем;
в) выявление безучетного потребления электроэнергии;
г) установление факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики;
д) наличие обращения покупателя.
В соответствии с пунктом 10.3 договора абонент несет ответственность за убытки, возникшие у гарантирующего поставщика, сетевой организации и иных потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией, в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии, а также обязан уплатить гарантирующему поставщику неустойку в равном 10-ти процентам от стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной покупателем в текущем отчетном периоде, за каждые из нижеперечисленных случаев:
- самовольного возобновления подачи электроэнергии, в том числе нарушения пломб, установленных гарантирующим поставщиком и (или) сетевой организацией, в связи с введенным в отношении покупателя ограничением режима потребления электрической энергии;
- невыполнение требований, содержащихся в уведомлении об ограничении режима потребления, а также в графиках аварийного ограничения потребления, в соответствии с которыми покупатель уведомленный о необходимости ограничить потребление электрической энергии (мощности), не выполнил самостоятельно технические (технологические) мероприятия, обеспечивающие снижение потребления (ограничение) электрической энергии в указанных в уведомлении объемах и периодах суток;
- отказа от допуска представителей сетевой организации для осуществления действий по ограничению режима потребления;
- нарушения требований пункта 2.3.20. настоящего договора в части обязанности составления Акта согласования аварийной и технологической брони.
Пунктом 10.7 договора установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения покупателем (абонентом) обязательств по оплате электрической энергии и мощности, покупатель оплачивает гарантирующему поставщику, проценты в размер 0,08 % от стоимости электрической энергии и мощности неоплаченной в срок, определенный п.8.1 договора, до полного исполнения обязательств.
Полагая, что вышеперечисленные условия договора энергоснабжения противоречат действующему законодательству (статьям 422, 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 11, 83 Правил N 167, пунктам 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации N 364 от 29.05.2002 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства") Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В силу ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Статьей 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ (для договора энергоснабжения - при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты потребленной энергии), за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
При этом порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии регулируется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006.
Согласно пункту 161 Правил N 530 неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии является основанием для ограничения режима ее потребления в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 168 Правил N 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. При этом порядок ограничения установлен в пункте 189 Правил N 530, а Перечень данных потребителей приведен в Приложении N 6 к упомянутым Правилам.
К числу таких потребителей отнесены объекты воинских частей Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее - Указ Президента РФ N 1173) ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаются действиями, нарушающими безопасность государства. Правительству Российской Федерации предписано принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N 364 от 29.05.2002 "Об обеспечении
устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства", установлены особые условия предоставления услуг и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в договоры, заключаемые поставщиками услуг независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями -потребителями услуг, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба).
Согласно общему положению "О соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденному приказом МВД Российской Федерации от 15.11.2003 N 884, воинские части внутренних войск предназначены для выполнения задач, возложенных на внутренние войска по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Войсковая часть 3737 в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статей 1, 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" отнесена к юридическим лицам прекращение или ограничение энергоснабжения которых не допускается во избежание нарушения устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства.
Основания для перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии этим учреждениям могут быть установлены только на уровне закона или принятыми на его основе иными нормативными правовыми актами, в частности, пунктами 2, 3 ст. 546 ГК РФ, согласно которым перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается в случае угрозы аварией, угрозы жизни, здоровью граждан, в целях предотвращения или ликвидации аварии, а также Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Иные основания для перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии, предусмотренные в договоре энергоснабжения от 14.01.2011 N 2555, противоречат ст. 546, 523, 422 ГК РФ и являются недействительными как противоречащие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ).
Прекращение энергоснабжения учреждения может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, безопасности государства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительными (ничтожными) абзацев "а", "в", "г" подпункта 2.2.1 пункта 2.2; пунктов 10.3 и 10.7 государственного контракта-договора энергоснабжения от 14.01.2011 N 2555, как противоречащие действующему законодательству.
Признание недействительными спорных пунктов договора энергоснабжения от 14.01.2011 N 2555 не повлияет на исполнение сторонами обязательств по договору в целом (ст. 180 ГК РФ).
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции исковые требования удовлетворены правомерно.
Довод жалобы о том, что оспариваемые пункты договора энергоснабжения от 14.01.2011 N 2555 соответствуют положениям пунктов 79, 161, 166, 179 Правил N 530 и не противоречат действующему законодательству, а, следовательно, отсутствуют основания для признания их недействительными, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В данном случае речь идет об учреждении, ограничение режима потребления которого ниже уровня аварийной брони не допускается, что предусмотрено п. 168 Правил N 530. В отношении таких потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, который установлен в пунктах 188-189 Правил N 530, а Перечень данных потребителей приведен в Приложении N 6 к упомянутым Правилам.
Таким образом, общие положения Правил N 530, регулирующие частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии, на потребителей, относящихся к Перечню в Приложении N 6 указанных Правил, не распространяются.
По поводу довода жалобы об отсутствии акта аварийной и технологической брони апелляционный суд считает следующее.
В отношении потребителей (отдельных объектов), указанных в перечне Приложения N 6 указанных Правил, в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящих Правил, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки электрической энергии).
Из указанного следует, что между сторонами спорного договора энергоснабжения в порядке п.п. 188-189 Правил N 530 должны быть согласованы величины аварийной им технологической брони, составлен акт согласования величины аварийной и технологической брони электроснабжения покупателя. При этом вышеуказанные положения Правил N 530 не устраняют противоречие спорных пунктов договора энергоснабжения от 14.01.2011 N 2555 нормам действующего законодательства, влекущее их недействительность.
Кроме того, предусмотренное пунктом 168 Правил ограничение введено в целях исключения возникновения угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства. Соблюдение положений этого пункта является обязанностью обеих сторон. Однако отсутствие акта аварийной и технологической брони не свидетельствует о том, что необходимость аварийной и технологической брони не отсутствует, а предоставляет другой стороне договора право принять меры к понуждению учреждения к составлению этого акта по своей инициативе.
Довод жалобы о том, что между сторонами подписан протокол разногласий, которым устранены все противоречия к договору энергоснабжения, был предметом рассмотрения судом первой инстанции и ему дана соответствующая правовая оценка.
Судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, им дана правильная оценка, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на подателя апелляционной жалобы, которая уплачена им при обращении в апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1358/2011 от 25.07.2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1358/2011
Истец: Прокуратура Республики Северная Осетия-Алания, Прокуратура РСО-А
Ответчик: Войсковая часть 3737, ОАО "Севкавказэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2646/11