г. Пермь |
|
30 июля 2010 г. |
Дело N А60-5873/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Гуляковой Г.Н., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ЗАО "Завод элементов трубопроводов" : Аверина Л.В. - представитель по доверенности от 12.02.2010 г.., Сирман - Прочитанская О.Б. - представитель по доверенности от 11.01.2010 г..;
от заинтересованного лица ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области: Ковбасюк О.В. - представитель по доверенности от 26.07.2010 г..;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
1) Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области: не явились, извещены надлежащим образом;
2) Правительство Свердловской области: Малов А.А. - представитель по доверенности от 30.12.2009 г..;
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2010 года
по делу N А60-5873/2010,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению ЗАО "Завод элементов трубопроводов"
к ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области
третьи лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора 1) Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области, 2) Правительство Свердловской области
о признании недействительным решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод элементов трубопроводов" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области от 09.12.2009 N 3120/3063 об отказе в привлечении в ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2 квартал 2009 года в размере 672467 рублей и пени в размере 29047 рублей 19 копеек.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области (заинтересованное лицо) не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что налогоплательщиком не принято всех мер для получения информации о кадастровой стоимости земельных участков, поскольку налогоплательщик обратился только к сайту Федерального агентства недвижимости, при этом письменного запроса не направил ни в агентство, ни в налоговый орган; согласно пояснениям Управления Роснедвижимости по Свердловской области в письме от 27.04.2009 г.. за N 05-10/912 следует, что Постановление Правительство Свердловской области от 19.12.2008 г.. N 1347-ПП вступило в силу с 01.01.2009 г..; поскольку спорные земельные участки были сформированы в сентябре 2007 г.., то есть после формирования инвентаризационной описи земельных участков для проведения государственной кадастровой оценке земель, следовательно, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г.. N 222 "Об утверждении Методических указаний_" кадастровая стоимость участков, образованных после 01.01.2007 г.. должна определяться расчетным путем, исходя из удельного показателя, установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 г.. N1347-ПП.
ЗАО "Завод элементов трубопроводов" (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что налоговым органом не доказан тот факт, что все необходимые сведения для целей исчисления земельного налога за 2 квартал 2009 г.. налогоплательщик мог с достоверностью получить из сети Интернет; Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 г.. N 1347-ПП, опубликованное в полном объеме 19.03.2009 г.., вступает в силу в порядке, установленном ст. 5 НК РФ, то есть не ранее 01.01.2010 г..; порядок определения кадастровой стоимости вновь образованных участков в спорный период не действовал и не мог применяться к рассматриваемым правоотношениям, следовательно, налогоплательщик обоснованно исчислил земельный налог за 2 квартал 2009 г.. исходя из имеющейся у него кадастровой стоимости.
Правительство Свердловской области (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает решение суда незаконным и необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям: установленная федеральным законодательством процедура проведения работ по государственной кадастровой оценке земель соблюдена и не обжалуется, постановление Правительства Свердловской области в полном объеме с приложениями опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" и в "Областной газете".
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора) отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИФНС по Сысертскому району Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка расчета по авансовым платежам по земельному налогу, представленному ЗАО "Завод элементов трубопроводов за 2 квартал 2009 г.., по итогам которой составлен акт N 2505/1955 от 30.10.2009 и принято решение от 09.12.2009 N 3120/306308-04/14910 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Названным решением заявителю доначислен земельный налог в размере 672 467 рублей, а также пени в сумме 29 047 рублей 19 копеек.
Основанием для доначисления земельного налога явилось неправильное определение налогоплательщиком кадастровой стоимости земельных участков.
Не согласившись с названным решением в части начисления недоимки и пени, предприятие обратилось в арбитражный суд о признании его недействительным в указанной части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налогоплательщик обоснованно руководствовался при исчислении земельного налога за 2009 год данными о кадастровой стоимости земельного участка, представленного уполномоченным органом в 2007 году; у налогоплательщика отсутствует обязанность по обращению в уполномоченный орган за сведениями о кадастровой стоимости земельного участка; налоговым органом при вынесении решения не учтена особенность, присущая земельным участкам, образованным после 01.01.2007 г..; действие во времени нормативного акта - Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 г.. N 1347-ПП должно отвечать требованиям статьи 5 НК РФ; Постановление Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 г.. не вступило в законную силу с 1.01.2009 г.., в связи с чем, не могло быть использовано для определения налоговой базы за 2009 год.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда указывает на тот факт, что Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 г.. N 1347-ПП вместе с приложениями, в которых опубликованы новые удельные показатели, подлежащие применению при исчислении земельного налога по спорным земельным участкам, вступило в силу с 01.01.2009 г..
Указанный довод заявителя апелляционной жалобы является законным и обоснованным.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 393 Кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
На основании ст. 390, п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г..N 316. Пункт 10 Правил устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г.. N 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 г.. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г.. N 52 вступило в силу 20.02.2008 г.. в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г.. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", который соответствует ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г.. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
На основании пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель в Свердловской области возлагается на Правительство Свердловской области.
Судом апелляционной инстанции установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП, которое было опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" N 407 от 24 декабря 2008 года (без приложений).
В примечании к постановлению указано, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет", что соответствует правилам, установленным ст. 64 Устава Свердловской области, ст. ст. 93, 94, 103 областного Закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Выписки о кадастровой стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, удельные показатели, для определения кадастровой стоимости земельных участков образованных после 01.01.2007 г.., были фактически размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 г.. N 1347-ПП были надлежащим образом доведены до сведения налогоплательщиков в порядке, предусмотренном п.14 ст.396 НК РФ и Постановлении Правительства РФ N 52 от 07.02.2008 г..
Вывод суда о том, что в материалы дела не представлены доказательства опубликования в официальных источниках и размещения в сети Интернет данных о кадастровой стоимости по 6-ти земельным участкам, в связи с чем, у налогоплательщика не было возможности исчислить земельный налог исходя из новой кадастровой стоимости, является неверным. Налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять земельный налог, определять налоговую базу по земельному налогу с учетом сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных им в порядке определенном постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 г.. N 52, то есть либо получить сведения на официальном сайте Федерального агентства кадастра недвижимости "Интернет", либо обратиться с запросом в уполномоченный орган -Федеральное агентство недвижимости. Налогоплательщик не предпринял всех исчерпывающих мер для установления кадастровой стоимости земельных участков, так как не обратился с письменным запросом ни в Федеральное агентство недвижимости, ни в налоговый орган, который располагал всей необходимой информацией.
Вопрос о нарушении действующего законодательства при опубликовании Постановления Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008 г.. был предметом исследования в Определении от 05.08.2009 г.. Верховного Суда Российской Федерации по делу N 45-ГО9-18.
При этом Верховный Суд РФ установил, что официальный текст постановления Правительства Свердловской области 1347-ПП был опубликован в полном объеме в официальном источнике - Собрание Законодательства Свердловской области, в полном объеме постановление размещено на официальном сайте Правительства Свердловской области. Не опубликование в Областной газете приложений к обжалуемому постановлению Правительства Свердловской области не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков. Публикация постановления Правительства Свердловской области в областной газете без слов прилагается (приложения) не может свидетельствовать о том, что постановление нельзя признать официально опубликованным.
Таким образом, доначисляя земельный налог за 2 квартал 2009 в размере в размере 672 467 рублей и пени в сумме 29 047 рублей 19 копеек., налоговый орган обоснованно исходил из того, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП опубликовано в печатном издании "Областная газета" от 24.12.2008 N 407 и вступило в законную силу по истечении 7 дней с даты его опубликования - 01.01.2009 г.., а данные о кадастровой стоимости земельных участков доведены до сведения налогоплательщиков в установленный срок.
Рассчитывая авансовый платеж по земельному налогу за 2 квартал 2009 года, налоговый орган правомерно определил кадастровую стоимость земельных участков с учетом удельных показателей, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП и подтвержденную сведениями, полученными из территориального отдела N 31 Управления Роснедвижимости по Свердловской области от 07.04.2010 г.. N 482 о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009 г..
Довод общества о том, что действие во времени нормативного акта - Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 г.. N 1347-ПП должно отвечать требованиям статьи 5 НК РФ отклоняется.
Статьей 5 НК РФ определены особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, которые распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Налоговый орган правильно указал в апелляционной жалобе, что Постановление Правительства РФ от 19.12.2008 г.. N 1347-ПП не относится к нормативным правовым актам о налогах и сборах, так как им устанавливались новые налоги, налоговые ставки, размеры налогов и сборов. Данным Постановлением была произведена переоценка кадастровой стоимости земельных участков в отношении налогоплательщиков, владеющих земельными участками на территории Свердловской области, в связи с чем, на него не распространяются нормы статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Вывод суда о том, что налоговым органом при исчислении земельного налога не учтена особенность, присущая земельным участкам, образованным после 01.01.2007 г.., является ошибочным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых после 01.01.2007 г.. земельных участков установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрена не оценка конкретных земельных участков, а определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта Свердловской области в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет на основании заявки о постановке на учет 21.08.2007 г.. В связи с чем, их кадастровая стоимость должна была определяться в 2009 году расчетным путем, исходя из удельных показателей, установленных Постановлением Правительства Свердловской области N 1347/ПП от 19.12.2008 г..
Ссылка суда на пункт 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 г.. N 222, введенного Приказом Минэкономразвития РФ от 02.11.2009 г.. N 439, является неверной, так как указанный пункт не действовал в спорном налоговом периоде 2009 г.., что подтверждается письмом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 г..N 2228-АП/Д06.
На основании изложенного решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области от 09.12.2009 N 3120/3063 об отказе в привлечении в ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2 квартал 2009 года в размере 672467 рублей и пени в размере 29047 рублей 19 копеек является законным и обоснованным, а решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2010 года по делу N А60-5873/2010 подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Завод элементов трубопроводов" следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ЗАО "Завод элементов трубопроводов" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (Одна тысяча) руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2010 года по делу N А60-5873/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Завод элементов трубопроводов" отказать.
Взыскать с ЗАО "Завод элементов трубопроводов" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (Одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5873/2010
Истец: ЗАО "Завод элементов трубопроводов"
Ответчик: ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области
Третье лицо: Правительство Свердловской области, Управление Роснедвижимости по Свердловской области, Управление Роснедвижимости по СО