г. Пермь |
|
24 августа 2010 г. |
Дело N А71-5975/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Мещеряковой Т.И., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя - Администрация г. Ижевска: Байметов Н.В., паспорт, доверенность от 06.05.2010,
от заинтересованного лица - ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска: Леонтьева М.В., удостоверение, доверенность от 21.12.2009,
от третьих лиц - ООГК "Алмаз", Управление Министерства юстиции РФ, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя -Администрации г. Ижевска
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2010 года
по делу N А71-5975/2010,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению Администрации г. Ижевска
к ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска
третьи лица: ООГК "Алмаз", Управление Министерства юстиции РФ, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска,
о признании незаконными записи в ЕГРЮЛ, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ,
установил:
Администрация города Ижевска (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 29.07.2008 за государственным регистрационным номером 1081832005199, от 29.10.2008 г.. за государственным регистрационным номером 2081832066083, внесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ижевска (далее - заинтересованное лицо) в отношении Общественного объединения гаражного кооператива "Алмаз", а также признания незаконным свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице серии 02 N 005448474.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.06.2010 производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Не согласившись с определением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, передать дело на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Удмуртской Республики, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.
В обоснование жалобы указывает на то, что неправомерные действия налогового органа привели к нарушению экономических интересов местного самоуправления, в связи с чем Администрация г.Ижевска правомерно обратилась в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражный суд с соответствующим заявлением. ООГК "Алмаз" является некоммерческой организацией, осуществляет экономическую деятельность, следовательно, спор подведомственен арбитражному суду.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, а также возможность заявителя обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в суд общей юрисдикции.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
ООГК "Алмаз" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что ООГК "Алмаз" является некоммерческой организацией, не имеющей основной целью деятельности извлечение прибыли, следовательно, требование Администрации города Ижевска по настоящему делу неподведомственно арбитражному суду.
Третьи лица - ООГК "Алмаз", Управление Министерства юстиции РФ, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, решением исполкома Первомайского районного Совета народных депутатов г.Ижевска от 20.05.1992 N 126 п.27 зарегистрирован Устав смешанного товарищества "Алмаз" и выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия за N 451 серии 11.
14.12.1992 членами коллектива смешанного товарищества "Алмаз" было принято решение о внесении изменений в устав товарищества. В частности была изменена правовая форма кооператива со смешанного товарищества на общественное объединение гаражного кооператива.
16.12.1992 решением исполкома Первомайского районного Совета народных депутатов г.Ижевска в Устав смешанного товарищества "Алмаз" были внесены указанные изменения.
24.07.2008 ООГК "Алмаз" в ИФНС России по Ленинскому району г.Ижевска было представлено сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" по форме Р17001.
В связи с представлением ООГК "Алмаз" сообщения по форме Р17001, ИФНС России по Ленинскому району г.Ижевска 29.07.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись с присвоением основного государственного регистрационного номера 1081832005199 и выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002.
Согласно данной записи организационно-правовая форма кооператива была указана как общественная и религиозная организация (объединение).
29.10.2008 налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2081832066083, в соответствии с которой организационно-правовая форма кооператива определена как потребительский кооператив.
Считая вышеуказанные записи, внесенные в ЕГРЮЛ и свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ, незаконными, Администрация города Ижевска обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Прекращая производство по делу на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ООГК "Алмаз" является некоммерческой организацией, не имеющей основной целью деятельности извлечение прибыли, соответственно, заявленное требование Администрации города Ижевска о признании незаконными записей в ЕГРЮЛ в отношении ООГК "Алмаз" неподведомственно арбитражному суду.
Данный вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит ошибочным, влекущим отмену судебного акта, иходя из следующего.
Согласно ст.27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Администрация г.Ижевска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными записей в Едином государственном реестре юридических лиц от 29.07.2008, от 29.10.2008 г.., внесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ижевска в отношении Общественного объединения гаражного кооператива "Алмаз", а также признания незаконным свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице серии 02 N 005448474.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исходя из предмета спора и субъектного состава, дело подведомственно арбитражному суду (ст.ст.27, 29 АПК РФ).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что отношения, связанные с созданием и деятельностью кооперативов, в том числе и гаражных кооперативов, регулируются статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Гражданское законодательство квалифицирует кооператив как некоммерческую организацию.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" положения указанного Закона на потребительские кооперативы не распространяется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гаражные кооперативы относятся к специализированным кооперативам, деятельность которых регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, действие указанного Федерального закона на гаражные кооперативы также не распространяется.
Таким образом, для гаражных кооперативов специальный закон не принят. Следовательно, правовое положение гаражных кооперативов определяется Уставом гаражного кооператива в части, не противоречащей действующему законодательству.
Пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из устава Общественного объединения гаражного кооператива "Алмаз", главной целью товарищества является организация строительства индивидуальных гаражей, сооружений, коммуникаций, связанных с эксплуатацией гаражного хозяйства, охраны и содержания их в надлежащем порядке. Уставом кооператива предусмотрено оказание услуг по ремонту автомобилей и прочих услуг, как членам товарищества, так и другим гражданам и организациям, сдача в аренду гаражей, помещений, приносящих прибыль товариществу, осуществление посреднической деятельности для получения прибыли (п.3 Устава).
Средства товарищества состоят из вступительных (паевых) взносов от членов товарищества, членских (ежегодных) взносов на содержание и эксплуатацию гаражей, целевых взносов на строительство от организаций по договорам, прочих поступлений от оказания услуг (п.5 Устава).
Таким образом, из анализа положений Устава ООГК "Алмаз" следует, что данная организация как юридическое лицо имеет право на получение прибыли и может быть рассмотрена как субъект экономической деятельности.
В соответствии с положениями главы 4 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являясь некоммерческими организациями и обладая правом от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности, могут осуществлять и предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).
Суд апелляционной инстанции, приходя к выводу о подведомственности спора арбитражному суду, также исходит из вышеприведенных положений пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.198 АПК РФ органы местного самоуправления, к каковым относится Администрация города Ижевска, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, в данном случае Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ижевска, являющего территориальным федеральным исполнительным органом власти, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции неправильно применил положения п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", поскольку в данном пункте дано толкование ст.33 АПК РФ по вопросам специальной подведомственности дел арбитражным судам.
Между тем, как следует из материалов дела, Администрация города Ижевска обратилась в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г.Ижевска в порядке статьи 29 АПК РФ с требованием о признании незаконными записей в Едином государственном реестре юридических лиц и свидетельства о внесении записи.
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неподведомственности арбитражному суду данного спора является ошибочным.
Определение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, ч.4 ст.272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июня 2010 года по делу N А71-5975/2010 отменить.
Направить заявление Администрации г.Ижевска на новое рассмотрение по существу в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Т.И.Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5975/2010
Истец: Администрация города Ижевска в лице Управления муниципального жилья
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска
Третье лицо: Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, Управление Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу