Правовой статус молодых ученых и научных работников,
вышедших на пенсию
В современных условиях как никогда остро стоит задача построения экономики, основанной на знаниях, в связи с чем усиливается роль и значение научно-технического потенциала, который должен стать одним из основных ресурсов устойчивого экономического развития. Однако в настоящее время законодательная база, регулирующая правовое положение научных работников, в частности, молодых ученых, а также научных работников - пенсионеров, далека от совершенства.
Действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо правовых мер, направленных на привлечение и закрепление в науке молодых перспективных ученых, обладающих большим научным потенциалом. Результатом этого становится значительное "устаревание" научных кадров, а значит, и снижение эффективности проводимых ими научных исследований.
Несмотря на то, что большая часть научных работников находится в предпенсионном возрасте либо уже вышла на пенсию, действующие нормативные правовые акты не предлагают специального регулирования правового статуса указанных граждан, не предоставляя тем самым им достаточного материального и социального обеспечения. Данные обстоятельства оказывают значительное влияние на процесс оттока научных кадров.
В подтверждение рассмотрим подробнее наиболее важные пробелы в законодательном регулировании правового статуса указанных категорий научных работников.
Проблема привлечения в отечественную науку молодых кадров в настоящее время осознается всеми исследователями проблем ее реформирования. Ни у кого нет сомнений в том, что нельзя обеспечить сохранение научных школ, если не иметь возможности подпитывать науку молодыми кадрами. Кризисная ситуация отечественной науки неоднозначно оценивается наблюдателями. Одни, отмечая, что причины кадрового кризиса уходят корнями в 60-е, указывают, что к концу 90-х гг. в науке наметилась кадровая стабилизация, т.е. миграция научных кадров за рубеж и в другие сферы деятельности остановилась и сфера науки имеет теперь то количество научных кадров, которое ей необходимо. Однако ситуация не вызывает оптимизма. Возрастной уровень научного корпуса критически высок, а неблагоприятные условия работы в науке отнюдь не способствуют привлечению молодых кадров. Это было отмечено и в Концепции реформирования российской науки на 1998-2000 гг., которая среди первоочередных мер наметила и меры по улучшению кадрового обеспечения науки.
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, государство сделало акцент на предоставлении индивидуальных стипендий и грантов молодым ученым.
Так, с 2002 г. осуществляется выделение грантов Президента РФ в целях поддержки молодых кандидатов наук и их руководителей. В настоящее время Указом Президента РФ от 3 февраля 2005 г. N 120 "О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей" установлено, что с 1 января 2005 г. учреждаются 500 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук и 500 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для государственной поддержки научных руководителей названных кандидатов наук. Кандидатам наук гранты выделяются на двухлетний срок для проведения научных исследований и для оплаты их труда в размере 60 тыс. руб. ежегодно, научным руководителям гранты выделяются единовременно в размере 24 тыс. руб.
Индивидуальная поддержка молодых ученых осуществляется также в форме предоставления грантов Президента РФ молодым (до 40 лет) ученым - докторам наук. Так, им учреждено 100 ежегодных грантов для государственной поддержки их научных исследований. Соискателями на получение грантов могут выступать граждане РФ, имеющие ученую степень доктора наук, активно ведущие научные исследования в научных организациях, на промышленных предприятиях или в образовательных учреждениях РФ.
Гранты Президента РФ предоставляются на конкурсной основе на двухлетний срок в виде целевых безвозмездных субсидий и предназначаются для проведения научных исследований в РФ, а также для материальной поддержки получателя гранта и членов его научного коллектива. Размер "докторских" грантов указом не установлен и определяется, видимо, после конкурсного отбора, исходя из количества победивших соискателей.
В постсоветский период, когда на территории РФ и ее границах существуют очаги военных действий, а армия продолжает комплектоваться по призыву, т. е. на регулярной, а не на профессиональной основе, особое значение для привлечения молодежи в науку имеют льготы по отсрочке от призыва на срочную военную службу. Такие льготы предоставлены п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. N 93 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи" и постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1583 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан".
Отсрочка от призыва в армию предоставляется лицам, поступившим непосредственно после окончания вуза в очную аспирантуру при научных организациях РАН, а также поступившим в эти организации на работу на условиях полного рабочего дня по специальности на весь период обучения или работы. Отсрочка предоставляется также гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) и научных учреждениях на базе высшего профессионального образования - на период их учебы и защиты квалификационных работ, а также гражданам, поступившим непосредственно по окончании вузов на работу на условиях полного рабочего дня по специальности в государственные учреждения, организации и предприятия, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ, в том числе государственные научные центры, федеральные научно-производственные центры, государственные университеты и институты, РАСХН и другие научные и научно-образовательные организации. Эти льготы в последние годы, безусловно, сыграли заметную роль в притоке молодежи в аспирантуру и на работу в научные организации. Но задержится ли молодежь в науке? Известно, что лишь небольшое количество аспирантов оканчивают аспирантуру защитой диссертации, еще меньшее число остается работать в бюджетных научных организациях по достижении непризывного возраста. Таким образом, данная льгота лишь частично решает проблему омоложения научных кадров. Кроме того, имеющиеся тенденции сокращения оснований для предоставления отсрочки от службы в армии, лоббируемые Министерством обороны РФ, ставят под угрозу существование даже этих льгот молодым ученым.
Таким образом, действующее законодательство не содержит практически никаких специфических норм, определяющих правовой статус молодежи в науке. Преодоление кризиса "старения" российской науки возможно только в том случае, если научная карьера как таковая будет привлекательна для молодежи.
Современное законодательство РФ не предоставляет дополнительных льгот и гарантий научным работникам-пенсионерам, посвятившим всю свою жизнь науке и внесшим неоценимый вклад в ее развитие. В настоящее время пенсионное обеспечение научных работников регулируется в общем порядке.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости может состоять из базовой, страховой и накопительной частей. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц. Размер страховой и накопительной части трудовой пенсии определяется размером страховых взносов, вносимых в период трудоспособности работника в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения по единому социальному налогу и его налоговая база, определяемая как сумма выплат и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Это означает, что размер страховых взносов, поступающих на индивидуальные лицевые счета научных работников, напрямую зависит от их заработной платы.
В тех условиях, когда заработная плата научных работников ничтожно мала, точно такая же ситуация складывается и с их пенсиями.
В целях улучшения пенсионного обеспечения научных работников была предпринята попытка ввести для научных работников повышенные размеры пенсий, однако она не увенчалась успехом. Действие п. 2 Указа Президента РФ от 27 марта 1996 г. N 424, которым поручалось внести в Государственную Думу проект федерального закона об установлении для профессорско-преподавательского персонала вузов пенсий в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда, в 1998, 2000 и 2001 гг. приостанавливалось, а в 2002 г. этот пункт был признан утратившим силу.
Также необходимо отметить выборочный подход государства при установлении повышенных пенсий отдельным категориям научных работников. Например, Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942, предусматривает исчисление пенсий для научных работников органов и учреждений прокуратуры из денежного содержания, включающего в себя должностной оклад по последней занимаемой штатной должности (без повышения за работу в отдаленных местностях, в других особых условиях), доплаты за классный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой статус молодых ученых и научных работников, вышедших на пенсию
Автор
О.В. Гутников - заместитель заведующего отделом предпринимательского законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", 2007, N 7