г. Тула |
|
13 октября 2011 г. |
Дело N А54-513/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (регистрационный номер 20АП-4414/2011) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 июля 2011 года по делу N А54-513/2011 (судья Ушакова И.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод ТЕХНО" (ОГРН 1046213008170)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области,
третье лицо: Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
о признании решения недействительным,
при участии:
от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от третьего лица: не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Завод ТЕХНО" (далее - ООО "Завод ТЕХНО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области об отказе в осуществлении зачета (возврата), об обязании принять решение о зачете единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ КБК 18210909020071000110, в счет уплаты налога на добавленную стоимость с КБК 18210301000011000110 вид платежа налог в сумме 692 612 руб. 35 коп. Способ зачета переплаты - зачет в текущие платежи по сроку 20.03.2011.
В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил требования и просил признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области от 21.12.2010 N 764 об отказе в осуществлении зачета (возврата) единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ, в счет уплаты налога на добавленную стоимость в части ЕСН в сумме 688 095,54руб. Также Общество просило обязать налоговый орган принять решение о зачете единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ КБК 18210909020071000110, в счет уплаты налога на добавленную стоимость с КБК 18210301000011000110 вид платежа налог в сумме 688 095 руб. 54 коп. по налоговой декларации за 1 квартал 2011 г..
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.12.2010 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением осуществить зачет единого социального налога, зачисляемого в ФСС РФ КБК 18210909020071000110, в счет уплаты налога на добавленную стоимость с КБК 18210301000011000110 вид платежа НАЛОГ в сумме 692 612 руб. 35 коп. Зачет в текущие платежи по сроку 20.12.2010.
Причины образования переплаты согласно заявлению - ошибочная уплата платежными поручениями от 10.10.2008 N 4331, от 12.11.2008 N 4751, от 11.12.2008 N 5062, от 12.03.2009 N 455, от 13.04.2009 N 743.
Решением от 21.12.2010 N 764 (т.1, л.12) Инспекцией в осуществлении зачета отказано, так как сумма переплаты не подтверждена камерально.
Не согласившись с отказом налогового органа, полагая, что им нарушаются его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 3 статьи 243 НК РФ разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Порядок возврата излишне уплаченного налога определен в ст. 78 НК РФ.
Анализ положений данной статьи позволяет сделать вывод о том, что условиями для возврата налога в административном порядке по заявлению налогоплательщика являются: наличие переплаты по нему, отсутствие недоимки или задолженности по пеням, штрафам и соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, исчисляемого со дня уплаты налога.
В силу статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 Закона N 213-ФЗ (день признания утратившей силу главы 24 части второй Кодекса).
Таким образом, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 года должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Согласно п.4 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
С учетом положения, содержащегося в пункте 7 статьи 78 Кодекса, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Соответственно срок истребования сумм излишне уплаченного единого социального налога не может превышать трех лет с момента совершения этих платежей.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм ЕСН 08.12.2010.
Следовательно, для рассмотрения спора подлежит установлению наличие переплаты в период с 08.12.2007.
Из представленного заявителем в материалы дела развернутого расчета излишне уплаченных сумм ЕСН (т.3, л.31; т.4, л.100) усматривается, что по состоянию на 08.12.2007 у налогоплательщика имелась переплата, но далее до августа 2008 года имелась задолженность, в связи с чем переплата, подлежащая возврату, возникает с августа 2008 г. в сумме 90 416,54 руб. Данная сумма состоит из переплаты денежными средствами - 54 097,54 руб. и превышения расходов (подлежащих возмещению Фондом) - 36 319,00 руб.
Далее, поскольку сальдо определяется нарастающим итогом, в сумму превышения расходов последовательно с учетом результатов каждого месяца включались суммы, подлежащие возмещению Фондом, в сумму переплаты денежными средствами включались суммы, перечисленные по указанным ранее платежным поручениям, за минусом сумм начисленных и фактически подлежащих уплате в Фонд.
Сумма превышения расходов уменьшалась на суммы, возмещенные Фондом, одновременно, в месяце возмещения Фондом сумм превышения расходов (август 2009 г.., декабрь 2009 г..) разница между возмещенной суммой и подлежащей возмещению указывалась к начислению с целью уменьшения задолженности Фонда.
Как установлено судом, налоговый орган подтвердил наличие денежных поступлений от Общества в сумме 731 185,65 руб. в уплату ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ, актом по состоянию на 14.01.2011. Наличие переплаты подтверждается выпиской из лицевого счета по состоянию на 01.01.2011 в сумме 786 285,59 руб. (т.3, л.11), актом сверки расчетов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, подписанным Обществом и региональным отделением ФСС РФ. Согласно акту переплата денежными средствами составляет 692 612,48 руб. Сведений о наличии у Общества недоимки указанные документы не содержат.
Таким образом, представленные налогоплательщиком в материалы дела декларации по ЕСН, платежные поручения на перечисление налога в денежном выражении и фактически полученных компенсаций от Рязанского регионального отделения Фонда в связи с превышением размера выплаченных пособий над начисленным налогом подтверждают наличие переплаты ЕСН именно в денежном выражении.
Доказательств обратного Инспекцией в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.
В дополнение к этому арбитражный суд считает необходимым отметить, что налоговый орган до 01.01.2010 являлся администратором платежей по ЕСН как в доход федерального бюджета, так и в государственные внебюджетные фонды.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что Инспекция обязана была принять меры по возврату налогоплательщику излишне уплаченных сумм ЕСН, является правильным.
Исходя из изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии у налогоплательщика переплаты по ЕСН в денежном выражении в заявленном размере отклоняется апелляционной инстанцией, как противоречащий материалам дела.
Также не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что возврат переплаты, которая образовалась по ЕСН из-за расходов на цели обязательного социального страхования работников, осуществляет ФСС РФ, а не налоговый орган.
В силу статьи 38 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 Закона N 213-ФЗ (день признания утратившей силу главы 24 части второй Кодекса). Следовательно, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН после 1 января 2010 года должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.07.2011 по делу N А54-513/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-513/2011
Истец: ООО "Завод ТЕХНО"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области
Третье лицо: ГУ - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации