Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 27 июня 2006 г. N 431-ПП
Порядок
передачи в собственность земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок применяется в отношении земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами государственной власти города Москвы.
1.2. Юридические лица и граждане, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений имеют право приобретения в собственность земельных участков, занятых такими зданиями, строениями, сооружениями, а также необходимых для их использования, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
1.3. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении в собственность земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, а также необходимого для их использования, принимается Правительством Москвы либо префектами административных округов, в соответствии с разграничением их полномочий на основании заявления заинтересованного лица.
1.4. Для целей государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с настоящим порядком выдает ему копию распорядительного документа о предоставлении земельного участка, кадастровый план соответствующего земельного участка, а также договор купли-продажи и акт приема-передачи (при необходимости).
2. Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность
2.1. Документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления земельного участка в собственность:
- если заявитель - юридическое лицо:
- учредительные документы юридического лица, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (нотариально заверенные копии), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия при предъявлении подлинника), выписка из протокола общего собрания учредителей (акционеров) об избрании исполнительного органа юридического лица (подлинник), а также документы, подтверждающие полномочия представителя (подлинник) и документы, удостоверяющие его личность (копия при предъявлении подлинника);
- если заявитель - физическое лицо:
- гражданский паспорт (копия при предъявлении подлинника) либо документы, подтверждающие полномочия представителя (подлинник), и документы, удостоверяющие его личность (копия при предъявлении подлинника);
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке (нотариально заверенная копия);
- документы, подтверждающие права на земельный участок (подлинник и нотариально заверенная копия), если они имеются;
- судебное решение о признании права на земельный участок (нотариально заверенная копия), если оно имеется;
- выписку из технического паспорта на здание (строение) - форма 1а (с данными площади застройки) давностью не более одного года;
- документ об оплате услуг в установленном порядке.
2.2. Документы, содержащие градостроительную информацию:
- заключение о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории;
- план подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей в границах земельного участка.
2.3. При отсутствии у заявителя одного или нескольких документов из перечня, указанного в пункте 2.2, а также данных технической инвентаризации здания (строения) заявитель вправе за свой счет поручить уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы выполнить работу по сбору необходимых документов.
3. Подача гражданином или юридическим лицом заявления
3.1. Гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) обращается в Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования.
3.2. К заявлению о предоставлении земельного участка в собственность заявителем прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для такого предоставления согласно перечню (пункт 2.1 настоящего порядка).
Все документы представляются в одном экземпляре.
3.3. Заявитель прилагает к заявлению иные, имеющиеся в его распоряжении документы, указанные в перечне (пункт 2.2 настоящего порядка), а также выписку из технического паспорта на здание (строение) - форма 1а (с данными площади застройки).
По недостающим документам заявитель имеет право дать поручение уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы за счет заявителя выполнить работу по сбору таких документов.
3.4. Не подлежат приему документы, не соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в документах исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
3.5. Уполномоченное лицо, осуществляющее прием документов, обязано сверить подлинный экземпляр документа с представленной копией. После сверки подлинный экземпляр возвращается заявителю.
3.6. Уполномоченное лицо, принявшее документы, выдает заявителю расписку в получении документов с их перечнем, а также с указанием даты их представления.
4. Проверка представленных документов
4.1. Проверка представленных документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в течение пяти дней и заключается в установлении:
4.1.1. Наличия всех документов, необходимых для принятия решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка.
4.1.2. Факта, что заявитель в настоящее время является единственным собственником зданий, строений и сооружений, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность.
4.2. По результатам проверки уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решение об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления в случаях, если:
4.2.1. Не представлены документы, перечисленные в пункте 2.1 настоящего порядка.
4.2.2. Представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
4.2.3. Отсутствуют основания для рассмотрения заявления о предоставлении в собственность заявителя земельного участка:
- с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
- правоудостоверяющие документы на здания, строения, сооружения свидетельствуют об отсутствии у заявителя права собственности на все расположенные на земельном участке объекты недвижимости как у единственного собственника.
4.3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, принявший решение об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления, направляет заявителю в письменной форме сообщение о причинах отказа в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для проверки представленных документов.
5. Сбор необходимых документов для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность
5.1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы при отсутствии оснований для отказа в дальнейшем рассмотрении заявления и наличии в заявлении соответствующего поручения от заявителя осуществляет сбор необходимых документов для подготовки решения о предоставлении земельного участка.
5.2. На основании поручения заявителя уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы заказывает за его счет:
5.2.1. Разработку заключения о градостроительных регламентах земельного участка и проекта межевания территории в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы.
5.2.2. Разработку плана подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей в ГУП "Мосгоргеотрест".
5.2.3. Изготовление выписки из технического паспорта на здание (строение) - форма 1а (с данными площади застройки) в ГУП МосгорБТИ.
5.2.4. Изготовление фрагмента плана линий градостроительного регулирования в ГУП "НИиПИ Генплана Москвы".
5.3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы запрашивает в рамках информационного обмена с федеральными и городскими структурами:
- в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Москве сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам;
- в Государственной земельной инспекции города Москвы заключение о результатах обмера и обследования земельного участка, в котором содержится, в том числе, информация о виде фактического использования земельного участка; о наличии на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности заявителю, о наличии самовольных построек либо зданий, строений, сооружений, не принадлежащих на праве собственности заявителю; о качественном состоянии земельного участка; о соблюдении заявителем требований по использованию и охране земель;
- в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы фрагмент плана линий градостроительного регулирования;
- В Департаменте имущества города Москвы сведения о наличии на земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности города Москвы, и необходимости установления ограничений и обременений.
6. Проверка оснований, препятствующих предоставлению земельных участков в собственность
6.1. Обстоятельства, препятствующие предоставлению в собственность заявителя земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для его использования, устанавливаются на основании:
6.1.1. Информации:
- об ограничении земельного участка в обороте или его изъятии из оборота;
- о резервировании земельного участка для государственных нужд либо наличии решения об изъятии земельного участка для государственных нужд.
6.1.2. Информации, содержащейся в заключении Государственной земельной инспекции города Москвы:
- о выявлении самовольных построек в границах земельного участка;
- о факте совершения заявителем земельного правонарушения на земельном участке, правообладателем которого он является.
6.1.3. Сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах третьих лиц на земельный участок.
6.2. В случае выявления обстоятельств, препятствующих предоставлению в собственность заявителя земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для его использования, в том числе при установлении федеральным законом запрета на приватизацию, орган исполнительной власти города Москвы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в письменной форме уведомляет заявителя о принятом органом исполнительной власти города Москвы решении об отказе в предоставлении ему земельного участка в собственность.
Решение об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка может быть обжаловано им в суд.
В случае если обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителя, отпадут, заявитель имеет право на повторное обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
6.3. В тех случаях, когда по информации, содержащейся:
- в заключении о градостроительных регламентах земельного участка, проекте межевания территории части земельного участка отнесены к землям, ограниченным в обороте, изъятым из оборота или зарезервированным для государственных нужд, либо
- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности третьих лиц, а также технические зоны сооружений, либо
- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на часть земельного участка зарегистрированы права третьих лиц, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы выполняет работу по исключению соответствующих частей земельного участка и формирует проект границ земельного участка, который может быть предоставлен в частную собственность заявителя.
7. Подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность и проекта договора купли-продажи земельного участка
7.1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы формирует и утверждает проект границ земельного участка, передаваемого в собственность, на основании проектов межевания территорий города Москвы, разработанных по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, установлении и закреплении границ земельного участка с определением площади (при отсутствии сведений об инженерно-геодезических изысканиях); обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка.
Проект границ земельного участка утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы с последующей его постановкой на кадастровый учет.
Границы сформированного земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, а также необходимого для их использования, отображаются в кадастровом плане земельного участка.
7.2. Подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством Москвы.
7.3. При подготовке проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и договора купли-продажи земельного участка уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет расчет цены земельного участка.
7.4. В проекте решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя и проекте договора купли-продажи земельного участка, а также в акте приема-передачи земельного участка указывается цена земельного участка, обременения и ограничения земельного участка или его частей.
8. Принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность
Решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителю принимается Правительством Москвы или префектами административных округов в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними.
9. Заключение договора купли-продажи земельного участка
9.1. Решение о возмездном предоставлении земельного участка заявителю является основанием для подготовки проекта договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка в соответствии с примерными формами, утвержденными Правительством Москвы.
9.2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы направляет заявителю проект договора купли-продажи для его подписания.
9.3. Заявитель вправе отказаться от подписания договора купли-продажи земельного участка. Если в течение срока, установленного решением о возмездной передаче земельного участка заявителю, заявитель не подписал договор купли-продажи земельного участка и не уведомил уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы о выявленных им технических ошибках, допущенных при подготовке решения о возмездном предоставлении земельного участка заявителю либо проекта договора купли-продажи земельного участка, решение о возмездном предоставлении земельного участка подлежит отмене.
10. Особенности предоставления в собственность земельных участков собственникам частей зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов
10.1. Рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность заявителей осуществляется на основании заявления, поступившего от собственников всех частей зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке.
10.2. К заявлению о намерении приобрести земельный участок в общую долевую собственность дополнительно прилагаются нотариально заверенные копии свидетельств о праве собственности заявителей на все части зданий, строений, сооружений.
10.3. При осуществлении проверки представленных документов в числе оснований для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность заявителей дополнительно устанавливается: подано ли заявление собственниками всех частей здания, строения, сооружения.
10.4. Дополнительными основаниями для отказа в предоставлении неделимого земельного участка в общую долевую собственность заявителей являются следующие:
10.4.1. С заявлением о намерении приобрести земельный участок в собственность обратились не все собственники частей здания, строения, сооружения.
10.4.2. Часть здания, строения, сооружения находится в государственной или муниципальной собственности - в этом случае заявители имеют право на повторное обращение с заявлением о намерении приобрести земельный участок в собственность после того, как все части здания, строения, сооружения будут приобретены в частную собственность.
10.5. Договор купли-продажи земельного участка заключается с собственниками частей здания, строения, сооружения с указанием доли каждого из них в общей собственности на неделимый земельный участок.
11. Особенности формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные (более одной квартиры) жилые дома
11.1. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по заявлению о формировании соответствующего земельного участка, поданному лицом, уполномоченным указанным собранием.
Правомочность принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка подтверждается в установленном порядке.
11.2. При формировании земельного участка уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы заказывает за счет заявителя разработку заключения о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Границы земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования отображаются в кадастровом плане земельного участка.
11.3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы утверждает проект границ сформированного земельного участка; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, установлении и закреплении границ земельного участка с определением площади (при отсутствии сведений об инженерно-геодезических изысканиях); обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка.
11.4. Собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме сформированный земельный участок предоставляется в собственность безвозмездно. Собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме, не предназначенных для обслуживания такого дома, соответствующая доля неделимого земельного участка предоставляется за плату в собственность.
При этом размер платы за соответствующую долю земельного участка устанавливается на основании расчета цены земельного участка.
11.5. Для собственников пристроенных нежилых помещений к многоквартирному дому, не предназначенных для эксплуатации такого дома, равно как и для собственников пристроенных частей к иному основному зданию, строению, сооружению, расчет платы за предоставление земельного участка в собственность осуществляется, исходя из площади земельного участка, занимаемого пристроенной частью (пристроенным помещением) и необходимой для ее использования. При этом соответствующий земельный участок формируется отдельно.
12. Особенности приобретения земельных участков в собственность гражданами, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами
12.1. Граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", вправе обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы
- Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о намерении приобрести соответствующий земельный участок в собственность безвозмездно.
В заявлении гражданина, желающего воспользоваться в соответствии с п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации правом на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность, должна содержаться информация об отсутствии в его собственности земельного участка на территории Российской Федерации, ранее находившегося в его пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании или фактическом пользовании и бесплатно полученного им в собственность.
12.2. К заявлению о намерении приобрести земельный участок в собственность дополнительно прилагается нотариально заверенная копия свидетельства о праве собственности на жилой дом.
12.3. При осуществлении проверки в числе оснований для рассмотрения вопроса о передаче земельного участка в собственность заявителю дополнительно устанавливается по представленным документам: была ли сделка с жилым домом совершена в установленный законом период.
12.4. Дополнительным основанием для отказа в рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность заявителя является совершение сделки с жилым домом после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР". Заявитель имеет право на повторное обращение с заявлением о намерении приобрести земельный участок в собственность в соответствии с настоящим порядком.
12.5. По результатам рассмотрения заявителю выдается кадастровый план земельного участка, проект границ которого утвержден в установленном порядке.
13. Особенности предоставления в собственность земельных участков, арендуемых собственниками зданий, строений, сооружений
13.1. Собственники зданий, строений, сооружений, арендующие земельные участки, занятые такими зданиями строениями, сооружениями, приобретают право собственности на земельные участки в соответствии с настоящим порядком с учетом следующих особенностей.
13.2. Дополнительными обстоятельствами, препятствующими предоставлению земельного участка в собственность заявителя, являются:
13.2.1. Возбуждение процедуры принудительного прекращения права на земельный участок вследствие ненадлежащего использования земельного участка либо имеются основания для принудительного прекращения права на земельный участок: земельный участок используется неправомерно, с нарушением федерального законодательства, законодательства города Москвы. Факт устанавливается на основании заключения Государственной земельной инспекции города Москвы, выдаваемого по запросу уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
13.2.2. В границах земельного участка имеются здания, строения, находящиеся в собственности третьих лиц. Факт нахождения зданий и строений устанавливается на основании заключения Государственной земельной инспекции города Москвы, собственники этих зданий и строений устанавливаются на основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запрос направляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве).
13.3. Собственники зданий, строений, сооружений, заключившие договор аренды земельного участка, занятого такими зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования, после вступления в силу настоящего постановления утрачивают право выкупа такого земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.