г. Чита |
Дело N А19-12393/2011 |
"13" октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Попова Дениса Вячеславовича на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 августа 2011 г.., принятое по делу N А19-12393/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Попова Дениса Вячеславовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области о признании незаконным решения от 18.05.2011 г.. N 1179 о проведении выездной налоговой проверки,
(суд первой инстанции - М.В.Луньков),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Захарченко О.И. (доверенность от 03.06.2011 г..);
от заинтересованного лица: Аман Н.А. (доверенность от 11.01.2011 г.. N 08-02);
установил:
Индивидуальный предприниматель Попов Денис Вячеславович (ИНН 381709949495, ОГРН 304381713200013, место жительства: 663485, Красноярский край, Кежемский район, п.Недокура, ул.Янтарная,12-1, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области (ОГРН 1043802007765, ИНН 3817026322, место нахождения: 666687, Иркутская область, Усть-Илимский район, г. Усть-Илимск, ул.Дружбы Народов,84, далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 18.05.2011 г.. N 1179 о проведении выездной налоговой проверки.
Суд первой инстанции решением от 05 августа 2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказал. В обоснование суд указал, что решение о проведении выездной налоговой проверки N 1179 было принято Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области 18.05.2011 г.., в период, когда предприниматель Попов Д.В. ещё состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Иркутской области от 05.08.2011 г.. по делу N А19-12393/2011 отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что в связи со сменой адреса места жительства с 12 мая 2011 года Межрайонная ИФНС России N 9 по Иркутской области утратила право принятия решения о проведении выездной налоговой проверки, в связи с чем вынесенное решение является незаконным и противоречащим нормам п. 2 ст. 89 НК РФ.
На апелляционную жалобу поступил отзыв налогового органа, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что отдельное толкование понятия п.2 ст.89 НК РФ "место жительства физического лица" недопустимо без его связи с толкованием понятия "налогового органа". Решение о проведении проверки было принято до снятия налогоплательщика с учета.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.09.2011 г..
Представитель предпринимателя в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель налогового органа дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Попов Д.В. 12.05.2011 г.. зарегистрировался по адресу: Красноярский край, Кежемский район, п.Недокура, ул.Янтарная, д.12, кв.1. (л.д.10).
Предпринимателем 13.05.11г. было подано заявление в Межрайонную ИФНС России N 9 по Иркутской области о внесении изменений в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о смене адреса места жительства с адреса: Иркутская область, г.Усть-Илимск, пр-т Мира, 3-37 на адрес: Красноярский край, Кежемский р-н, п.Недокура, ул.Янтарная, 12-1.
Налоговым органом 18.05.2011 г.. было принято решение N 1179 о проведении выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя Попова Дениса Вячеславовича по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов (л.д.31-32, 63-64).
Предприниматель, считая указанное решение незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, изменения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии предпринимателя Попова Д.В. с налогового учета в Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области в связи со сменой места жительства, внесены 20.05.2011 г.. Таким образом, изменения в ЕГРИП внесены Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области уже после принятия инспекцией решения о проведении выездной налоговой проверки от 18.05.2011 г.. N 1179. Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Попов Д.В с 20.05.2011 г.. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 18 по Красноярскому краю.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с п.2 ст.89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Согласно п.2 ст.1 НК РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, решение на проведение выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя принимает налоговый орган по месту жительства физического лица.
Вместе с тем, отдельное толкование понятия пункта 2 статьи 89 НК РФ "место жительства физического лица" недопустимо без его связи с толкованием понятия "налогового органа", в связи с тем, что данной нормой права устанавливается право определенного налогового органа, а именно "налогового органа по месту жительства физического лица".
Следовательно, пунктом 2 статьи 89 НК РФ регламентируется право определенного налогового органа на проведение проверки физического лица. Таким налоговым органом является налоговый орган по месту жительства физического лица.
Отдельными нормами Налогового кодекса РФ в их совокупности дано определение "налоговый орган по месту жительства физического лица".
Так, положениями п.1 ст.83 НК РФ регламентированы основания, по которым физическое лицо может состоять на учете в налоговом органе именно в целях проведения налогового контроля, в том числе и при проведении выездной налоговой проверки.
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, положения пункта 1 статьи 83 НК РФ являются общими по отношению к частному положению пункта 2 статьи 89 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 89 НК РФ конкретизировано, что выездную налоговую проверку может проводить только налоговый орган по месту жительства физического лица.
Исходя из системного толкования норм пункта 1 статьи 83 и пункта 2 статьи 89 НК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при рассмотрении вопроса о налоговых органах, которым предоставлено право проведения выездной налоговой проверки, следует понимать, что таким налоговым органом является не налоговый орган, который располагается в определенной местности, где зарегистрировано физическое лицо по конкретному адресу, а налоговый орган, в котором физическое лицо стоит на учете по такому основанию, как место его жительства. Выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя вправе проводить налоговый орган по месту его постановки на налоговый учет.
Апелляционный суд, поддерживая указанные выводы, исходит также из того, что статус предпринимателя без образования юридического лица возникает после регистрации в установленном порядке, а НК РФ устанавливает обязанность встать на налоговый учет. Следовательно, налоговым органом, который может проводить налоговую проверку, является налоговый орган, где налогоплательщик-предприниматель состоит на учете по месту жительства. В противном случае, при ином толковании, в ситуации, когда налогоплательщик-предприниматель снялся с регистрационного учета по месту жительства в органах миграционной службы, но не встает на учет в ином аналогичном органе по новому месту жительства, получится, что ни один налоговый орган не может провести в отношении него проверку.
Также судом первой инстанции правильно учтено следующее.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ установлено, что постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 22.2. Федерального Закона Российской Федерации от 08.08.2011 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный Закон N 129-ФЗ) установлено, что внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 г.. N 630 "О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления правительства РФ от 19.06.2002 г.. N 438 и 439" установлено, что основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре, принятое регистрирующим органом по представленным документам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 НК РФ, если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 4, 5 Правил ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г.. N 110 установлено, что датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным данным пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры. Постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой.
Организациям или индивидуальным предпринимателям, изменившим место нахождения или место жительства, налоговый орган которых по новому месту нахождения или месту жительства не совпадает с прежним налоговым органом, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по новому месту нахождения или месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в соответствующие государственные реестры.
Исходя из вышеизложенного, при смене места жительства индивидуального предпринимателя налоговый орган до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии его с учета по прежнему месту жительства вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки плательщика.
Предприниматель Попов Д.В. 13.05.11г. обратился с заявлением в Межрайонную ИФНС России N 9 по Иркутской области о смене места регистрации.
Межрайонная ИФНС России N 9 по Иркутской области 20.05.2011 г.. внесла изменения в единый государственный реестр индивидуальный предпринимателей о снятии предпринимателя Попова Д.В. с налогового учета в Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области в связи со сменой регистрации.
Изменения в ЕГРИП были внесены Межрайонной ИФНС России N 9 Иркутской области в течение 5-дней с момента поступления заявления от Попова Д.В., то есть в сроки, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ.
Учитывая, что решение о проведении выездной налоговой проверки N 1179 было принято Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области 18.05.2011 г.., в период, когда предприниматель Попов Д.В. ещё состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 9 по Иркутской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о проведении выездной налоговой проверки N 1179 принято налоговым органом в соответствии с п.2 ст.83, п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ и не нарушает права предпринимателя.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 августа 2011 г.. по делу N А19-12393/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12393/2011
Истец: Попов Денис Вячеславович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области