Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Управление отдельными видами собственности
Управление государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями
Создание организаций в форме государственного или муниципального унитарного предприятия (учреждения) осуществляется в случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Унитарные предприятия создаются для:
- производства отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте или обеспечивающих безопасность города;
- использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения техногенной, экологической или иной безопасности города, обеспечения функционирования транспорта, реализации иных стратегических интересов;
- решения социальных задач по минимальным ценам путем ограничения прибыльности;
- осуществления отдельных дотируемых видов деятельности, ведения убыточных производств;
- обеспечения стабильного функционирования городской инфраструктуры, а также рынка основных потребительских товаров, ресурсов и услуг;
- эксклюзивной разработки и ведения инновационной деятельности, производства уникальных видов продукции, работ и услуг;
- производства отдельных высокоприбыльных видов продукции (изъятие ренты);
- иных целей, определенных законодательством Российской Федерации и г.Москвы.
Интересы города и способы его влияния на хозяйственную деятельность предприятия (учреждения) отражаются в уставе (положении) и контракте с управляющим.
При принятии решения о создании учреждения или унитарного предприятия:
- определяются цели и задачи предприятия, учреждения, имущественный комплекс, необходимый и достаточный для выполнения уставных целей;
- определяется и оценивается местоположение предприятия (учреждения), обеспеченность и возможности развития территории и инфраструктуры, экологическая обстановка и т.п.;
- утверждается периодичность отчета и номенклатура отчетных данных;
- для унитарных предприятий дополнительно определяется порядок определения и отчисления части прибыли, изымаемой в бюджет города;
- формулируются полномочия предприятия (учреждения) и собственника по распоряжению имуществом, переданным в хозяйственное ведение, оперативное управление; количественные критерии эффективности функционирования предприятия (учреждения); требования к управляющему и критерии оценки его деятельности.
Управление унитарными предприятиями (учреждениями), находящимися в собственности города, предполагает:
- оптимизацию структуры и количества государственных и муниципальных унитарных предприятий (учреждений);
- ежегодную разработку прогнозных показателей развития городских предприятий;
- мониторинг результатов уставной и финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на основе данных статистического учета;
- проведение сравнительного анализа и оценки эффективности деятельности (функционирования) предприятий (учреждений) в отраслевом и территориальном разрезе;
- контроль сохранности, реновации и целевого использования имущества, переданного предприятиям в хозяйственное ведение, учреждениям в оперативное управление;
- оценку деятельности управляющих;
- ежегодный отчет управляющего на отраслевой (территориальной) балансовой комиссии по принадлежности;
- принятие решений о внесении изменений в учредительные документы, в контракт с управляющим; о проведении внутренней и внешней реструктуризации, реформировании и/или реорганизации предприятия (учреждения); о смене управляющего.
В сфере управления учреждениями определяются возможности ведения учреждениями предпринимательской деятельности. Критерии и процедуры (порядок) осуществления предпринимательской деятельности учреждениями подлежат разработке.
Для повышения эффективности использования имущества созданными ранее городскими предприятиями и учреждениями:
- пересматриваются цели и задачи, вносятся изменения в учредительные документы;
- перезаключается (заключается) контракт с управляющим;
- анализируется состав имущественного комплекса на необходимость и достаточность для выполнения поставленных задач.
В случае необходимости принимается решение о реорганизации (реструктуризации имущественного комплекса) или ликвидации предприятия (учреждения).
Городская казна
Средства городского бюджета и иное имущество города, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют городскую казну Москвы, которая служит средством обеспечения обязательств города, в том числе по внешним заимствованиям.
Порядок формирования и функционирования казны подлежит разработке.
Управление казной
Управление казной реализуется по отдельным составляющим казны - управление бюджетом, управление пакетами акций и долями города и т.п., а также всей казной в целом.
Право распоряжения собственностью, учтенной в казне, принадлежит Правительству Москвы и осуществляется посредством органов, уполномоченных распоряжаться соответствующим имуществом.
Передачу имущества казны государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, а также внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляет орган по управлению имуществом Москвы.
Управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу Москве
Управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу Москве, предполагает использование пакета:
- в качестве средства управления, обеспечивающего право на участие в органах управления и воздействие на хозяйствующий субъект;
- как самостоятельный объект управления, обеспечивающий получение доходов непосредственно от ценной бумаги.
По каждому пакету акций определяются:
- цели владения акциями;
- управляющий, его полномочия и задачи.
Осуществляется классификация хозяйственных обществ по количественным и качественным показателям, в том числе:
- по целям, которые преследует город в деятельности хозяйственных обществ:
стратегическое значение для обеспечения городских программ (инфраструктура, экологическая и социальная безопасность и т.п.);
естественные монополии;
реализация перспективных проектов;
- по возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ и последующей оптимизации размеров пакетов акций, находящихся в собственности города ("решающий" и "блокирующий" пакеты, "Золотая акция");
- по финансовому состоянию организации, в которой участвует город Москва, и возможности получения дохода (дивидендов);
- по степени ликвидности акций;
- по отраслевой принадлежности организаций.
В отношении организаций, которые не могут полностью контролироваться городом, определяется соотношение потенциальной доходности компании и возможности ее участия в решении общегородских задач.
Земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества, так и как обособленные земельные участки - части территории города, имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.
Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов города, вовлечение земельных участков в гражданский оборот в соответствии с Генеральным планом развития Москвы на основе:
- возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
- формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;
- разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения для земельного участка и ответственности за их нарушение;
- наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
- создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;
- определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;
- определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т.п.);
- проведения кадастровой оценки земель.
Земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них.
Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.
Управление недвижимостью
Управление объектами недвижимости, принадлежащими городу, предполагает передачу их в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду в различных формах, куплю-продажу, в том числе с рассрочкой платежа и т.п.
Управление недвижимостью реализуется путем формирования объекта управления, представляющего собой комплекс технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения и/или их части, зеленые насаждения и пр., составные части которого могут принадлежать разным владельцам.
Комплекс представляет собой самосто
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.