г. Санкт-Петербург
18 октября 2011 г. |
Дело N А56-16002/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-16002/2011 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "Невский ряд"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Ерунова Т.И. по доверенности от 10.05.2011 N 45,
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (191014, г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. "А" ОГРН 1097847301661, далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общество с ограниченной ответственностью "Невский Ряд" (198095, г. Санкт-Петербург, Михайловский пер., 4а, лит. Б, ОГРН 1047808007114, далее - ООО "Невский Ряд", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09.06.2011 требование Управления оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда удовлетворив заявление Управления о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ. При этом заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, как при производстве по делу об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела судом первой инстанции.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы 07.09.2011 апелляционный суд установил обстоятельства, являющиеся основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренные пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решение от 09.06.2011 принято судом первой инстанции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО "Невский Ряд", доказательства извещения которого о судебном заседании 02.06.2011 отсутствовали. В связи с нарушением судом первой инстанции положений части 1 статьи 123 АПК РФ, что является, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционный суд 07.09.2011 на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
С учетом собранных по делу доказательств и в отсутствие возражения сторон суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
В связи с заменой состава суда на основании статьи 18 АПК РФ в судебном заседании 17.10.2011 рассмотрение дела начато Тринадцатым арбитражным апелляционным судом сначала.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, что, в силу пункта 3 статьи 156 АПК РФ, не является процессуальным препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленное требование о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления, суд апелляционный инстанции пришел к выводу о том, что заявление Управления удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.01.2011 N 3-ВП, в целях проведения мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции в отношении ООО "Невский Ряд" 19.01.2011 по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 5, лит. А3, 1 этаж, часть помещения N 3 в 1-Н, пом. N 7, 8, 10 в 1-Н и Санкт-Петербург, Михайловский пер., д. 4 А, лит. Б, должностными лицами Управления, в присутствии понятых, проведена проверка с целью подтверждения легальности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и выполнения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции". По результатам проведенной проверки составлены акты от 19.01.2011 NN 3-ВП/1, 3-ВП/2. В ходе проведенной проверки установлено нарушение лицензионных условий и требований, а именно отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в лицензии: Санкт-Петербург, Михайловский пер., д. 4 А, лит. Б, а также отсутствие организации по адресу местонахождения склада, указанному в лицензии: г. Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 5, лит. А3, 1 этаж, часть помещения N 3 в 1-Н, пом. N 7, 8, 10 в 1-Н.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, административным органом было вынесено определение от 20.01.2011 N 1 о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования в отношении ООО "Невский Ряд".
Поскольку в нарушение требований пунктов 12, 13 статьи 19 Закона N 171-ФЗ Общество не представило в адрес контролирующего органа заявление о переоформлении лицензии, Управлением 21.03.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 1, предусмотренном частью 4 статьей 14.17 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении ООО "Невский Ряд" к административной ответственности направлено в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются в том числе производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии организацией представляется в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием места нахождения юридического лица, места нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.
В соответствии с пунктами 12, 13 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в случае изменения местонахождения организации или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, изменения иных, указанных в лицензии сведений, переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления такой лицензии.
Как следует из материалов дела, ООО "Невский Ряд" имеет лицензию А 647153, регистрационный номер 40, сроком действия с 29.07.2008 по 12.12.2011, выданную Управлением Федеральной налоговой службой по Санкт-Петербургу, разрешающую закупку, хранение и поставку алкогольной продукции по адресу (местонахождение склада): г. Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 5, лит. А3, 1 этаж, часть помещения N 3 в 1-Н, пом. N 7, 8, 10 в 1-Н.
Между тем, в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении Управлением установлен факт нарушения ООО "Невский Ряд" подпункта 1 пункта 1, пунктов 12, 13 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, выразившегося в отсутствии организации по юридическому адресу, указанному в лицензии, и по адресу местонахождения склада организации. Данный факт подтверждается, в частности, письмом ЗАО "Терминал" о том, что ООО "Невский Ряд" не является арендатором склада по указанному выше адресу; письмом ООО "Монолит-Сервис" от 21.01.2011 N 19, согласно которому срок договора аренды помещения по юридическому адресу истек 25.11.2010.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом требований подпункта 1 пункта 1, пунктов 12, 13 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как указано в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в силу статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований о привлечении лица к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что вменяемое обществу правонарушение было выявлено 19.01.2011 (акты проверки от 19.01.2011 N N 3-ВП/1, 3-ВП/2).
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ составляет три месяца.
Следовательно, на момент рассмотрения судом заявления Управления срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 18 и 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь 269, 270, 271, 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2011 по делу N А56-16002/2011 отменить.
Отказать Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (191014, г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. "А" ОГРН 1097847301661) в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Невский Ряд" (198095, г. Санкт-Петербург, Михайловский пер., 4а, лит. Б, ОГРН 1047808007114) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16002/2011
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "Невский ряд", ООО Невский ряд "
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12553/11