г. Санкт-Петербург
20 октября 2011 г. |
Дело N А42-1545/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей И.А. Сериковой, И.А. Тимухиной,
при ведении протокола судебного заседания: К.А. Грязновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9443/2011) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2011 по делу N А42-1545/2011 (судья С.Б. Варфоломеев), принятое
по заявлению ОАО "РЖДстрой" в лице филиала Строительно-монтажный трест N 1
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
3-е лицо: ООО "Компания "ЭМСА"
о признании незаконным решения,
при участии:
от истца: представителя Лосевой О.В. по доверенности от 30.12.2010,
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
от 3-го лица: представитель не явился, уведомлен,
установил:
Открытое акционерное общество "РЖДстрой" в лице филиала - Строительно-монтажный трест N 1 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Росреестр), с учётом заявленного Обществом уточнения и дополнения требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, просит суд признать незаконным решение Росреестра от 07.12.2010 N 01/034/2010-807 о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 51:20:001314:0004.
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ЭМСА" (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2011 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Росреестр просит решение суда от 14.07.2011 отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что в договоре купли-продажи, заявленном в качестве основания государственной регистрации, не определены границы передаваемого земельного участка, что, по мнению Росреестра, свидетельствует о незаключенности договора. Исходя из изложенного, у Росреестра отсутствовали основания для государственной регистрации перехода права.
В судебное заседание апелляционного суда представители Росреестра и Компании не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на отсутствие законных оснований для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок, учитывая то, что ранее Росреестром было зарегистрировано право собственности на данный участок за Обществом.
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 12.01.2007 и выписки из ЕГРП следует, что Общество является собственником земельного участка площадью 28 791 кв.м. с кадастровым номером 51:20:001314:0004, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Фадеев Ручей, д. 12, в 45 м по направлению на запад (далее - земельный участок).
В связи с заключением между Обществом (продавец) и Компанией (покупатель) договора купли-продажи земельного участка от 31.08.2010 Общество 22.11.2010 обратилось в Росреестр с заявлением о регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Письмом от 07.12.2010 N 01/034/2010-807 Росреестр уведомил Общество о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности до 07.01.2011, сославшись на то, что вышеуказанный договор купли-продажи не содержит сведений о границах отчуждаемого земельного участка, поскольку согласно кадастровому плану от 26.10.2004 N 20/04-2-607, имеющемуся в деле правоустанавливающих документов, площадь спорного земельного участка является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании. По мнению Росреестра, сведения о границах не позволяют однозначно определить указанный земельный участок как объект недвижимости, подлежащий передаче при сделке, в связи с чем Росреестр, применив положения пунктов 1, 2 статьи 19 и абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), приостановил государственную регистрацию перехода права.
Ссылаясь на отсутствие законных оснований для приостановления государственной регистрации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения Росреестра незаконным.
Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении требований законным и обоснованным ввиду следующего.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, право собственности Общества на земельный участок было зарегистрировано в установленном порядке 28.12.2006, соответствующее свидетельство имелось в деле правоустанавливающих документов.
Как следует из договора купли-продажи земельного участка от 31.08.2010, предметом последнего являлся земельный участок, идентифицирующие признаки которого совпадают с наименованием земельного участка, указанного в свидетельстве о государственной регистрации права, выданном Обществу.
При рассмотрении настоящего спора апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию нрав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии е Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащих такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 47 Закона "О государственном кадастре недвижимости", к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О землеустройстве", землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
- изменения границ объектов землеустройства;
- предоставления и изъятия земельных участков;
- определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
- перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Земельные участки, кадастровый учет которых проводился до введения в действие Федерального закона "О государственном земельном кадастре" и сведения о которых содержатся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Роснедвижимости (во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю, государственных актах и иных аналогичных документах), относятся к ранее учтенным в ГЗК (Пункт 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", пункты 2.1-2.3 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001.).
Межевание является необходимым и обязательным в том случае, если без его проведения невозможно идентифицировать положение земельного участка и его границ на местности, а следовательно, невозможно его использование без нарушения прав собственников смежных с ним земельных участков.
Общество правомерно считает, что не является препятствием для совершения сделки фраза в строке 16 раздела В.1 кадастрового паспорта земельного участка: "площадь ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче при сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании".
По мнению апелляционного суда, наличие в кадастровом паспорте земельного участка и в кадастровой выписке о земельном участке названных выше отметок не означает, что земельный участок не существует и не может быть объектом права, подлежащего государственной регистрации.
Земельные участки, координатное описание границ которых в государственном кадастре недвижимости отсутствует, в оборотоспособности федеральным законом не ограничены.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован земельный участок площадью 28 791 кв.м., названный участок поставлен на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер объекта 51:20:001314:0004; адрес (местоположение) объекта: ориентир: здание - за пределами участка; почтовый адрес ориентира: Мурманская область, город Мурманск, Первомайский округ, улица Фадеев Ручей, 12, участок находится в 45 м. на запад от ориентира, вид права - собственность, правообладатель - Общество; ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что у Росреестра не имелось правовых оснований для приостановления государственной регистрации права собственности, является верным.
Как следует из позиции Президиума ВАС РФ, отраженной в Информационном письме от 22.12.2005 г. N 99, отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные нрава и интересы заявителя.
Арбитражным судом верно установлено, что оспариваемое решение (уведомление) Росреестра противоречит закону, а нарушение прав Общества выразилось в несении затрат по межеванию земельного участка.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1545/2011
Истец: ОАО "РЖДстрой", ОАО "РЖДстрой" в лице филиала Строительно-монтажный трест N 1, Строительно-монтажный трест N1 - филиал ОАО "РЖДстрой"
Ответчик: Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Мурманской области
Третье лицо: ООО "Компания "ЭМСА"