г. Москва |
Дело N А40-406/10-32-1 |
20 октября 2011 г. |
N 09АП-28233/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Катунова В.И., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Лущицким Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2010 г.. по делу N А40-406/10-32-1 принятое судьёй Куклиной Л.А.
по иску Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (428003, Чувашская Респ, Чебоксары г, Гагарина ул, 20, ОГРН 1022101129775)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Чувашской Республике в лице Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Чувашской Республики
о взыскании 54 452 388, 40 руб.
при участии в судебном заседании: от истца: Дворская Л.Е., представитель по доверенности N 129 от 26.09.2011 г..; от ответчиков: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 54 452 388 руб. 40 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации (с учётом принятого судом уточнения исковых требований).
Протокольным определением от 18.02.2010 г.. по ходатайству ответчика к участи в деле в качестве соответчика привлечена Чувашская Республика в лице Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда города Москвы 07.09.2010 г.. по делу N А40-406/10-32-1 исковые требования ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстроя Чувашии удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 33 550 166 руб. убытков. В остальной части иска и в иске к Чувашской Республике в лице Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики отказано.
Министерство финансов РФ не согласилось с принятым решением, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в польном объёме.
Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решеия судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. решение отменено в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 33 550 166 руб. убытков.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 21.03.2011 г. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. оставил без изменения.
Определением Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 13.05.2011 г. N ВАС-5600/11 в передаче дела N А40-406/10-32-1 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 г. по тому же делу отказано.
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, ссылаясь на пункт 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления указанного суда от 09.12.2010 г.
Постанолвением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 г. заявление ГУП ЧР "Чувашавтотранс" о пересмотре по новым обстоятельствам Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-406/10-32-1 от 09.12.2010 г. удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, в котором просит решение в части взыскания 33 550 166 руб. изменить, взыскав убыткив размере 49 804 366 руб.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в заседании не направили. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от ответчика и третьего лица не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке, предусмотренном статьй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит изменить по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим организацию перевозки населения общественным транспортом и получающим за это прибыль.
В 2006 году истец на основании единых социальных проездных билетов, осуществлял перевозку граждан, оказывая таким образом меры социальной поддержки, отнесенные к ведению Российской Федерации, в связи с чем, понёс расходы.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстроя Чувашии в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации убытков в размер 33 550 166 руб.
Согласно ч.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.04г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.05г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3,44,63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.04г. N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.95г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.95г. N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Статья 7 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" императивно устанавливает, что унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что компенсация затрат, понесенных истцом в связи с услугами по перевозке льготных категорий граждан, внесенных в федеральный регистр, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 23 июня 2009 г. N 2992/09, от 26 апреля 2011 г. N 17828/10.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы, касающиеся необоснованности отнесения обязательств по возмещению транспортным организациям расходов, связанных с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан, внесенных в федеральный регистр, к расходным обязательствам Российской Федерации, не исследуются и не оцениваются судом апелляционной инстанции.
Вместе с тем, выводы суда о взыскании убытков в размере 33 550 166 руб. нельзя признать обоснованными.
Согласно Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в частности, от 23 апреля 2007 г. N 1476/07, от 5 февраля 2008 г. N 12479/07, от 25 января 2011 г. N 9621/10 расчетный метод определения размера убытков транспортных организаций, связанных с оказанием услуг по перевозке льготных категорий граждан, включенных в федеральный реестр, может применяться лишь в случае отсутствия утвержденного порядка возмещения транспортным организациям соответствующих расходов.
Судом было установлено, что во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта в Чувашской Республике приняты:
-Указ Президента Чувашской Республики от 22.01.05г. N 5 "О мерах по дополнительной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики";
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.05г. N 266 "О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета";
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.05г. N 328;
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.06г. N 1 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом".
Во исполнение вышеуказанных нормативных актов между истцом и Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики был заключен Государственный контракт на выполнение по перевозке пассажиров автомобильного транспорта общего пользования в Чувашской Республике от 27.01.06г. N 20-32/1 (т.2 л.д.69).
В 2006 году истец, во исполнение вышеуказанных нормативных актов на основании договора от 27.01.06г. N 20-32/1, оказал льготные услуги городских и пригородных пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный реестр льготников.
В основу расчета истцом положены данные о количестве федеральных льготников, перевезенных истцом, о количестве поездок в месяц в городе и пригороде, о тарифе на проезд, о стоимости ЕСПБ, об объеме финансирования и доходах от реализации ЕСПБ.
В соответствии с вышеуказанными показателями, подтвержденными документально, сумма убытков, по расчету истца, за 2006 год составляет 54.452.388 руб. 40 коп.
Как усматривается из ответа Министерства здравоохранения и социального развития ЧР от 04.02.10г. N 09/09-898 (л.д.56 т.2) в 2006 г.. возмещение транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (федеральным льготникам) по бесплатному проезду в общественном транспорте, производилось в порядке, установленном Правилами предоставления средств из республиканского бюджета ЧР в 2006 г.., утвержденными Постановлением Кабинета Министров ЧР от 28.12.05г. N 328.
В ЧР Заместителем министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики 14.02.06г. утверждена Методика расчета выпадающих доходов от перевозки пассажиров по льготным проездным билетам.
В связи с наличием в материалах дела двух различных копий указанной выше Методики, судом сделан запрос от 08.07.10г. в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики о предоставлении Методики, на основании которой в ЧР рассчитываются выпадающие доходы транспортных организаций.
В ответ на запрос суда Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики письмом N 20/23-5446 от 20.08.10г. представило заверенную копию Методики.
Также ответчиком, Минфином России, в судебное заседание представлена копия ответа Министерства здравоохранения и социального развития ЧР от 27.05.10г. N 09/09-4312, из которого усматривается, что общее количество льготных проездных билетов, реализованных на территории ЧР в 2006 г.., составило 368.527 штук.
С учетом доли истца в распределении доходов от реализации ЕСПБ между организациями общественного транспорта ЧР в среднем за 2006 г.. (44,1%) количество реализованных льготных проездных билетов, приходящихся на ГУП ЧР "Чувашавтотранс" составило 162.542 шт.
Таким образом, убытки истца следует рассчитывать следующим образом: в соответствии с принятым количеством поездок в месяц по льготному проездному билету=50 (суммарно на внутригородском (30 поездок) и пригородном (20 поездок) сообщениях).
Сумма выпадающих доходов на внутригородских и пригородных маршрутах рассчитывается до формуле: N=(Qr х Тг + Qп х Тп х Wср) - Р,
где N - сумма выпадающих доходов на 1 ЕСПБ;
Qr - количество поездок в месяц на городских маршрутах; Qп - количество поездок в месяц на пригородных маршрутах; Тг - утвержденный тариф на городские перевозки;
Тп- утвержденный тариф на пригородные перевозки;
Wср - средняя дальность поездки одного пассажира на пригородном сообщении;
Р - стоимость ЕСПБ;
С учетом изложенного, сумма выпадающих доходов истца, в которой учтена стоимость ЕСПБ, составляет 59 197 796 руб. (((162 542 х ((30 х 5,5 + 20 х 0,85 х 17,6) -100), где
162 542 - количество льготных проездных билетов приходящихся на долю ГУП ЧР "Чувашавтотранс":
5,5 руб. - тариф за городские перевозки, Постановление Кабинета министров ЧР от 12.01.2006 г. N 1 (т.1 л.д.84-87);
0,85 руб./км - тариф на пригородные перевозки, Постановление Кабинета министров ЧР от 12.01.2006 г. N 1 (т.1 л.д.84-87);
17,6 км - фактически сложившаяся в 2006 году средняя дальность поездки 1 пассажира на пригородном маршруте (т.2 л.д.68);
100 руб. - стоимость единого социального проездного билета.
Таким образом, размер подлежащих взысканию убытков составляет 49 804 366 руб. (59 197 796 руб.-1 221 800 руб. - 8 171 630 руб.).
где 1 221 800 руб. - фактически полученная сумма от реализации ЕСПБ уменьшенная на уже учтенную сумму при определении суммы выпадающих доходов;
8 171 630 руб. -сумма полученных федеральных субвенций.
На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в сумме 49 804 366 руб. В остальной части в удовлетворении требований истцу следует отказать в связи с завышением расчета убытков, в иске к Чувашской Республики в лице Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики истцу также следует отказать, поскольку государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Расходы по уплате госпошлины подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2010 г.. по делу N А40-406/10-32-1 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (ОГРН 1022101129775) убытки в размере 49 804 366 (сорок девять миллионов восемьсот четыре тысячи триста шестьдесят шесть) рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (ОГРН 1022101129775) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 17 071 (семнадцать тысяч семьдесят один) рубль 87 копеек.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
Н.В. Юркова |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-406/2010
Истец: ГУП ЧР "Чувашавтотранс", ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс", Паршков А. Н., Паршков Александр Николаевич
Ответчик: Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство финансов Российской Федерации, РФ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ, РФ в лице Минфина России, Чувашская респ. в лице министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской респ., Чувашская Республика в лице Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Чувашская Республика в лице Министерства градостроительства и рахвития общественной инфраструктуры Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1496/11
29.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1496/11
20.10.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28233/10
22.09.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28233/10
21.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/1671-11