г. Москва |
|
24 октября 2011 г. |
N 09АП-25004/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
Судей:
Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Алексеевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного пенсионного фонда "Первый национальный пенсионный фонд"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2011 по делу N А40-53617/11-148-453, принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
по заявлению Негосударственного пенсионного фонда "Первый национальный пенсионный фонд" (ОГРН 1027700539503, 107258, г.Москва, Бульвар Маршала Рокоссовского, д.39, корп.1)
к Федеральной службе по финансовым рынкам,
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: Смирновой Ю.Ф. по доверенности от 29.08.2011 N 2755/п; Баранова П.В. по доверенности от 14.10.2011 N 3179/п;
от ответчика: Петрова П.В. по доверенности от 14.04.2011 N 11-ДП-05/8723,
УСТАНОВИЛ
Негосударственный пенсионный фонд "Первый национальный пенсионный фонд" обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Федеральной службы по финансовым рынкам от 31.03.2011 N 11-БХ-10/7275.
Решением суда от 12.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое предписание является законным, вынесено в пределах полномочий ФСФР России, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании представитель ответчика просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом указывает на то, что оспариваемое предписание принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд обязан не принимать в одностороннем порядке решений, нарушающих права вкладчиков, участников и застрахованных лиц.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки действий Негосударственного пенсионного фонда "Первый национальный пенсионный фонд", а также ряда иных негосударственных пенсионных фондов, в части изменения обязательств, учтенных на солидарных и именных пенсионных счетах вкладчиков и участников, а также на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц, связанных с результатами размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений в 2008 году, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, установлено, что решением председателя Правления Негосударственного пенсионного фонда "Первый национальный пенсионный фонд", оформленного приказом от 15.01.2009 N 03/1/п "Об особом порядке по учету специальной части счета застрахованного лица", в одностороннем порядке уменьшены пенсионные обязательства перед застрахованными лицами, принявшими решение о переходе в иной негосударственный пенсионный фонд, частные управляющие компании или государственную управляющую компанию, а также суммы денежных средств, подлежащих выплате правопреемникам умерших застрахованных лиц.
В приложении N 1 к решению председателя правления фонда указано на то, что убыток от инвестирования средств пенсионных накоплений, полученный в отчетном году, закрепляется за каждым пенсионным счетом застрахованного лица.
В связи с выявлением указанного нарушения действующего законодательства Российской Федерации ФСФР России вынесла в адрес Фонда оспариваемое предписание, указав на необходимость Фонду устранить допущенное нарушение и принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, аналогичных указанному, и предоставить в ФСФР России не позднее 15 рабочих дней со дня получения настоящего предписания отчет о принятых мерах с приложением копий подтверждающих документов. Кроме того, Фонду было предписано не допускать в дальнейшей деятельности Фонда нарушений, аналогичных указанному в устанавливающей части предписания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого ненормативного акта ФСФР России.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом предписании ФСФР России не указала, какие права застрахованных лиц нарушаются решением председателя правления Фонда о распределении отрицательного результата от инвестирования пенсионных накоплений на счета застрахованных лиц, являются несостоятельными.
Согласно ст.24 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляется на принципах обеспечения сохранности указанных средств.
В соответствии с п.8 ст.36.6 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" при наступлении оснований, предусмотренных п.1 ст.36.6, Фонд, обязанный передать средства пенсионных накоплений, должен принять все меры, направленные на сохранение средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче.
Застрахованные лица на основании ст.13 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" вправе требовать от фонда исполнения обязательств в соответствии с условиями договора об обязательном пенсионном страховании; в порядке, установленном Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и другими федеральными законами, но не чаще одного раза в год заключать новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим фондом или подавать заявление о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" не предусматривает случаев, при которых отрицательный результат от управления средствами пенсионных накоплений может послужить основанием для принятия Фондом в одностороннем порядке решения, нарушающего права застрахованных лиц, уменьшение Фондом пенсионных обязательств перед застрахованными лицами может осуществляться только по соглашению сторон.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что, распределяя отрицательный результат на пенсионные накопления, которые в соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" предназначены для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании, Фонд тем самым уменьшает размеры данных обязательств.
Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фондов после его направления на покрытие отрицательного результата от инвестирования пенсионных накоплений, перестает быть имуществом, предназначенным для обеспечения уставной деятельности, и приобретает статус пенсионных накоплений, в связи с чем, какого-либо смешения имущества не происходит.
Запрет на смешение имущества, установленный ч.2 ст.32 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" предусматривает невозможность смешения имущества при ведении бухгалтерского учета, но данные положения не налагают запрета на направление имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности для покрытия отрицательного результата от инвестирования пенсионных резервов и накоплений.
Кроме того, Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" прямо предусматривает возможность направления имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности на покрытие отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений.
В соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионные накопления формируются за счет части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от инвестирования пенсионных накоплений по решению совета фонда.
При этом, доводы апелляционной жалобы о том, что данная норма введена в Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" только 18.07.2009, в связи с чем ранее Фонд не мог осуществить направление имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности на покрытие отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений являются необоснованными, поскольку ранее, до 18.07.2009 Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" не содержал каких-либо ограничений, и любой негосударственный пенсионный фонд правомерно мог использовать имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности на покрытие отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что в результате исполнения предписания произойдет смешение имущества, являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания отклоняются судом апелляционной инстанции.
Негосударственный пенсионный фонд "Первый национальный пенсионный фонд" ссылается на ч.4 ст.18 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и указывает на то, что пенсионные накопления не могут формироваться за счет средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности другого фонда.
Однако имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности в случае его направления на покрытие отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений, перестает быть и учитываться как имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда.
Также заявитель указывает на отсутствующие данные о негосударственных пенсионных фондах, в которые перешли застрахованные лица, обязательства перед которыми были уменьшены Фондом в нарушение ст.14 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Данный довод является необоснованным, поскольку действующее законодательство, регламентирует порядок передачи средств пенсионных накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, при котором негосударственный пенсионный фонд, передающий средства застрахованного лица, обладает информацией о том негосударственном пенсионном фонде, в который застрахованное лицо желает передать имеющиеся на его счете средства пенсионных накоплений.
Пунктом 7 ст.36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" установлена обязанность негосударственного пенсионного фонда передавать по поручению застрахованного лица средства пенсионных накоплений в другой фонд в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Такие случаи установлены ст.36.6 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и включают случай смены застрахованным лицом негосударственного пенсионного фонда.
В соответствии с п.3 ст.36.4 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика. Предыдущий страховщик не позднее 30 дней со дня перечисления средств пенсионных накоплений направляет новому страховщику информацию о суммах переданных средств пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, пола и страхового номера страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица
Обязанности негосударственного пенсионного фонда по передаче средств пенсионных накоплений в другой негосударственный пенсионный фонд, с которым застрахованное лицо заключило соответствующий договор, и порядок такой передачи изложены в ст.36.6 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Кроме того, п.2 Правил передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 55, установлены основания и порядок передачи средств пенсионных накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, а именно: в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании между фондом и застрахованным лицом в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании. Пенсионные накопления, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, передаются не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе из фонда в фонд. Основанием для передачи пенсионных накоплений является уведомление о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц, направляемое в фонд Пенсионным фондом Российской Федерации не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе из фонда в фонд.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действующим законодательством регламентирован порядок передачи средств пенсионных накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, в связи с чем доводы заявителя о неисполнимости предписания являются несостоятельными.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции подтверждает правильность выводов суда первой инстанции о доказанности ФСФР России соответствия оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в результате издания данного ненормативного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2011 по делу N А40-53617/11-148-453 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53617/2011
Истец: Негосударственный пенсионный фонд "Первый национальный пенсионный фонд", НПФ "Первый национальный пенсионный фонд"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)