город Ростов-на-Дону |
дело N А53-7163/2011 |
18 октября 2011 г. |
15АП-8286/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Близнюк А.А.,
при участии:
от Южного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представителя по доверенности N 51 от 23.09.2011 Юшковой Анастасии Вячеславовны, удостоверение от 01.09.2010 N 61-0726;
от открытого акционерного общества "Веселовское АТП": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Веселовское АТП" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2011 по делу N А53-7163/2011, принятое судьёй Ерёминым Ф.Ф., по заявлению Южного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к открытому акционерному обществу "Веселовское АТП" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Южное управление государственного автодорожного надзора обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Весёловское автотранспортное предприятие" (далее - общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2011 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях автотранспортного предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Весёловское автотранспортное предприятие" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что уведомление о дате и времени составления протокола направлено по факсу; протокол от имени общества подписан лицом, не являющимся законным представителем; рапорт составлен незаконно, так как автобус не проверялся, о чем свидетельствует отсутствие подписи водителя; на путевом листе отсутствует отметка госинспектора о проверке автобуса 05.03.2011, имеется отметка от 15.04.2011; схема маршрута имеется в наличии у каждого водителя. Также заявитель жалобы указывает на то, что конструкция автобуса не предусматривает наличие ремней безопасности на пассажирских сидениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Южного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель автотранспортного предприятия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя ОАО "Весёловское автотранспортное предприятие".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании рапорта N 7/45 от 05.03.2011 госинспектора Южного УГАДН, в 11 час. 00 мин. 15.04.2011 проведена плановая проверка выполнения ОАО "Весёловское автотранспортное предприятие" лицензионных требований и условий при осуществлении им лицензируемой деятельности по регулярным перевозкам пассажиров на территории РФ в соответствии с выданной ему лицензией АСС-61-0009165 от 07.02.2003 сроком действия до 08.02.2013.
В результате проведенной проверки установлены факты нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем главным государственным инспектором Скрипка Алексеем Николаевичем 15.04.2011 составлен протокол N 21 по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 202 АПК РФ Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Весёловское автотранспортное предприятие" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 637 от 30.10.2006 года, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности являются, в том числе, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Как следует из представленных в материалы дела документов государственным инспектором Южного УГАДН были выявлены нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившиеся в следующем.
Обществом не оборудованы ремнями безопасности места для пассажирских сидений, что является нарушением требований п. 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г.. N 1090 "О правилах дорожного движения", ст. 16, 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г.. и пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года N 637 "Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек".
Также установлено отсутствие графика движения на маршруте, что является нарушением требований п. 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 и пункта 4 (б) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года N 637 "Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек".
Выявленные правонарушения могут повлечь возникновение угрозы общественным отношениям, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, суд правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что имеет место факт осуществления ОАО "Веселовское автотранспортное предприятие" деятельности с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Довод заявителя жалобы о том, что рапорт составлен незаконно, так как автобус не проверялся, о чем свидетельствует отсутствие подписи водителя, в связи с чем не является доказательством события правонарушения, не принимается судом, поскольку из рапорта следует, что он составлялся в присутствии водителя Стебловского Н.В., который от дачи объяснений отказался. Доказательства обратного в материалы дела не представлено. В рапорте содержатся сведения о путевом листе, которые не могли быть получены в отсутствие водителя.
Довод общества о том, что на путевом листе отсутствует отметка госинспектора о проверке автобуса 05.03.2011, имеется отметка от 15.04.2011, не свидетельствует о недоказанности нарушений, допущенных автотранспортным предприятием, зафиксированных в рапорте и протоколе об административном правонарушении, указанное является очевидной опечаткой.
Довод о том, что схема маршрута имеется в наличии у каждого водителя, не принимается как необоснованный и противоречащий материалам дела, из которых следует, что в момент проверки график маршрута отсутствовал у водителя.
Ссылка заявителя жалобы на то, что конструкция автобуса не предусматривает наличие ремней безопасности на пассажирских сидениях, является несостоятельной ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 87 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090", вступившим в силу с 1 марта 2010 года, внесены изменения в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения".
Согласно указанным изменениям в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (пункт 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
В качестве приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения установлен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - Перечень).
Согласно пункту 7.9 Перечня к числу условий, препятствующих эксплуатации транспортных средств, отнесено отсутствие ремней безопасности и (или) подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из приведенного следует, что использование для перевозок пассажиров автомобильного транспортного средства, оборудованного для перевозок более 8 человек, возможно только при их оборудовании его ремнями безопасности. При этом обязанность по оборудованию транспортного средства ремнями безопасности возникает в силу двух обстоятельств - их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (заводом-изготовителем); их установка предусмотрена Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Ввиду отсутствия ремней безопасности в транспортном средстве марки "ПАЗ", регистрационный номер КА 755 61 RUS по причине их неустановки заводом-изготовителем, обязанность юридического лица - ОАО "Веселовское автотранспортное предприятие" по установке средств безопасности пассажиров (ремней безопасности) возникает в силу прямого указания в законе (Основные положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации). Без соблюдения указанных требований безопасности транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров в междугороднем сообщении, не могут быть допущены к эксплуатации - выпушены на транспортную линию для следования по заданному маршруту. Допуск транспортных средств к эксплуатации, необорудованных ремнями безопасности, в свою очередь, свидетельствует о нарушении лицензионных требований и является основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе административного производства не допущено.
Ссылка общества на то, что уведомление о дате и времени составления протокола направлено по факсу, не принимается судом, поскольку согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в пункте 24.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Довод о том, что протокол от имени общества подписан лицом, не являющимся законным представителем, не имеет правового значения, поскольку протокол об административном правонарушении правомерно составлен в отсутствие не явившегося законного представителя, извещенного надлежащим образом.
При назначении наказания суд правомерно принял во внимание, что действия лицензиата по перевозке пассажиров, связанной с эксплуатацией источников повышенной опасности, с нарушением лицензионных требований и условий создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.2011 по делу N А53-7163/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Веселовское АТП" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7163/2011
Истец: Южное управление государственного автодорожного надзора, Южное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ОАО "Веселовское АТП", ОАО Веселовское автотранспортное предприятие