г. Пермь
20 октября 2011 г. |
Дело N А71-1668/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клешниной Н.С.,
при участии в судебном заседании:
от прокурора - Шадрин Ф.В. (удостоверение, доверенность от 20.09.2011),
от ответчика - Радченко А.С. (паспорт, доверенность от 11.10.2011),
от третьего лица Дачное некоммерческое товарищество "Ясные поляны" - Удальцева Д.Д. (паспорт, доверенность от 09.08.2011), Мухаметзянов Ф.К. (паспорт, доверенность от 15.03.2011),
от иных третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Удмуртской Республики ,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 августа 2011 года
по делу N А71-1668/2011,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению Прокурора Удмуртской Республики
к Администрации муниципального образования - сельское поселение "Каменское"
третьи лица: Дачное некоммерческое товарищество "Ясные поляны" (ОГРН 1101841006409, ИНН 1841014116), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая плата по Удмуртской Республике"
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Прокурор Удмуртской Республики (прокурор) обратился в арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования - сельское поселение "Каменское" (ответчик) о признании недействительным постановления от 10.12.2010 N 51 "О смене разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах муниципального образования сельского поселения "Каменское".
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ДНТ "Ясные поляны", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая плата по Удмуртской Республике".
Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.08.2011 (резолютивная часть от 28.07.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Прокурор с решением суда от 01.08.2011 не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе прокурор ссылается на то, что земельный участок, в отношении которого принято оспариваемое постановление, относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Градостроительный регламент в отношении этого земельного участка не устанавливался, порядок пользования этим земельным участком не связан с принятием правил землепользования и застройки. Прокурор указывает, что в настоящее время федеральный закон, который бы устанавливал уполномоченный орган по определению использования таких земельных участков и порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования, отсутствует, в связи с чем, по мнению прокурора, в силу п. 2 ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ) в рассматриваемом случае необходимо изменение категории земельного участка. Также прокурор считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок являлся малопригодным для осуществления сельскохозяйственной деятельности, и изменение вида его разрешенного использования произведено с учетом необходимости рационального использования и охраны земель, поскольку судом не проверены методики соответствующих исследований и полномочия лица, давшего заключение о целесообразности использования земельных участков, представленные суду документы о планируемом включении спорного земельного участков границы населенного пункта, находятся в стадии разработки и в установленном порядке не приняты.
Ответчик, третье лицо ДНТ "Ясные поляны" против доводов апелляционной жалобы возражают, считают, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий, по результатам публичных слушаний, с учетом необходимости рационального использования и охраны земель. Третье лицо ДНТ "Ясные поляны" также указывает, что в связи с низким плодородием почв спорный земельный участок для целей сельхозпроизводства не использовался, изменение его разрешенного использования не противоречит закону и не нарушает чьих-либо интересов.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике доводы апелляционной жалобы поддерживает, в письменном отзыве ссылается на невозможность изменения в порядке п. 3 ч.1 ст.4 ФЗ от 29.12.2004 N 191 на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий жилищное строительство. Кроме этого третье лицо указывает, что схема территориального планирования муниципального района не утверждена, возможность восстановления и повышения качества почв судом не исследована.
Третье лицо Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая плата по Удмуртской Республике" с доводами апелляционной жалобы не согласно, в письменном отзыве ссылается на возможность изменения разрешенного использования спорного земельного участка на основании решения органа местного самоуправления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Ясные поляны" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 18:08:044001:934 общей площадью 524000 кв. м, расположенный вблизи населенного пункта Старый Чультем на территории муниципального образования "Каменское", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
На основании заявления ДНТ "Ясные поляны" Администрацией муниципального образования - сельское поселение "Каменское" проведены публичные слушания по вопросу об изменении существующего разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:08:044001:934 на разрешённое использование "дачное строительство".
Согласно протоколу заседания комиссии по проведению публичных слушаний на территории муниципального образования "Каменское" по проектам документов в области градостроительной деятельности от 19.11.2010 по результатам публичных слушаний рекомендовано изменить разрешенное использование указанного земельного участка.
Постановлением Главы Администрации муниципального образования "Каменское" от 10.12.2010 N 51 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:08:044001:934 измен на "дачное строительство".
Полагая, что постановление принято с нарушением действующего законодательства, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе сельскохозяйственного назначения и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе, гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (п. 1 ст. 78 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
Как правильно установлено судом первой инстанции, изменение разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:08:044001:934 произведено ответчиком с учетом результатов публичных слушаний, что соответствует требованиям ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
Доводы прокурора о необходимости изменения в рассматриваемом случае категории земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не основанные на соответствующих положениях закона, иных нормативных правовых актов. Пункт 2 ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ к настоящим правоотношениям применению не подлежит.
Ссылка прокурора на необоснованность выводов суда первой инстанции о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с учетом необходимости его рационального использования, также отклоняется.
Указанный вывод сделан судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ при исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств. Доказательств, свидетельствующих о несоответствии этого вывода обстоятельствам дела, суду не представлено (ст. 65 АПК РФ). Также судом первой инстанции приняты во внимание документы о планируемом включении спорного земельного участка в границы населенного пункта.
Ссылка третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике на невозможность изменения в порядке п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191 на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий жилищное строительство, не может быть принята во внимание.
Установленный оспариваемым постановлением вид разрешенного использования земельного участка не относится к жилищному строительству.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 01.08.2011 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на прокурора (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 августа 2011 года по делу N А71-1668/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1668/2011
Истец: Прокурор Удмуртской Республики
Ответчик: Администрация муниципального образования - сельское поселение "Каменское", Администрация муниципального образования-сельского поселения "Каменское"
Третье лицо: Дачное некоммерческое товарищество "Ясные поляны", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, ФБУ "Кадастровая палата" по УР, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Удмуртской Республике"