город Ростов-на-Дону |
дело N А53-11895/2011 |
17 октября 2011 г. |
15АП-9135/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Ивановой, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания Власовой Т.С.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Хоздоговорной центр": Багуров А.В., по доверенности N 1 от 20.05.2011 г.,
от Управления Роспотребнадзора по Ростовской области: Лаврова М.А., по доверенности от 11.01.2011 г., удостоверение N 168 выдано 01.11.2006 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хоздоговорной центр" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2011 по делу N А53-11895/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хоздоговорной центр"
к заинтересованному лицу Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области
об оспаривании постановления
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хоздоговорной центр" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 1565 от 19.05.2011 о привлечения к административной ответственности по статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22 июля 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Хоздоговорной центр" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что управлением были нарушены сроки и время проведения проверки. Нарушение требований к представлению акта проверки относятся к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.20 закона N 294-ФЗ) влекущих за собой отмену.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным по причинам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.04.2011 года N 001329, 11.05.2011 года Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области проведена проверка соблюдения ООО "Хоздоговорной центр" природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что вместе осуществления деятельности ООО "Хоздоговорной центр" не определены места временного складирования отходов производства: тара из под веществ 3-4 класса опасности ("Фьюри","Флайн","Таран") храниться на полу склада для препаратов по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, не производится производственный контроль по критериям гигиенической безопасности функционирования эксплуатируемых мест складирования производственных отходов, проект развития промышленного предприятия по определению временного складирования и транспортировки отходов производства и потребления отсутствуют, не установлена периодичность вывоза накопленных отходов с установленными лимитами накопления промышленных отходов с объекта, которая должна регламентироваться проектом развития предприятия, отсутствуют договор на удаление производственных отходов, договор на удаление твердых отходов, договор на утилизацию ртутьсодержащих ламп, не оборудованы места хранения твердых промотходов 1 класса (использованных ртутьсодержащих ламп) в герметичных оборотных емкостях, что является нарушением ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п.п. 1.6; 3.1;3.6:3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению, обезвреживанию отходов производства и потребления".
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 11.05.2011, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в протоколе руководитель общества согласился с нарушениями и подписал его без возражения.
Выдано предписание N 405 от 12.05.2011 года об устранении нарушений.
Постановлением N 1565 от 19.05.2011 г. ООО "Хоздоговорной центр" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения.
Президиумом Высшего Арбитражного суда определена правовая позиция по проблеме применения ст.8.2 КоАП РФ в постановлении от 12.07.07.2011 N 709/11, опубликованном на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 24.08.2011.
Субъектами административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, составляет несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.71322-03, введенных в действие с 15.06.2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должны быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых специального оборудованных для этого площадках (пункт 3.2). Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается, а в используемых для временного хранения отходов1-2 классов опасности закрытых складах должны быть предусмотрены пространная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (лагерях) на поддонах (пункт 3.5).
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Материалами дела подтверждается, что общество осуществляло свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства.
Довод заявителя жалобы, на то, что управлением были нарушены сроки и время проведения проверки. Нарушение требований к представлению акта проверки относятся к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.20 закона N 294-ФЗ) влекущих за собой отмену, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
Проверка общества была проведена в период с 10 часов 00 минут по 12 час.00 минут 11.05.2011 года. В распоряжении о проведении проверки юридического лица от 22.04.2011 г. N 001329 (л.д.21) отражено, что к проведению проверки рекомендовано приступить с 04.05.2011, а окончить не позднее 01.06.2011 г.., акт проверки составлен 01.06.2011 г.., при таких обстоятельствах, срок проведения проверки управлением не нарушен.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе: пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона; части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона; частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Апелляционный суд, с учетом изложенного, полагает, что несвоевременное вручение акта не относится к грубым нарушениям требований к проведению проверки, влекущим недействительность ее результатов.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными и оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Ростовской области от 22.07.2011 по делу N А53-11895/2011 оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11895/2011
Истец: ООО "Хоздоговорной центр"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по РО, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области
Третье лицо: Представитель ООО "Хоздоговорной центр" Багуров А. В.