г. Пермь
25 октября 2011 г. |
Дело N А71-14627/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дружининой Л. В.
судей Назаровой В. Ю., Рубцовой Л. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Андреевской Е. И.
при участии:
от истца, ООО "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) - Кабанова М. В., паспорт, доверенность от 30.12.2010 г..; Пантюхина И. С., паспорт, доверенность от 30.12.2010 г..; Нилова В. В., паспорт, доверенность от 30.12.2010 г..;
от ответчика, МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (ОГРН 1021801502205, ИНН 1826001000) - Черепанова Ю. И., паспорт, доверенность N 134-Д от 29.09.2011 г..; Габдрахманова Н. Г., паспорт, доверенность N 154-Д от 18.10.2011 г..; Борнякова Е. Р., паспорт, доверенность N 84-Д от 27.06.2011 г..;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца - Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", ответчика - Муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 июля 2011 года
по делу N А71-14627/2010,
принятое судьёй О. А. Сидоренко
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к Муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска"
о взыскании стоимости объема бездоговорного потребления теплоэнергии, горячей воды, убытков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "Удмуртские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", ответчик) о взыскании 395 363 833 руб. 06 коп. убытков за бездоговорное потребление тепловой энергии в период с 01.01.2010 по 30.11.2010 года на основании ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (т.1, л.д.4-6).
После неоднократного уточнения исковых требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ООО "Удмуртские коммунальные системы" просило взыскать с МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" 248 566 441 руб. 13 коп. в том числе 93 299 185 руб. 94 коп. стоимость объема бездоговорного потребление тепловой энергии и горячей воды за период с 01.01.2010 по 31.07.2010 года, 155 267 255 руб. 19 коп. убытков за бездоговорное потребление тепловой энергии и горячей воды за период с 01.08.2010 по 30.11.2010 г. (т.12, л.д.3-4). Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции, что отражено в протоколе судебного заседания от 08.06.2011 г.. (т.12, л.д. 95).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2011 г.. (резолютивная часть от 13.07.2011 г.., судья О. А. Сидоренко) исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 98 304 853 руб. 64 коп. долга, 200 руб. 00 коп. судебных расходов, 79 097 руб. 45 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. В удовлетворении остальной части иска отказано (т.15, л.д.69-76).
Ответчик, МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", с решением суда первой инстанции не согласился по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Считает, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с ответчика 507 084 руб. 76 коп. стоимости коммунальных ресурсов, потребленных многоквартирными домами, которые не находятся в управлении ответчика. МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" не является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, 18, ул. Пастухова, 88, поскольку собственники указанных домов в сентябре 2009 г.. выбрали способ управления многоквартирным домом и заключили договоры управления с управляющей организацией ООО "УК Город". Также суд при определении стоимости коммунальных услуг, оказанных в нежилые помещения, безосновательно увеличил тариф, установленный для ресурсоснабжающей организации на сумму НДС по ставке 18%. Поскольку постановлением РЭК Удмуртской Республики от 26.11.2009 N 14/21, распоряжением Администрации г. Ижевска от 16.12.2009 N 514 установлены единые тарифы без дифференциации по видам потребителей, а ответчик как исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс на единый имущественный комплекс без разделения на виды помещений, оснований для увеличения тарифа на сумму НДС 18% в части нежилых помещений не имелось. Указанные обстоятельства, по мнению ответчика, привели к увеличению суммы долга на 3 039 261 руб. 03 коп. Кроме того, при определении размера задолженности за потребленную горячую воду суд не учел данные регистрационного учета, представленные МАУ "Расчетно-информационный центр", с которым ответчиком заключен агентский договор, в рамках которого передана паспортно-визовая картотека учета граждан, а также электронная база по регистрационному учету граждан. Во исполнение определения суда от 08.06.2011 г.. МАУ "Расчетно-информационный центр" представило сведения о количестве граждан в домах, находящихся в управлении ответчика, которым предъявлялись счета за отопление и горячую воду в период с января по ноябрь 2010 г.., подлежащие применению при расчете объема потребленной многоквартирными домами горячей воды. В отсутствие общедомовых приборов учета энергоресурса применение в расчетах сведений, не соответствующих данным регистрационного учета, привело к увеличению долга на сумму 28 999 158 руб. 93 коп. Неприменение сведений о временно отсутствующих гражданах привело к увеличению задолженности на 2 504 057 руб. 90 коп. Кроме того, суд необоснованно взыскал с ответчика 131 236 946 руб. 41 коп. стоимости тепловой энергии в летний период. Поскольку фактическая поставка тепловой энергии для целей отопления в летние месяцы не производится, указанные месяцы не входят в отопительный период, суд в нарушение ст. 544 ГК РФ взыскал стоимость непоставленного товара. Отклонение указанных доводов жалобы в суде первой инстанции привело к необоснованному завышению задолженности на 166 286 509 руб. 03 коп. С учетом произведенной ранее ответчиком оплаты задолженность со стороны МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" отсутствует.
ООО "Удмуртские коммунальные системы", представило отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором отклонило доводы МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска".
Также истец, ООО "Удмуртские коммунальные системы", не согласился с решением суда в части отказа во взыскании 150 261 587 руб. 49 коп. задолженности за поставленные энергоресурсы, в связи с чем представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При реализации ответчику коммунальных ресурсов истец применял утвержденные регулирующими органами тарифы (без НДС), что в силу ст.ст. 40, 146, 149, 154, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 10.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, является основанием для увеличения подлежащей уплате цены на сумму НДС, в связи с чем суд необоснованно снизил размер стоимости энергоресурсов, потребленных жилыми помещениями на 944 481 850 руб. 86 коп. С 01.08.2008 г.. по настоящее время между сторонами сложились фактические отношения энергоснабжения. В соответствии с требованиями ч. 8, 9 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истцом составлен акт о бездоговорном потреблении теплоносителя. Отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика 51 755 741 руб. 73 коп. убытков в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии и теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, суд не применил ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, не содержащую каких-либо исключений для применения предусмотренных в ней мер ответственности по кругу потребителей. Поскольку поставленная ООО "Удмуртские коммунальные системы" тепловая энергия и горячая вода ненадлежащего качества фактически использована МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", ответчик обязан возместить истцу стоимость неосновательно сбереженной тепловой энергии и горячей воды в соответствии с п. 2 ст. 542 , п. 2 ст. 1105 ГК РФ. Требования истца о взыскании с ответчика 721 578 руб. 69 коп. без учета НДС неосновательного обогащения подлежат удовлетворению. В течение 2010 г.. двухсторонними актами зафиксированы утечки теплоносителя во внутридомовых сетях объектов, находящихся в управлении ответчика, что повлекло неучтенные нормативами расходы истца на общую сумму 2 970 200 руб. 13 коп. с учетом НДС. Поскольку сверхнормативное бездоговорное потребление тепловой энергии и горячей воды произошло по вине исполнителя коммунальных услуг, МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" обязано возместить ООО "Удмуртские коммунальные системы" 2 970 200 руб. 13 коп.
Ответчик, МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", представил отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором отклонил доводы ООО "Удмуртские коммунальные системы".
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" поддержал, просил решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель истца доводы жалобы ООО "Удмуртские коммунальные системы" поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий актов на слив и заполнение системы отопления жилого дома от 03.01.2010, 11.01.2010, 12.01.2010, 20.01.2010, 09.02.2010, 12.02.2010, 02.02.2010, 06.02.2010, 01.03.2010, 15.03.2010, 09.03.2010, 01.03.2010, 03.03.2010, 04.03.2010, 05.03.2010; копий актов на утечку от 11.01.2010, 12.01.2010, 14.01.2010, 19.01.2010, 20.01.2010, 22.01.2010, 25.01.2010, 28.01.2010, 29.01.2010, 07.02.2019, 08.02,2010, 10.02.2010, 12.02.2010, 25.02.2010, 01.03.2010, 11.02.2010, 01.04.2010, 18.06.2010, 21.03.2010, 10.03.2010, 11.03.2010, 03.03.2010, 10.03.2010, 16.03.2010, 21.04.2010, 20.05.2010, 26.07.2010, 07.10.2010, 26.10.2010, 02.11.2010, 22.11.2010, 23.11.2010, 30.11.2010, 14.12.2010; копии акта от 28.12.2010, копий расчетов нерационально использованного количества тепловой энергии при завышении температуры обратной сетевой воды согласно акта от 28.12.2010; копии акта на завышение температуры обратной сетевой воды от 26.01.2010; копии акта на слив и заполнение т/трассы от 11.01.2010; копии акта на завышение температуры обратной сетевой воды от 20.04.2010; копии акта технического состояния; копии расчетов количества тепловой энергии потерянной при сливе системы ГВС согласно акту 08.02.2010, 12.02.2010, 01.03.2010, 11.03.2010, 17.03.2010.
Ходатайство истца о приобщении к материалам дела дополнительных документов рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам ст. 159 АПК РФ и отклонено.
Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
По смыслу приведенной нормы, заявитель соответствующего ходатайства в суде апелляционной инстанции должен обосновать невозможность представления доказательств при рассмотрении дела в суде первой инстанции либо представить доказательства необоснованного отклонения судом первой инстанции ходатайств о приобщении доказательств.
Изложенное соответствует правовой позиции, содержащейся в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде апелляционной инстанции", согласно которой суд апелляционной инстанции при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Ходатайство о приобщении дополнительных доказательств не подлежит удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности приобщения данных доказательств в ходе рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2010 по 30.11.2010 года ООО "Удмуртские коммунальные системы" как энергоснабжающая организация поставляла на объекты, находящиеся в управлении МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", тепловую энергию на нужды отопления и ГВС.
06.12.2010 ООО "Удмуртские коммунальные системы" составлен акт о бездоговорном потреблении тепловой энергии и теплоносителя, из содержания которого следует, что по состоянию на 06.12.2010 г.. потребитель осуществлял потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора теплоснабжения. Список объектов МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" приведен в Приложении N 1 к акту от 06.12.2010 г.. (т.5, л.д.77-90).
Предъявленные к оплате потребленных ресурсов счета-фактуры N 1193 от 31.01.2010, N 3459 от 28.02.2010, N 5751 от 31.03.2010, N 7927 от 30.04.2010, N 7927 от 30.04.2010, N 10061 от 31.05.2010, N 11654 от 30.06.2010, N 12993 от 31.07.2010, N 14182 от 31.08.2010, N 15468 от 30.09.2010, N 17342 от 31.10.2010, N 19588 от 30.11.2010 (т.1, л.д. 74-89) МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" не оплачены, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании 93 299 185 руб. 94 коп. стоимости объема бездоговорного потребление тепловой энергии и горячей воды за период с 01.01.2010 по 31.07.2010; 155 267 255 руб. 19 коп. убытков за бездоговорное потребление тепловой энергии и горячей воды за период с 01.08.2010 по 30.11.2010 г.. (с учетом уточнения исковых требований от 08.06.2011 - т.12, л.д.3-4).
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что расчет стоимости потребленных в период с 01.01.2010 по 30.11.2010 года энергоресурсов по жилым помещениям неправомерно завышен на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 94 481 850 руб. 86 коп. Также судом отказано в удовлетворении исковых требований в сумме 51 755 741 руб. 73 коп., составляющей увеличение стоимости потребленных энергоресурсов за период с 01.08.2010 по 30.11.2010 года в полтора раза в соответствии с пунктом 29 статьи 2, частями 9, 10 статьи 22 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении"; а также 732 949 руб. 33 коп. за оказанные услуги ненадлежащего качества; 3 291 045 руб. 57 коп. стоимости потерь во внутридомовых сетях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела установлено и признано сторонами, что ответчик - МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" является организацией, управляющей многоквартирными домами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что тепловая энергия поставлялась ответчику для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, отношения сторон по спорному договору регулируются, в том числе, Правилами N 307.
Объем тепловой энергии, поставленной истцом в спорный период на объекты, находящиеся в управлении ответчика, определен ООО "Удмуртские коммунальные системы" в соответствии с требованиями действующего законодательства (нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307): по домам, оборудованным общедомовыми приборами учета (т.2, л.д.1-85) - по показаниям средств измерений (т.2, л.д.1-190, т.3, т.4, т.5, л.д.1-70); по домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета - по нормативам потребления коммунальных услуг.
Доводы жалобы ответчика о том, что при определении объема горячей воды, потребленной объектами, не оборудованными общедомовыми приборами учета, истец должен был использовать данные о количестве граждан, представленные МАУ "Расчетно-информационный центр", с которым ответчиком заключен агентский договор на оказание услуг по начислению и учету платежей населения за жилое помещений и коммунальные услуг и приему документов регистрационного учета N 55/100-06 от 29.09.2009 г.., судом апелляционной инстанции не принимаются.
Материалами дела подтверждается, что расчет задолженности ответчика по горячему водоснабжению произведен истцом по нормативам потребления с учетом численности потребителей ГВС по состоянию на 01.01.2010 года, указанной МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" в письме от 28.12.2009 N 9857/06-07 (т.1, л.д.101-119).
Во исполнение определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.05.2011 (т.11, л.д.143-144) МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" письмом от 06.06.2011 N 4271/10-07 (т.2, л.д. 76) представило в материалы дела справки по количеству граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, согласованную с МАУ "Расчетно-информационный центр" (т.12, л.д.78-91)
Определением от 08.06.2011 года суд первой инстанции обязал МАУ "Расчетно-информационный центр" г. Ижевск представить сведения о количестве граждан по домам ответчика, которым предъявлялись счета за отопление и горячую воду в период с января по ноябрь 2010 года (т.12, л.д.98).
Во исполнение указанного определения письмом от 06.07.2011 N 1213/04-11 МАУ "Расчетно-информационный центр" представило справку о количестве граждан по домам МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", которым предъявлялись счета за горячее водоснабжение в период январь-ноябрь 2010 года (т.13, л.д.16), а также справки с указанием количества граждан по каждому объекту, находящемуся в управлении ответчика, за каждый месяц спорного периода (т.13, л.д.17-152).
Проанализировав представленные истцом, ответчиком и МАУ "Информационно-расчетный центр" данные о количестве зарегистрированных граждан, проживающих в домах, находящихся в управлении ответчика, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание данные о численности потребителей ГВС по состоянию на 01.01.2010 года, указанные МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" в письме от 28.12.2009 N 9857/06-07 (т.1, л.д.101-119), поскольку представленные МАУ "Расчетно-информационный центр" в письме от 06.07.2011 N 1213/04-11 сведения о ежемесячном количестве проживающих граждан (т.13, л.д.17-152) противоречат представленным им ранее справкам по количеству граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика (т.12, л.д. 78-91).
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г.. N 713 местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, ответчик является надлежащей организацией, чьи должностные лица ответственны за регистрацию.
Поскольку ответчик осуществляет регистрационный учет, в том числе для целей начисления платы за коммунальные услуги, содержания, ремонта жилья и расчетов с ресурсоснабжающими организациями, осуществляет учет потребителей коммунальных услуг в помещениях всего жилого фонда, находящегося в его управлении, в связи с чем обладает необходимыми сведениями о количестве проживающих в домах граждан, пользующихся услугами водоснабжения и водоотведения, суд первой инстанции правомерно признал направленные им истцу в письме от 28.12.2009 N 9857/06-07 (т.1, л.д.101-119) сведения о количестве проживающих граждан надлежащими доказательствами.
Доводы жалобы истца о необоснованном исключении из расчета задолженности по жилым помещениям сумм НДС основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции.
Стоимость тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, истцом определена на основании тарифов, утвержденных для потребителей ООО "Удмуртские коммунальные системы" постановлением РЭК Удмуртской Республики от 26.11.2009 N 14/21, распоряжением Администрации г. Ижевска от 16.12.2009 N 514 с начислением на него налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Проанализировав произведенный ООО "Удмуртские коммунальные системы" расчет размера исковых требований, суд первой инстанции правомерно признал его несоответствующим требованиям действующего законодательства в части увеличения утвержденного постановлениями РЭК Удмуртской Республики и распоряжением Администрации г. Ижевска тарифа на сумму НДС.
В рассматриваемой ситуации МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счет ресурсоснабжающей организации.
Постановлением РЭК Удмуртской Республики от 26.11.2009 N 14/21 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" потребителям, установлен без учета НДС - 820,5 руб./Гкал (т.1, л.д.20).
Распоряжением Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 16.12.2009 N 514 "Об установлении тарифа на услугу горячего водоснабжения, оказываемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" тариф на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" потребителям, установлен без учета НДС - 48,29 руб./куб.м. (т.1, л.д.21).
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из изложенного, при расчетах энергоснабжающей организации с ответчиком (исполнителем коммунальных услуг) за горячее водоснабжение и отопление должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
При расчетах между Потребителем и истцом (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствовали основания для увеличения тарифа для ресурсоснабжающей организации на сумму НДС по налоговой ставке.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 по делу N 12552/10, в котором указано, что содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
С учетом изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что расчет ООО "Удмуртские коммунальные системы" задолженности МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" за отопление и горячее водоснабжение жилых помещений с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, в связи с чем обоснованно исключил из расчета задолженности 65 526 270 руб. 56 коп. за период с января по июль 2010 года, 28 955 580 руб. 30 коп. за период с августа по ноябрь 2010 года.
Возражения ответчика о том, что стоимость коммунальных услуг, оказанных в нежилые помещения, также подлежит уменьшению на размер сумм НДС, поскольку постановлением РЭК Удмуртской Республики от 26.11.2009 N 14/21, распоряжением Администрации г. Ижевска от 16.12.2009 N 514 установлены единые тарифы без дифференциации по видам потребителей, а ответчик как исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс на единый имущественный комплекс без разделения на виды помещений, противоречит изложенной ранее правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 по делу N 12552/10.
В отношении нежилых помещений начисление НДС в числе стоимости тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, суд апелляционной инстанции считает правомерным, поскольку в данном случае отсутствует реализация товаров (работ, услуг) населению, оснований для исключения НДС из состава стоимости отпущенной в нежилые помещения тепловой энергии, не имеется. Вопреки доводам жалобы ответчика оснований для уменьшения размера задолженности на 3 039 261 руб. 03 коп. не имеется.
Доводы жалобы истца о том, что отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика 51 755 741 руб. 73 коп. убытков в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии и теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, суд не применил ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, не содержащую каких-либо исключений для применения предусмотренных в ней мер ответственности по кругу потребителей, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем возмещения убытков.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из изложенных норм права, для удовлетворения судом требования о взыскании убытков доказыванию подлежат факт наличия и размер убытков у истца, факт противоправного поведения ответчика и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.
В силу пункта 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Поскольку истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказал всю совокупность условий, необходимых для взыскания убытков, суд первой инстанции обоснованно отказал во взыскании 51 755 741 руб. 76 коп.
Кроме того, безусловное применение в расчетах за коммунальный ресурс положений п. 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении при отсутствии доказательств понесения убытков, противоречит п. 8 Правил N 307, в соответствии с которым условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, размер обязательств управляющей компании за поставленный на многоквартирные дома коммунальный ресурс, не может быть больше размера обязательств граждан, проживающих в таких домах, за потребленный ими соответствующий коммунальный ресурс.
Доводы жалобы ответчика о том, что суд необоснованно взыскал с ответчика 507 084 руб. 76 коп. стоимости коммунальных ресурсов, потребленных многоквартирными домами, расположенными по адресу: город Ижевск, ул. К. Либкнехта, 18, ул. Пастухова, 88, которые не находятся в управлении ответчика, исследованы судом апелляционной инстанции и отклонены.
Из представленных в материалы дела счетов-извещений (т.14, л.д.7-110 усматривается, что начисления за отопление и горячее водоснабжения предъявлялись ответчиком жителям многоквартирных домов по ул. К. Либкнехта, 18, ул. Пастухова, 88 в январе и феврале 2010 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца пояснил, а представитель ответчика подтвердил, что начисления за тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение по многоквартирным жилым домам по адресу: г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, 18, ул. Пастухова, 88 производились ООО "Удмуртские коммунальные системы" лишь за январь и февраль 2010 года.
Актами передачи документации подтверждается, что документация на жилые дома, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, 18, ул. Пастухова, 88 переданы вновь избранной управляющей организации лишь 19.02.2010 г.., 27.02.2010 г.. (т.14, л.д. 12-17).
На основании письма новой управляющей организации от 24.02.2010 N 50 указанные многоквартирные дома включены ею в качестве объектов теплопотребления по договору теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией лишь с 01.03.2010 г..
Сведения о передаче указанных домов иной управляющей организации направлены МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" ООО "Удмуртские коммунальные системы" в письме от 03.03.2010 N 1662/06-07.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика 507 084 руб. 76 коп. стоимости ресурсов, потребленных многоквартирными жилыми домами по ул. К. Либкнехта, 18, ул. Пастухова, 88 г. Ижевска в январе и феврале 2010 года с МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска". Иного из материалов дела не следует, ответчиком в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Довод жалобы ответчика о том, что при отсутствии поставки коммунального ресурса в летний период суд в нарушение ст. 544 ГК РФ взыскал стоимость непоставленный коммунальных ресурсов, судом апелляционной инстанции не принимается.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно положениям пункта 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальных услуг" представляет собой месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии, потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (пункты 4, 8 Правил).
Согласно пункту 14 Правил N 307, расчетный период для оплаты коммунальных услуг, в том числе за отопление, устанавливается равным календарному месяцу.
В пункте 13 приложения к Правилам N 306 при определении норматива отопления необходимое количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период домами, не оборудованными приборами учета, делится в формуле на 12 месяцев.
Аналогичное разъяснение дано в пункте 3 письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07, согласно которому потребитель вправе вносить плату за потребленные коммунальные услуги равномерно в течение 12 месяцев в году по 1/12 от годовой нормы.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 25.04.2002 N 184 "О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства" утвержден годовой норматив потребления тепловой энергии для целей отопления - 0,25 Гкал/кв.м. и месячный норматив - 0,021 Гкал./кв.м., что составляет 1/12 утвержденного годового норматива (т.14, л.д. 6).
В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций по расчету нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденных постановлением Администрации г. Ижевска от 10.08.2009 N 746 расчет норматива потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме или жилом доме производится при отсутствии приборов учета. Величина норматива в месяц равна 1/12 годового норматива (т.14, л.д.4-5).
Таким образом, исходя из положений п. 2 Правил N 306, п. 13 приложения к Правилам N 306, п. 14 Правил N 307, учитывая, что норматив на отопление устанавливается исходя из равных долей в течение всего календарного года, оплата за отопление должна производиться равномерно в течение 12 месяцев.
Доводы жалобы истца о том, что ответчик обязан возместить истцу стоимость неосновательно сбереженной тепловой энергии и горячей воды в соответствии с п. 2 ст. 542 , п. 2 ст. 1105 ГК, поскольку поставленная ООО "Удмуртские коммунальные системы" тепловая энергия и горячая вода ненадлежащего качества фактически использованы МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска", арбитражным апелляционным судом исследованы и отклонены.
В силу п. 9 Правил N 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п.п. ж, з п. 49 Правил N 307, исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном разделом 7 Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную Приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Одним из обязательных требований к качеству коммунальных услуг, установленных Приложением N 1, является бесперебойное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали. За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений п. 61 Правил.
В силу пункта 61 Правил N 307 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен статьями 60-63 Правил N 307.
Согласно пункту 64 Правил N 307 в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 71 Правил).
Факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества истцом не оспаривается, подтверждается составленными в соответствии с пунктом 71 Правил N 307 с участием представителей энергоснабжающей организации актами (тома 7, 8, 9, 10).
Пунктом 2 статьи 542 ГК РФ предусмотрено, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
В силу п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
ООО "Удмуртские коммунальные системы", требуя взыскания МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" стоимости неосновательного обогащения, должен был доказать реальные, фактические затраты, понесенные им на выработку тепловой энергии на отопление и ГВС ненадлежащего качества (не соответствующей согласованному температурному режиму (графику) и размер неосновательного обогащения ответчика. Такие доказательства в суд первой инстанции не представлены.
В противоречие положениям п. 2 ст. 542 ГК РФ, размер неосновательного обогащения исчислен истцом по цене, установленной регулирующим органом на качественный энергоресурс.
В связи с вышеизложенным, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы жалобы истца о необходимости исключения из расчета задолженности стоимости нерационального использования тепловой энергии и ГВС ответчиком, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" приобретает тепловую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах и собственникам жилых домов коммунальной услуги теплоснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь теплоэнергии исключительно во внутридомовых сетях.
Согласно пункту 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В качестве доказательства наличия потерь тепловой энергии и ГВС во внутридомовых сетях объектов, находящихся в управлении ответчика на сумму 2 970 200 руб. 13 коп., ООО "Удмуртские коммунальные системы" представлен Перечень актов на нерациональное использование тепловой энергии и ГВС абонентом, в котором указаны адреса объектов, в которых имелись потери, вид нерационального использования (слив, утечка, завышение), их объем, дата составления акта о нерациональном использовании тепловой энергии и ГВС (т.6, л.д. 101-106).
Вместе с тем, первичные акты о нерациональном использовании тепловой энергии и ГВС, подтверждающие использованные в Перечне сведения о виде нерационального использования (утечке, сливе, завышении), их объеме, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих объем и стоимость расходов коммунальных ресурсов, возникших в результате нарушения МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска" требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме ООО "Удмуртские коммунальные системы" не представлено, суд первой инстанции обоснованно отказал во взыскании 2 970 200 руб. 13 коп. стоимости потерь в период с 01.01.2010 по 31.07.2010 года, также 320 845 руб. 44 коп. стоимости потерь в период с 01.08.2010 по 30.11.2010 года.
Иного из материалов дела не следует, истцом в соответствии со ст. 65 АПК РФ не доказано.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты поставленных в период с января по ноябрь 2010 года энергоресурсов на сумму 98 304 853 руб. 64 коп., суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца указанную сумму.
С учетом изложенного, решение суда от 27.07.2011 г.. является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционные жалобы истца и ответчика удовлетворению не подлежат. Государственная пошлина по апелляционным жалобам относится на заявителей в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.07.2011 г.. по делу N А71-14627/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.В.Дружинина |
Судьи |
В.Ю.Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14627/2010
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: "Городское жилищное управление- Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Ижевска", МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"