г. Москва |
Дело N А40-65743/11-139-551 |
27 октября 2011 г. |
N 09АП-25372/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей:
Якутова Э.В., Москвиной Л.А.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
при участии:
от заявителя:
Вольф В.И. по дов. от 01.06.2011
от ответчика:
Занемонец А.В. по дов. от 21.06.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ИФНС России N 4 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от "22" июля 2011 г.. по делу N А40-65743/11-139-551 судьи Корогодова И.В.
по заявлению Региональной общественной организации "Молодежное сообщество художников и музыкантов" (ОГРН 1027739214953, 119034, г. Москва, Староконюшенный пер., д.2, стр.2)
к ИФНС России N 4 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ
РОО "Молодежное сообщество художников и музыкантов", Ланин В.Н. (далее - заявители, POO "MOCXM") обратились с заявлением в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным и отмене постановлений ИФНС России N 4 по г.Москве (далее - налоговый орган) от 07.06.2011 N 0003960-Ю, N 0301901-Ф по делам об административных правонарушениях.
Решением от 22.07.2011 суд признал незаконным и отменил постановление ИФНС России N 4 по г. Москве от 07.06.2011 N 0003960-Ю о привлечении Региональной общественной организации "Молодежное сообщество художников и музыкантов" к административной ответственности на основании ст. 15.1 КоАП РФ.
При этом суд пришел к выводу об отсутствии в действиях POO "MOCXM" состава административного правонарушения, в том числе вины в совершении противоправных действий (бездействия).
Производство по делу о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 4 по г. Москве от 07.06.2011 N 0301901-Ф судом прекращено на основании п.1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права. Считает, что факт совершения заявителем вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении проверки по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу организации POO "MOCXM" наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении денежных расчетов с населением в период с 18 мая по 27 мая 2011 года за проверяемый период с 16.04. по 20.04.2011, на основании поручения N 9 от 18.05.2011 было установлено, что излишки в размере 4 290 руб. 00 коп. согласно акту по форме КМ-9 от 18.04.2011 N 036034 не оприходованы в кассовую книгу POO "MOCXM" за 18.04.2011, что является нарушением: п. 3 раздела 1. п. 13 раздела 2, п.22 и п.24 раздела 3 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40; п. 6.1, 6.2 раздела IV "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденных письмом Минфина РФ от 30.08.1993 N 104.
По результатам проверки составлен акт от 27.05.2011 N 17-9 проверки полноты оприходования в кассу POO "MOCXM" наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, а также протокол N0003960 от 27.05.2011 об административном правонарушении в отношении POO "MOCXM" и протокол об административном правонарушении от 27.05.2011 N 0301901 в отношении генерального директора POO "MOCXM" Ланина В.Н.
07.06.2011 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 0003960-Ю по делу об административном правонарушении, согласно которому POO "MOCXM" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., а также постановление от 07.06.2011 N0301901-Ф, в соответствии с которым генеральный директор POO "МОСХМ" Ланин В.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, РОО "МОСХМ" и Ланин В.Н. обратились в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о признании незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования в части признании незаконным и отмены постановления от 07.06.2011 N 0003960-Ю, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций) к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 названного Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, установлена статьей 15.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 27.05.2011 N 0003960 и постановления налогового органа от 07.06.2011 N 0003960-Ю, РОО "МОСХМ" привлечено к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ за неоприходование денежных средств в сумме 4 290 руб., что является нарушением пункта 3 раздела 1, пункта 13 раздела 2, пунктов 22 и 24 раздел 3 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40; пунктов 6.1, 6.2 раздела IV "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденным письмом Минфина РФ от 30.08.1993 N 104.
Согласно пункту 3 названного Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения кассовых операций прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операции установлено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
В соответствии с пунктом 24 названного Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Также под неоприходованием денежной наличности следует понимать часть наличных денежных средств, неучтенных и не поступивших в кассу, то есть сокрытых от налогообложения.
В соответствии с пунктом 27 Порядка выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.
Вместе с тем, пунктом 4.7 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, предусмотрено, что кассир не должен иметь в кассе неучтенных через ККМ денег, кроме денег, выданных перед началом работы.
Как следует из материалов дела, наличные денежные средства в сумме 4 290 руб. 00 коп., находящиеся в контрольно-кассовой машине заявителя 18.04.2011, которые признаны налоговым органом "неоприходованными", являются "разменными деньгами" которые были выданы кассиру.
Факт передачи "разменных денежных средств" в сумме 4 290 руб. кассиру подтверждается приказом И.О. Президента от 15.04.2011 N 1/04, расходным кассовым ордером N 73 от 15.04.2011, вкладным листом кассовой книги за 15.04.2011 (л.д. 43-44, 47).
В соответствии с Методическими рекомендациями по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденными Письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.1993 N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки по данным, отраженным в фискальном отчете ККТ, суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.
Также согласно пункту 3.3 Порядка, являющегося приложением N 2 к приказу УМНС России по г. Москве от 29.06.2004 N 189, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств производится путем сравнения суммы выручки по данным, отраженным в фискальном отчете, с суммой выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию и (или) индивидуальному предпринимателю.
В случае установления расхождений, полученных в результате сравнения указанных сумм выручки, выясняются причины, вызвавшие расхождения, и делаются выводы о полноте оприходования в кассу предприятия и (или) индивидуального предпринимателя наличных денежных средств. При этом сверка данных по суммам выручки производится в целом за проверяемый период, в том числе по каждому дню проверяемого периода или по дням совершения операций в проверяемом периоде.
Между тем вывод о неоприходовании в кассу денежных средств сделан инспекцией на основании расхождения учетных данных ККМ и суммой наличных денежных средств, фактически находившихся в ее кассовом ящике на момент проверки.
Помимо этого налоговым органом не представлено доказательств того, что выявленные излишние денежные средства в сумме 4 290 руб., находящиеся в контрольно-кассовой технике заявителя в момент проверки являются не "разменным фондом", а выручкой, подлежащей оприходованию.
В апелляционной жалобе налогового органа также не содержится доводов, подтверждающих обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ.
При указанных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о несоответствии действующему законодательству постановления налогового органа о привлечении заявителя к административной ответственности на основании статьи 15.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения POO "MOCXM" судом апелляционной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное определение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ч.51 ст. 211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от "22" июля 2011 г.. по делу N А40-65743/11-139-551 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья: |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65743/2011
Истец: Ланин Владимир, Ланин Владимир Николаевич, Региональная общественная организация "Молодежное сообщество художников и музыкантов", РОО "МОЛОДЕЖНЫЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ И МУЗЫКАНТОВ"
Ответчик: ИФНС N4, ИФНС России N 4 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25372/11