Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Приложение N 2
к приказу Минобразования РФ
от 14 сентября 1999 г. N 286
Макет
Министерство образования Российской Федерации
Утверждаю
Заместитель Министра
образования Российской Федерации
_________________ В.Д. Шадриков
_____ ______________ 1999 г
Номер государственной регистрации
Государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования
Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров см. приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2006 г. N 62
Направление _____________________________________
(указывается код и наименование направления)
Степень (квалификация) - магистр
__________________________________________________________
(указывается наименование степени (квалификации) магистра)
Вводится с момента утверждения
1. Общая характеристика направления ________________________________
(указывается код и наименование направления)
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования
Российской Федерации __________________________________________________
(указывается номер и дата приказа, утвердившего данное направление).
1.2. Степень (квалификация) выпускника ____________________________.
(указывается наименование степени (квалификации) магистра)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению ______________________________________
(указывается код и наименование направления)
при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа
подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по
соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки
магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника (дается
квалификационная характеристика выпускника, согласованная с
квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного
постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.)
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной
фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к
научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей
образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к
педагогической деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям: _________________________________________________
(перечисляются соответствующие научные специальности)
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле
направления подготовки) _________________________________________________
(приводится перечень представленных учебно-методическим
объединением вузов (УМО) аннотированных магистерских программ
данного направления)
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных
магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через
авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие
существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным
разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения программы
специализированной подготовки магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки
магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной
ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям ________________
________________________________________________________________________,
(Перечисляются соответствующие направления подготовки с указанием
кодов. Указываемый здесь перечень направлений может дополняться и
корректироваться в соответствии с обновлением перечня направлений
подготовки и специальностей высшего профессионального образования)
зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной
основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки
магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное
образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к конкурсу
по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения
программы подготовки магистра и предусмотренным государственным
образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению__________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра
разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин,
программы учебных и производственных (научно-исследовательской и
научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской
работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и
срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным
стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько
магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее -
образовательная программа) состоит из основной образовательной программы
подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая,
в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента и научно-исследовательской работы.
Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны
дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна
иметь следующую структуру:
в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или)
научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению ________________________________________
(указывается код и наименование направления)
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы |
Всего часов |
1 | 2 | 3 |
Требования к обязательному минимуму содержа- ния основной образовательной программы под- готовки бакалавра по данному направлению оп- ределены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального обтеоре- тического разования подготовки бакалавра по направлению ___________________ (код и наи- менование направления). |
(Указывается суммарный объем часов обучения и практик ГОС бакалавра) |
|
Итого часов подготовки бакалавра | ||
Требования к обязательному минимуму содержания специализированной подготовки| |
||
ДНМ.00 | Дисциплины направления | 1134 |
Федеральный компонент | 700 | |
ДНМ.01 ДНМ.02 ДНМ.03 |
Современные проблемы науки (с учетом специ- фики направления) История и методология науки (с учетом специ- фики направления) Компьютерные технологии в науке и образова- нии (с учетом специфики направления) |
(Указывается об- щий объем по циклу, компонен- там цикла и от- дельным дисцип- линам федефеде- рального компо- нента) |
ДНМ.04 ДНМ.05 и т.д. |
Национально-региональный (вузовский) компо- нент Дисциплины, устанавливаемые вузом (факульте- том) Дисциплины по выбору студента ___________________________________________ (остальные часы используются по усмотрению вуза) |
434 |
СДМ.00 СДМ.01 и т.д. ДВМ.00 |
Специальные дисциплины Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации ма- гистра при реализации конкретной магистерс- кой программы Дисциплины по выбору студента |
900 (Указывается об- щий объем по циклу) 300 |
НИРМ.00 НИРМ.01 НИРМ.02 НИРМ.03 НИРМ.04 |
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа в семестре Научно-исследовательская практика Научно-педагогическая практика Подготовка магистерской диссертации |
2034 (Указывается об- щий объем по циклу и отдель- ным видам рабо- ты) |
ИГАМ | Итоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификационной ра- боты (магистерской диссертации) |
_______ недель |
Итого часов специализированной подготовки магистра Всего |
4068 ________ |
5. Срок реализации основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению _________________________________
(указывается код и наименование направления)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки
магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель
специализированная программа подготовки магистра - 104 недели, из
них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной работы,
а также экзаменационные сессии, - ____ недель
практики (перечисляются конкретные виды
практик с указанием количества недель,
отводимых на их проведение) - не менее ____ недель
итоговая государственная аттестация, включая
защиту выпускной квалификационной работы, - не менее ____ недель
каникулы (включая 4 недели последипломного
отпуска) - не менее ____ недель
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки
магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в
случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года
относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта, в том числе по программе
бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54
часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не
должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной
образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за
период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При
этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по
физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных
занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена
возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160
часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению _________________________________________
(указывается код и наименование направления)
В п.6 должны быть сформулированы требования, достаточные для
реализации вузом основной образовательной программы подготовки магистра
по данному направлению и прохождения вузом процедур лицензирования,
аттестации и аккредитации.
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и
утверждает основную образовательную программу подготовки магистра,
реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного
стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения,
не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид
учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего
учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ
может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы ______________
_________________________________________________________________________
(заполняется на основании предложений УМО)
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее
учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для
циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к
содержанию, указанных в настоящем стандарте;
предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий
физической культурой в объеме 2-4 часов в неделю;
осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по
программам, составленным на основе результатов исследований научных школ
вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии
реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной
программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с
участием научного руководителя магистранта и научного руководителя
магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный
учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
_________________________________________________________________________
(Указывается, что реализация основной образовательной программы
подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически
занимающимися научно-исследовательской и научно-методической
деятельностью; УМО на основании реальных данных может установить
необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание)
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
процесса
_________________________________________________________________________
(П.6.2.3 должен отражать уровень необходимого
лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса
для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в
том числе перечень профессиональных журналов, реферативных журналов,
требования к научной литературе; указания о наличии информационных баз и
доступа к различным сетевым источникам информации.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены
учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий -
практикам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту
аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической
литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного
отделения.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра
должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и
базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-,
видеоматериалам).
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
процесса
_________________________________________________________________________
(Указывается, что высшее учебное заведение, реализующее основную
образовательную программу подготовки магистра, должно располагать
материально-технической базой, соответствующей действующим
санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов
подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных
примерным учебным планом).
6.2.5. Требования к организации практик
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Устанавливаются в соответствии с предложениями УМО)
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
_________________________________________________________________________
(указывается код и наименование направления)
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются
содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра
и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой.
Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования бакалавра по направлению ____________________________________
(указывается код и наименование направления)
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой
магистра включают:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и
научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в
соответствующем направлении;
умения: формулировать и решать задачи, возникающие в ходе
научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного
исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с
учетом имеющихся литературных данных;
вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов,
статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с
привлечением современных средств редактирования и печати.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Далее указываются требования, отличающие выпускника магистратуры по
данному направлению, которые позволяют установить соответствие выполнения
профессиональных задач, уровня образованности, культуры выпускника
квалификационным требованиям, изложенным в п.1.3).
7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистранта
по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки
определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования,
соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься
определенными видами профессиональной деятельности, отражающими
содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту
выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна
включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с
предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных
экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в
качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным
направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных
испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации
выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо
руководствоваться следующим:
основным обязательным видом государственной итоговой аттестации
выпускников является защита выпускной квалификационной работы
(магистерской диссертации);
программа и порядок проведения государственных аттестационных
испытаний принимаются ученым советом вуза на основе примерных программ,
разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой
аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего
профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление
академической культуры, но и необходимую совокупность методологических
представлений и методических навыков в избранной области профессиональной
деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав
определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой
государственной аттестации. При экспертизе выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних
рецензентов.
7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных
испытаний выпускников (заполняется в соответствии с предложениями УМО)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Составители:
Учебно-методическое объединение по образованию в области
(указывается наименование УМО)
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения _______
_________________________________________________________________________
(указывается наименование учебно-методического объединения,
дата проведения заседания УМО и номер протокола)
Председатель Совета УМО _______________ Ф.И.О.
(подпись)
Заместитель председателя Совета УМО _______________ Ф.И.О.
(подпись)
Согласовано:
Управление образовательных программ и
стандартов высшего и среднего
профессионального образования Г.К.Шестаков
Начальник отдела ________________________________ __________ Ф.И.О.
(название отдела)
Сотрудник,
курирующий данное направление __________ Ф.И.О.
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.