г. Ессентуки |
Дело N А63-3652/2011 26 октября 2011 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Казаковой Г.В., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2011 по делу N А63-3652/2011 по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Салам" (Ставропольский край, Новоселицкий район, с.Долиновка, ОГРН 1022602424723) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края, об оспаривании отказа в государственной регистрации сделки (судья Карпель В.Л.), в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Салам" (далее - КФХ "Салам") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 16.05.2011 N 26-23/311/11 в государственной регистрации договора от 27.08.2007 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена и обязании управления устранить нарушение прав и законных интересов КФХ "Салам" путем проведения государственной регистрации договора от 27.08.2007 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:19:080508:0001 (уточенные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края.
Решением суда от 27.07.2011 признан незаконным отказ управления от 16.05.2011 N 26-23/311/11 в государственной регистрации договора аренды земельного участка. Суд обязал управление устранить нарушение прав и законных интересов КФХ "Салам" путем проведения государственной регистрации договора от 27.08.2007 аренды земельного участка земель сельскохозяйственного назначения, заключенного КФХ "Салам" и Отделом имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края, предметом которого являются земельный участок площадью 1 271 863 кв.м, с кадастровым номером 26:19:080508: 0001. Судебный акт мотивирован отсутствием предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Управление полагает правомерным отказ в государственной регистрации договора аренды, поскольку не представлены документы, подтверждающие опубликование в средствах массовой информации сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду, а также документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора аренды.
В отзыве на апелляционную жалобу КФХ "Салам" просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2011 по делу N А63-3652/2011 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что 06.12.2002 налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица КФХ "Салам", зарегистрированного до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
23.08.2007 глава КФХ "Салам" обратился с заявлением в Отдел имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 26:19:08 05 08:0001, местоположение Ставропольский край Новоселицкий район примерно в 6, 5 км по направлению на восток от ориентира центр с. Долиновка, территория АОЗТ "Надежда", для сельскохозяйственного производства, общей площадью 127,2 га пашни, для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства. К заявлению было приложено соглашение о создании КФХ, заключенное между членами КФХ "Салам".
Распоряжением начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от 27.08.2007 N 107 КФХ "Салам" предоставлен в аренду сроком на 10 лет для сельскохозяйственного производства земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения государственная собственность на который не разграничена, площадью 1 271 863 кв.м, с кадастровым номером 26:19:08 05 08:0001, расположенный по адресу: примерно в 6,5 км по направлению на восток от ориентира центр с. Долиновка, расположенного за пределами участка.
На основании указанного распоряжения Отдел имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края и КФХ "Салам" 27.08.2007 заключили договор аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения государственная собственность на которые не разграничена.
24.03.2011 КФХ "Салам" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора от 27.08.2007 аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения государственная собственность на которые не разграничена.
16.05.2011 государственным регистратором в адрес КФХ "Салам" направлено сообщение N 25/001/2011-258 об отказе в государственной регистрации права, мотивированное несоблюдением порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что земельный участок предоставлен КФХ "Салам" без публикации в средствах массовой информации сведений о наличии предлагаемого в аренду земельного участка и без проведения торгов.
Посчитав отказ в государственной регистрации договора аренды незаконным КФХ "Салам" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для отказа в государственной регистрации прав, в частности, является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона). По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения несоответствия его закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности принятых решений (совершения оспариваемых действий (бездействия)), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие (совершение), а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли такое решение (совершили действия (бездействие)).
Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения действий государственного (регистрирующего) органа должен исследовать это решение (действия) на предмет соответствия закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. При этом на государственном (регистрирующем) органе лежит бремя доказывания законности принятого решения (совершенных им действий), а на заявителе (главе хозяйства) - нарушения этими действиями (решением) его прав и законных интересов.
Исследовав документы, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел выводу, что управление не доказало правомерность отказа в регистрации договора аренды. В свою очередь, КФХ "Салам" доказало нарушение своих прав и законных интересов неправомерными действиями регистрирующего органа. Данный вывод судов основан на законе и является правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянским (фермерским) хозяйствам право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок предоставлен КФХ "Салам" в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Установив названные обстоятельства, суд первой инстанций пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации договора аренды от 27.08.2007 и правомерно обязал управление зарегистрировать указанный договор. Данный вывод судов соответствует сложившейся судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008).
Довод управления о том, что в нарушение статьи 10 Закона об обороте земель земельный участок предоставлен КФХ "Салам" без публикации в средствах массовой информации сведений о наличии предлагаемого в аренду земельного участка и без проведения торгов, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Статья 10 Закона об обороте земель устанавливает общее правило, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность на торгах. Исключение из этого правила установлено статьей 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которая предусматривает упрощенную процедуру предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Правила пункта 1 статьи 10 Закона об обороте земель применяются к отношениям по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лишь в случае, когда о предоставлении участка в собственность было подано два и более заявлений. В этом случае предоставление соответствующего земельного участка осуществляется на торгах.
Специальные нормы статьи 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в регулировании отношений с участием фермерских хозяйств обладают приоритетом по отношению к общим нормам Закона об обороте земель.
В материалы дела не представлено доказательств наличия на момент обращения главы КФХ "Салам" с заявлением о предоставлении спорного земельного участка заявлений иных лиц.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.07.2011 по делу N А63-3652/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3652/2011
Истец: Крестьянско-фермерское хозяйство "Салам", КФХ "Салам"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по СК
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N11 по Ставропольскому краю, Отдел имущественных и земельных отношений Администрации Новоселицкого МО, Отдел имущественных и земельных отношений Администрации Новоселицкого муниципального округа