Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 6 июня 2007 г. N вн. 3.8-13/706
на проект федерального закона N 420191-4 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Ю.Г. Медведевым, Ю.А. Барзыкиным, А.А. Шимановым, B.C. Груздевым, И.А. Исаковым, А.Б. Коганом, А.Е. Лихачевым, В.Р. Мединским, А.Н. Харитоновым, Г.Г. Лазаревым)
Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект федерального закона N 420191-4 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Вопросы развития малого предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время регулируются Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". В связи с изменениями условий функционирования российской экономики и современным состоянием российского законодательства действующий закон в значительной мере устарел. Так, с 1 января 2005 года из закона был исключен целый ряд его статей, в результате чего закон стал практически недееспособным. Кроме того, действующий закон регулирует лишь сферу развития малого предпринимательства, тогда как мировой опыт показывает, что важное значение для развития экономики имеет среднее предпринимательство. В целом, это определяет необходимость принятия нового закона, который регулировал бы сферу развития малого и среднего предпринимательства.
С учетом вышеизложенного, законопроектом устанавливается, что предметом его регулирования являются отношения, которые возникают между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). Таким образом, в действующее российское законодательство впервые вводится понятие "среднее предпринимательство", что, по мнению Комитета, имеет позитивное значение для урегулирования правовых отношений органов власти с достаточно крупным сектором российской экономики.
Законопроектом устанавливается, что развитие субъектов МСП в Российской Федерации осуществляется посредством формирования и реализации государственной политики как составной части социально-экономической политики государства и совокупности мер, которые осуществляются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом. Придание такого статуса политике в отношении субъектов МСП имеет, по мнению Комитета, решающее значение для их дальнейшего развития.
Законопроектом устанавливаются два критерия отнесения предприятий к субъектам МСП (статья 3).
Первый критерий - средняя численность работников, в соответствии с которым выделяются три вида субъектов МСП: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. Комитет считает, что такая дифференциация субъектов предпринимательства по численности работников является оправданной, а применение такого критерия позволит обеспечить сопоставимость законодательства Российской Федерации и стран Европейского союза в области развития субъектов МСП.
Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и (или) балансовая стоимость активов за календарный год, которая не превышает предельные значения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов МСП. Комитет считает вполне целесообразным делегирование законопроектом этого права Правительству Российской Федерации в силу большой дифференциации и значительными колебаниями этих параметров по различным отраслям и регионам Российской Федерации.
Комитет также считает, что применение устанавливаемых законопроектом дифференцированных критериев отнесения предприятий к субъектам МСП позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида субъекта МСП, что окажет позитивное влияние на их развитие.
Законопроект устанавливает основные принципы государственной политики по развитию субъектов МСП (статья 6). Важнейшим из этих принципов является предлагаемое законопроектом распределение полномочий по осуществлению поддержки субъектов МСП между федеральными органами государственной власти (статья 8), органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 9) и органами местного самоуправления (статья 10). Комитет поддерживает предлагаемое законопроектом создание в целях эффективной реализации данных полномочий на различных уровнях советов по развитию субъектов МСП из их представителей - общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей (статья 12). По мнению Комитета, на развитие российской экономики окажет позитивное влияние участие таких советов в выработке государственной политики по развитию субъектов МСП, разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, государственных и муниципальных программ по вопросам развития субъектов МСП (статья 6 часть 3).
Комитет считает, что предлагаемая законопроектом норма о нераспространении на субъектов МСП в течении первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки ("дедушкина оговорка") (статья 6 часть 4) имеет исключительно важное значение для субъектов МСП, поскольку устанавливает правовые гарантии стабильного их развития в течение достаточно длительного периода.
Законопроект устанавливает следующие особенности правового регулирования субъектов МСП (статья 7): специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; особенности приватизации государственного и муниципального имущества; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); различные виды поддержки и иные меры, обеспечивающие реализацию целей законопроекта. Комитет поддерживает такой подход к регулированию субъектов МСП.
Комитет поддерживает предлагаемые законопроектом основные принципы поддержки субъектов МСП (статья 15 часть 1): заявительный порядок их обращения за поддержкой; доступность инфраструктуры их поддержки для субъектов МСП; равный доступ субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным в федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки, к участию в соответствующих программах; предоставление поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О защите конкуренции"; открытость процедур предоставления поддержки.
Комитет считает приемлемым устанавливаемый законопроектом закрытый перечень видов деятельности, по которым не может осуществляться поддержка за счет средств бюджетов всех уровней (статья 15 часть 3). Такая поддержка не может осуществляться, в частности, в отношении субъектов МСП, которые являются кредитными, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, фондами профессиональными участниками рынка ценных бумаг; участниками соглашений о разделе продукции; игорными предприятиями; нерезидентами Российской Федерации (за исключением случаев, установленных международными договорами).
Комитет также поддерживает норму законопроектом,# согласно которой устанавливается закрытый список причин для отказа в предоставлении поддержки в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки субъектов МСП (статья 15 часть 4).
Законопроектом устанавливаются следующие виды поддержки субъектов МСП со стороны органов государственной власти и местного самоуправления (статья 17 часть 1): финансовая и имущественная поддержки, информационная поддержка (статья 20); поддержка внешнеэкономической деятельности (статья 21); поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (статья 22); поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (статья 23).
Финансовая поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры их поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов может осуществляться, согласно законопроекту (статья 18), в виде: предоставления субвенций и субсидий для компенсации расходов субъектов МСП, государственных и муниципальных гарантий и поручительств по их обязательствам, бюджетных кредитов; принятия программ кредитования; развития финансовой аренды (лизинга); а также иных видов финансовой поддержки, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Важной особенностью законопроекта является предусматриваемая имущественная поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры их поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (статья 19). Такая поддержка может осуществляться в виде формирования особенностей приватизации государственного и муниципального имущества субъектами МСП, предоставления во владение и (или) пользование государственного и муниципального имущества, в том числе оборудования и технологий, субъектам МСП, организациям инфраструктуры их поддержки (статья 19 часть 1).
Комитет поддерживает положение законопроекта, в соответствии с которым для оказания имущественной поддержки субъектам МСП и организациям инфраструктуры их поддержки органы государственной власти и органами местного самоуправления наделяются полномочиями предоставления принадлежащего им имущества (земельные участки, здания, нежилые помещения; оборудование и прочее) в пользование субъектам МСП на праве аренды (статья 19 часть 2) с возможностью установления пониженной арендной платы (статья 19 часть 4). В этих целях предлагается формировать целевые фонды государственного и муниципального имущества (статья 19 часть 6), которое должно использоваться по целевому назначению, а также на условиях, определенных органом по управлению государственным или муниципальным имуществом (статья 19 часть 2). Комитет также поддерживает установление законопроектом запрета на продажу, переуступку прав пользования, передачу прав пользования в залог и внесение прав пользования в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности данного имущества (статья 19 часть 3).
Учитывая региональные особенности развития субъектов МСП, Комитет поддерживает предлагаемую законопроектом норму (статья 17 часть 3), которая наделяет субъектов Российской Федерации правом применять дополнительные виды и формы государственной поддержки субъектов МСП за счет средств собственных бюджетов, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации - устанавливать дополнительные условия, дающие субъектам МСП право на приоритетную поддержку за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В случае принятия законопроекта, Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утрачивает силу. В связи с этим, Комитет поддерживает норму законопроекта, которая предусматривает переходный период сроком в шесть месяцев для организаций, осуществляющих свою деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства до принятия законопроекта, но не отвечающих критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным указанным Федеральным законом. Сохранение за такими организациями права на ранее предоставленные льготы, преференции и поддержку за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (статья 24 часть 3) Комитет считает целесообразным.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что принятие законопроекта станет реальной основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В своем заключении на законопроект Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало ряд замечаний, которые, по мнению Комитета, могут быть рассмотрены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 420191-4 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.