Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 4 июня 2007 г.
на проект федерального закона N 425339-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-Ф3 "О внесении изменений Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации"), Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годы, действующего пенсионного и налогового законодательства, а также проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года
Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) составлен на трехлетний период в соответствии с основными принципами бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы и дальнейшую перспективу.
Основные характеристики бюджета Фонда в соответствии с требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации составят:
прогнозируемый общий объем доходов на 2008 год - 2 330,6 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 26,3%, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая бюджета) - 2 107,2 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 22,1%;
на 2009 год - 2 669,5 млрд. рублей с ростом на 14,5%, из них по распределительной составляющей - 2 397,5 млрд. рублей с ростом на 13,8%;
на 2010 год - 3 179,8 млрд. рублей с ростом на 19,1%, из них из них по распределительной составляющей - 2 857,6 млрд. рублей с ростом на 19,2%;
прогнозируемый общий объем расходов на 2008 год - 2 099,9 млрд. рублей с ростом на 21,5%, из них по распределительной составляющей - 2 079,6 млрд. рублей с ростом на 21,0%
на 2009 год - 2 464,8 млрд. рублей с ростом на 17,4%, из них по распределительной составляющей - 2 438,1 млрд. рублей с ростом на 17,2%;
на 2010 год - 2 877,8 млрд. рублей с ростом на 16,8%, из них по распределительной составляющей - 2 841,1 млрд. рублей с ростом на 16,5%.
Превышение доходов над расходами бюджета Фонда составит в 2008 году - 230,7 млрд. рублей, в 2009 году - 204,7 млрд. рублей; в 2010 году - 302,0 млрд. рублей.
С учетом направляемых из федерального бюджета средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2008 году в сумме 184,58 млрд. рублей, в 2009 году - 149,14 млрд. рублей и в 2010 году 251,55 млрд. рублей, по распределительной составляющей бюджета Фонда в 2008 году предусматривается профицит в сумме 27,57 млрд. рублей, в 2009 году дефицит в сумме 40,56 млрд. рублей и в 2010 году профицит в сумме 16,53 млрд. рублей.
Текущий дефицит по распределительной составляющей бюджета в 2009 году планируется покрыть за счет направления остатков средств бюджета Фонда на 1 января 2009 года.
По отношению к ВВП удельный вес доходов и расходов Фонда имеет тенденцию к росту: доходы составят в 2008 году 6,7%, в 2009 году - 6,7%, в 2010 году - 7,1% и расходы соответственно 6,0%, 6,2% и 6,4%.
С учетом положений Бюджетного кодекса начиная с 2008 года в законе о бюджете Фонда утверждаются только общий объем доходов и поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные трансферты).
Структура и объем поступлений в доходную часть в бюджета Фонда представлены в пояснительной записке и оценивается в следующих показателях.
Поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из того, что с 2008 года для лиц 1967 года рождения и моложе уменьшается базовый тариф отчислений на страховую часть трудовой пенсии на 2% (с 10% до 8%), и с учетом поступлений страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, определены в следующих объемах:
на 2008 год в сумме 817,1 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 7,9%;
на 2009 год - 929,8 млрд. рублей с ростом на 13,8%;
на 2010 год - 1 043,1 млрд. рублей с ростом на 12,2%.
Следует отметить, что в представленных Фондом расчетах поступления в счет погашения задолженности по страховым взноса предполагаются в размере 13,2% от общей суммы задолженности по страховым взносам. Вместе с тем в условиях достаточно стабильного финансово-экономического состояния страны задолженность по страховым взносам постоянно растет и на 1 января 2007 года составила 79,7 млрд. рублей (с учетом пеней и штрафов), увеличившись с 1 сентября 2006 года на 11 млрд. рублей. Это приводит к уменьшению пенсионных прав граждан при назначении им трудовой пенсии.
В настоящее время функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разделены между налоговыми органами и территориальными органами Фонда, что ведет к потерям в поступлении страховых взносов в условиях все возрастающего дефицита Фонда по распределительной составляющей.
Поступления минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предполагаются в 2008 году в сумме 3,1 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 16,6%, в 2009 году - 3,5 млрд. рублей с ростом на 15,4% и в 2010 году - 4,0 млрд. рублей с ростом на 14,3%.
Поступления страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, администратором которых с 2005 года является Фонд, определяются на 2008 год в сумме 1,58 млрд. рублей, на 2009 год - 1,78 млрд. рублей и на 2010 год - 1,97 млрд. рублей.
Вместе с тем следует отметить, что в действующем законодательстве практически отсутствуют положения, определяющие механизмы администрирования указанных страховых взносов.
В структуре доходной части бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета превышает половину всех доходов Фонда и имеет тенденцию к постоянному росту:
на 2008 год предусматриваются в сумме 1 284,3 млрд. рублей, или 55,1% от всех доходов Фонда,
на 2009 год - 1 461,0 млрд. рублей, или 54,7% от всех доходов Фонда,
на 2010 год - 1 806,6 млрд. рублей, или 56,8% от всех доходов Фонда.
На выплату базовой части пенсии из федерального бюджета в бюджет Фонда направляются:
в 2008 году - 707,7 млрд. рублей (поступления единого социального налога в федеральный бюджет в сумме 442,8 млрд. рублей обеспечивают 62,6% потребности, в 2007 году поступления ЕСН покрывали 66% потребности);
в 2009 году - 876,6 млрд. рублей (поступления единого социального налога в федеральный бюджет в сумме 506,0 млрд. рублей обеспечивают 57,7% потребности);
в 2010 году - 1 033,0 млрд. рублей (поступления единого социального налога в федеральный бюджет в сумме 573,7 млрд. рублей обеспечивают 55,5% потребности).
В бюджет Фонда на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций направляются:
в 2008 году - 122,4 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 22,2%;
в 2009 году - 151,5 млрд. рублей с ростом на 23,9%,
в 2010 году - 168,3 млрд. рублей с ростом на 11,1%.
На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан предусматриваются средства Фонду с учетом их перераспределения затем их части в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по итогам определения контингента граждан, избравших денежные компенсации либо "социальный пакет" после 1 октября 2008 года, в следующих объемах:
на 2008 год - 251,7 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 4,2% по всему набору социальных услуг;
в 2009 году - 266,5 млрд. рублей с ростом на 5,9%,
в 2010 году - 282,2 млрд. рублей с ростом на 5,9%.
На выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне, а также инвалидам вследствие военной травмы предусматривается в 2008 году - 13,7 млрд. рублей, в 2009 году - 12,3 млрд. рублей; в 2010 году - 11,1 млрд. рублей (с сокращением к уровню предыдущего года на 10% ежегодно).
На оплату проезда пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно предусматривается на 2008 год 203,3 млн. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 7%; в 2009 году - 226,3 млн. рублей с ростом на 11,3% и в 2010 году - 241,0 млн. рублей с ростом на 6,5%.
На выплаты пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам, и на материальное обеспечение специалистов ядерного комплекса на 2008 год предусматривается 4,0 млрд. рублей; в 2009 году - 4,7 млрд. рублей и в 2010 году - 5,2 млрд. рублей.
Расширяется круг дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета, возлагаемых на Фонд. Так, на предоставление в 2010 году материнского (семейного) капитала Фонду предусматриваются средства в объеме 55,0 млрд. рублей.
Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета на финансирование пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции отхода ее от страховых принципов.
Расходы Фонда на 2008 год и на период до 2010 года определены в соответствии с нормами действующего законодательства, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, прогнозными показателями социально-экономического развития Российской Федерации.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств составит в 2008 году 2 034,3 млрд. рублей, или 96,9% от общего объема расходов бюджета Фонда; на 2009 год - 2 391,4 млрд. рублей, или 97,0%; на 2010 год - 2 795,5 млрд. рублей, или 97,1%.
Общий объем бюджетных ассигнований, не связанных с исполнением публичных нормативных обязательств, составит, соответственно в 2008 году 65,6 млрд. рублей, в 2009 - 73,4 млрд. рублей, в 2010 году - 82,3 млрд. рублей. В эти расходы включены расходы, связанные с обеспечением деятельности Фонда, и расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц; средства пенсионных накоплений для передачи в негосударственные пенсионные фонды.
Проектом бюджета Фонда предполагается проведение следующих мероприятий по увеличению размеров трудовых пенсий:
размер базовой части трудовой пенсии индексируется в 2008 году с 1 апреля на 7% и с 1 августа устанавливается в размере 1545 рублей (увеличивается на 14,6%),
в 2009 году с 1 апреля индексируется на 6,8% и с 1 октября устанавливается в размере 1950 рублей (увеличивается на 18,2%),
в 2010 году с 1 апреля индексируется на 6,5%.
размер страховой части трудовой пенсии индексируется в 2008 году с 1 февраля на 8,0%, с 1 апреля увеличивается по росту доходов Фонда на 7,5%,
в 2009 году с 1 февраля индексируется на 7,0%, с 1 апреля увеличивается по росту доходов Фонда на 6,0%,
в 2010 году с 1 февраля индексируется на 6,8%, с 1 апреля увеличивается по росту доходов Фонда на 6,0%.
В прогнозируемом периоде темпы роста трудовых пенсий с учетом предполагаемого уровня их индексирования будут опережать рост потребительских цен.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить, что нет достаточной ясности в том, на сколько будет увеличена базовая часть пенсии в 2010 году. В 2008 и 2009 годах предусматривается ее индексация и увеличение в абсолютном выражении, а в 2010 году только одна индексация.
За период с 2007 года по 2009 год предусматривается увеличение среднего размера пенсии на 1922,8 рубля, или на 67,7%, что обеспечивает выполнение поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года задачи по увеличению среднего размера пенсий за период с 2007 по 2009 год не менее чем на 65 процентов.
Предполагается увеличить средний размер пенсий с 3284,38 рубля (на 1 января 2008 года) до 5097,92 рубля (на 1 января 2011) или 1,55 раза.
В 2010 году средний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера на 30,7%, а размер социальной пенсии приблизится к прожиточному минимуму пенсионера (3881 рубль).
Вместе с тем, соотношение размера трудовой пенсии и начисленной среднемесячной заработной платы (коэффициент замещения) за этот период будет в пределах 23,8% - 24,4%, но не достигнет уровня 2003 года (30,1%), что не в полной мере соответствует основным принципам бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы, отмеченной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
На обеспечение запланированного увеличения трудовых пенсий предусматриваются средства на 2008 год в сумме 1 636,9 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 20,6%); на 2009 год - 1 949,7 млрд. рублей (с ростом на 19,1%) и на 2010 год - 2 265,6 млрд. рублей (с ростом на 16,2%).
На выплату базовой части трудовой пенсии средства полностью обеспечены перечислениями из федерального бюджета.
На выплату страховой части пенсии потребуется в 2008 году 929,2 млрд. рублей, в 2009 году - 1 073,0 млрд. рублей и в 2010 году 1 232,6 млрд. рублей. При этом впервые предусматриваются средства на выплату страховой части трудовой пенсии работающим по трудовому договору военным пенсионерам.
Предполагаемый объем поступления страховых взносов на страховую часть не обеспечивает прогнозируемые расходы на выплату страховой части трудовой пенсии во все больших масштабах: в 2008 году на 112,1 млрд. рублей, в 2009 году - на 143,3 млрд. рублей, в 2010 году - на 189,6 млрд. рублей, и сбалансированность бюджета Фонда по данному виду расходов обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
На выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, в том числе на выплаты социальных пенсий, за счет трансфертов из федерального бюджета предполагается направить в 2008 году - 117,7 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 17,6%), в 2009 году - 146,4 млрд. рублей (с ростом на 24,4%), в 2010 году - 163,0 млрд. рублей (с ростом на 11,4%).
Расходы на выплату дополнительного материального обеспечения граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, на доплаты к пенсиям, пособия и компенсации за счет трансфертов из федерального бюджета предполагаются в 2008 году в сумме 1,7 млрд. рублей, в 2009 году - 2,1 млрд. рублей и в 2010 году - 2,6 млрд. рублей.
На компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, расходы предусматриваются на 2008 год в сумме 2,8 млрд. рублей, на 2009 год - 2,9 млрд. рублей, на 2010 год - 2,6 млрд. рублей. Расходы определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации без индексации.
Расходы на доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации сбалансированы с предполагаемыми доходами от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Расходы на выплату социального пособия на погребение сформированы исходя из суммы 1000 рублей на одного получателя, не индексированного с 2004 года. Они определены в размере 0,05 млрд. рублей ежегодно за умерших, получавших пенсию по государственному пенсионному обеспечению, 1,7 млрд. рублей ежегодно за умерших, получавших трудовую пенсию и 0,2 млн. рублей ежегодно - погребение умерших неработающих пенсионеров.
Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, определены в 2008 году в сумме 1,9 млрд. рублей, в 2009 году - 2,1 млрд. рублей и в 2010 году - 2,5 млрд. рублей в соответствии с предполагаемым поступлением средств федерального бюджета на эти цели.
Общая сумма расходов, предусмотренных на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан, составляет на 2008 год 251,7 млрд. рублей, на 2009 год - 266,5 млрд. рублей, на 2010 год - 282,2 млрд. рублей, в том числе гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний на Чернобыльской АЭС, ПО "Маяк" и Семипалатинском полигоне, ветеранам и инвалидам.
Указанные расходы сбалансированы с трансфертами, передаваемыми из федерального бюджета на эти цели, и определены исходя из численности инвалидов и ветеранов в 2008 году в количестве 16,4 млн. человек. Вместе с тем, как отмечает Счетная палата Российской Федерации по данным Федерального регистра лиц, имеющих право на получение права государственной социальной помощи Пенсионного фонда Российской Федерации их количество составляет на 1 мая 2007 года 17,2 млн. человек, или на 800 тысяч человек больше. Такое положение может привести к недостатку предусмотренных средств на выплаты ЕДВ.
Расходы на выплаты ЕДВ Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы определены исходя из размера выплат в месяц в 2008 году - 7,9 тыс. рублей, в 2009 году - 8,5 тыс. рублей, в 2010 году - 9,8 тыс. рублей, что не соответствует законодательным нормам, которыми ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 25 тыс. рублей и индексируется в порядке, предусмотренном для базовой части пенсии.
Это же замечание относится и к расчетам по выплате Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, для которых размер ежемесячных выплат заложен ниже норм, утвержденных законом.
Таким образом, расходы на осуществление ЕДВ "Героям" в 2008 году в сумме 952,1 млн. рублей, в 2009 году - 1016,9 млн. рублей и в 2010 году - 1083,1 млн. рублей, значительно уменьшены, что не позволит Фонду в полном объеме выполнить публичные обязательства, установленные законодательством Российской Федерации.
Расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматриваются на 2008 год в сумме 203,3 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 7,0%, на 2009 год - 226,3 млн. рублей с ростом на 11,3%, на 2010 год - 241,0 млн. рублей с ростом на 6,5%. Указанные расходы рассчитаны исходя из численности пенсионеров, которые смогут воспользоваться своим правом на оплату стоимости проезда равной 1,1% к общей численности этой категории граждан, что явно недостаточно и требует увеличения.
Суммарные затраты на доставку пенсий, пособий и социальных выплат в 2008 году составят 21,6 млрд. рублей, в 2009 году - 25,9 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 19,9%, в 2010 году - 29,7 млрд. рублей с ростом на 14,7%, из них финансируемые за счет средств федерального бюджета: в 2008 году - 10,3 млрд. рублей, в 2009 году - 12,7 млрд. рублей, в 2010 году - 14,7 млрд. рублей.
Законопроектом (статья 8) предусматривается финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий и социальных выплат в пределах 1,5% доставленных сумм для организаций федеральной почтовой связи и других альтернативных структур, которые обеспечивают доставку более 70% производимых Фондом выплат. Около 30% выплат осуществляется через учреждения Сберегательного банка бесплатно.
Начиная с 2010 года в бюджете Фонда предусматриваются расходы в сумме 55,0 млрд. рублей на выплаты материнского капитала, для управления которыми необходимо своевременно разработать систему управления данными средствами.
Не предусматриваются в расходах Фонда на 2008 год и на период до 2010 года средства на социальные программы, а также на оказание адресной социальной помощи пенсионерам, на которые в 2007 году предусматривается 1,45 млрд. рублей.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов Фонда, включая капитальные расходы на строительство, научно-исследовательские работы, переподготовку и повышение квалификации кадров, международную деятельность, на 2008 год предусмотрены в сумме 46,87 млрд. рублей, или 2,2% от общих расходов Фонда (с ростом к уровню 2007 года на 6,8%).
На 2009 и 2010 годы расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены в сумме 49 110,0 млн. рублей ежегодно с сокращением удельного веса в общих расходах до 1,7%. Предусматривается значительное снижение (в 2,7 раза) расходов на капитальное строительство при значительных расходах на аренду помещений.
При этом за последние годы на Фонд возложены различные, не свойственные ему функции. Так, с 2007 году на органы Фонда дополнительно возлагаются функции по регистрации возникновения права и учета лиц получателей базового материнского капитала.
Вместе с тем до настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации Пенсионного фонда Российской Федерации, а также его перечень полномочий и порядок финансирования административных расходов Фонда при реализации им передаваемых ему полномочий Российской Федерации. Не определен также и статус сотрудников Фонда.
В связи с этим Комитет считает, что расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда должны быть уточнены с учетом выполняемых им функций.
В части работы Фонда со страховыми взносами, на которые страхователями не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, статьей 14 законопроекта предусматривается, что средства, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой части трудовой пенсии, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховой части трудовой пенсии, а страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в бюджет Фонда, учитываются в составе остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям.
Вместе с тем, вопрос работы органов Фонда со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в случае непредставления страхователями сведений персонифицированного учета требует разработки правового механизма.
По накопительной составляющей бюджета Фонда доходы составят:
на 2008 год 223,4 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 86,5%, что связано с увеличением тарифа с 2008 года на накопительную часть трудовой пенсии на 2% для лиц 1967 года рождения и моложе (с 4% до 6%);
на 2009 год - 272,0 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 21,7%,
на 2010 год - 322,2 млрд. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 18,4%
и по расходам на 2008 год - 20,3 млрд. рублей, на 2009 год - 26,7 млрд. рублей, на 2010 год - 36,7 млрд. рублей, в которые включены расходы на ведение специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц и передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.
Причем, начиная с 2008 года планируется значительный рост (в 2,5 раза) средств, передаваемых в негосударственные пенсионные фонды, на основе прогноза роста численности застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления с помощью негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса в бюджете Фонда на 2008 год и на период до 2010 года не утверждается приложение по доходам и расходам Фонда, связанным с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а утверждается только приложение по изменению остатков средств пенсионных накоплений.
Увеличение остатка пенсионных накоплений на 1 января 2009 года составит 203,16 млрд. рублей, на 1 января 2010 года - 245,28 млрд. рублей и на 1 января 2011 года - 285,45 млрд. рублей.
Таким образом, средства пенсионных накоплений на конец 2010 года оцениваются в 1 183,4 млрд. рублей, увеличившись за 2008 - 2010 годы в 2,6 раза. В доверительное управление управляющим компаниям будет направлено 876,4 млрд. рублей или 74% пенсионных накоплений.
С учетом того, что пенсионные накопления, переданные управляющим компаниям, в основном (до 96% средств) находятся в государственной управляющей компании (Внешэкономбанке), особенно актуальным стоит вопрос о повышении доходности операций по инвестированию средств пенсионных накоплений и расширению инструментов инвестирования.
Рассмотрев проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года, Комитет отмечает, что в целом бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за Счет средств федерального бюджета и позволяет обеспечить решение поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации года задач в части обеспечения сбалансированности пенсионной системы и покрытия его дефицита, увеличения среднего размера пенсии не менее чем на 65 процентов, доведения размера социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера, роста коэффициента замещения трудовой пенсии, формирования механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, и поддерживает принятие проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года" в первом чтении.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что до настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий статус Фонда.
1. Комитет при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагает:
- рассмотреть вопрос о возможностях увеличения размера базовой части пенсии в 2010 году (помимо индексации) в целях поэтапного приближения ее к величине прожиточного минимума пенсионера;
- рассмотреть вопрос о возможностях выделения средств на завершение социальных программ и социальную помощь пенсионерам;
- рассмотреть вопрос о возможностях сокращения расходов на доставку пенсий и пособий вследствие осуществления их через структуры кредитных организаций
- уточнить объем финансирования ежемесячных денежных выплат инвалидам и ветеранам с учетом их численности, а также Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы;
- уточнить объем финансирования и порядок оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
- уточнить объем расходов на обеспечение текущей деятельности Фонда.
2. Комитет считает необходимым ускорить рассмотрение принятых Государственной Думой в первом чтении федеральных законов "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем".
3. Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации:
внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, направленные на решение вопросов:
о добровольном вступлении граждан в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию,
о введении базовой пенсии вместо базовой части трудовой пенсии,
о порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии,
о расширении перечня инструментов при инвестировании средств пенсионных накоплений управляющими компаниями;
- разработать проект федерального закона, определяющего правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом развития пенсионной системы,
- внести изменения в действующие законодательные акты в части уточнения механизма администрирования страховых взносов (в том числе объединения функций по администрированию платежа и взысканию задолженности в одном органе) и увеличения размера пособия на погребение;
- ускорить принятие постановления о порядке выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 20101# года" к принятию в первом чтении.
Председатель |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.