Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года" разработан в соответствии с Методическими указаниями по корректировке показателей перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 годы в части показателей 2008-2009 годов и формированию проектировок федерального бюджета на 2010 год по субъектам бюджетного планирования Минфина России на основе проектировок параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, разработанных Минэкономразвития России.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2008 год и на период до 2010 года сформирован в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, сбалансирован по доходам и расходам и составляет:
в 2008 году - 123,2 млрд.рублей;
в 2009 году - 120,0 млрд.рублей;
в 2010 году - 104,5 млрд.рублей.
Доходная часть бюджета Фонда в части поступления единого социального налога (далее - ЕСН) и других налоговых поступлений сформирована на 2008 год и на период до 2010 года с учетом норм действующего налогового законодательства и согласована с ФНС России.
Предусматриваемые в бюджете Фонда доходы от поступления ЕСН в 2008 году в сумме 76 697 800 тыс. рублей, в 2009 году в сумме 87 565 600 тыс. рублей, в 2010 году в сумме 98 975 800 тыс. рублей рассчитаны исходя из прогноза Минэкономразвития России фонда оплаты труда на 2008 - 2010 годы соответственно 8 921 млрд.рублей, 10 299 млрд.рублей, 11 771 млрд.рублей.
Доходы от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, а также от недоимки, пени и штрафам по страховым взносам, зачисляемые в бюджет Фонда определены на очередной финансовый год и планируемый период исходя из соответствующих показателей бюджета Фонда на 2007 год, скорректированных на индекс потребительских цен (ИПЦ) соответственно в 2008 году - 2010 годах.
При планировании расходов на обеспечение целевых мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, осуществляемых Фондом во исполнение Устава Фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 (далее - Устав), принималась во внимание (необходимость обеспечения) приоритетность направления средств Фонда территориальным фондам обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату медицинских услуг, оказанных женщинам в период беременности и родов, а также по дополнительному диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
На частичное финансирование недостатка средств в бюджетах территориальных фондов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования предусматривается направить средства в 2008, 2009, 2010 годах в суммах соответственно 41,82 млрд. рублей, 70,9 млрд. рублей и 82,5 млрд. рублей. На 2008 год законопроектом предусматривается распределение дотаций Фонда на эти цели в разрезе субъектов Российской Федерации.
Предлагаемая методика распределения субсидий из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов на частичное возмещение расходов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования отличается от действующей в настоящее время тем, что критерием недостаточности средств в субъекте Российской Федерации служит уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Средства нормированного страхового запаса в размере 18 340 087,3 тыс. рублей в связи с недостаточностью средств федерального бюджета, направляемых на лекарственное обеспечение, предполагается направить на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году, на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования по результатам исполнения бюджета Фонда за 2007 год и текущее финансирование в 2008 году расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами.
В соответствии со статьей 4 проекта закона завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году будет осуществляться Фондом и территориальными фондами в первом полугодии 2008 года за счет остатков средств на 1 января 2008 года, образовавшихся в бюджете Фонда и территориальных фондов на конец 2007 года в результате неполного использования средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, и ассигнований федерального бюджета, передаваемых Фонду в 2008 году на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 15 000 000,0 тыс. рублей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Проектом закона предусмотрено денежные средства Фонда направить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме до 16,6 млрд. рублей в 2008 году и до 17,0 млрд. рублей в 2009 и 2010 годах на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
Законопроектом предусматривается завершение расчетов в I квартале 2008 года по заключенным в 2007 году договорам на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также оплата медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, и дополнительного диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни за счет остатков средств, образовавшихся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2007 году. Общий объем средств федерального бюджета в бюджете Фонда составит в 2008 году - 45,49 млрд. рублей, в 2009 году - 31,44 млрд. рублей, в 2010 году - 4,41 млрд. рублей.
В 2008 - 2009 годах Фонд планирует продолжить финансирование мероприятий, предусмотренных приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения. На финансовое обеспечение государственного задания на денежные выплаты медицинским работникам первичного звена предполагается направить в 2008 году денежные средства в сумме 22,8 млрд. рублей и 23 млрд. рублей в 2009 году.
На проведение дополнительной диспансеризации работающего населения предусматривается направлять по 4,0 млрд. рублей соответственно в 2008 - 2009 годах.
Кроме того, на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагается направить в 2008 - 2010 годах денежные средства в сумме 306,6 млн.рублей, 320,3 млн.рублей, 341,2 млн.рублей соответственно.
Проект закона предусматривает направление субсидий федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в бюджеты территориальных фондов в 2008 году в сумме 3,36 млрд.рублей, в 2009 году в сумме 3,8 млрд.рублей, в 2010 году - 4,07 млрд.рублей.
В бюджете Фонда на 2008 - 2010 годы не учтены средства федерального бюджета, направляемые на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами, так как указанные средства в соответствии с Методическими рекомендациями Минфина России предусмотрены в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в общей сумме ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан.
Соответственно статьи 5 законопроекта предусматривает, что объем средств, подлежащих перечислению Фонду из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средства на 2008 - 2010 годы в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", будет определяться после 1 октября соответствующего года, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, содержащейся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Расходы Фонда на организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования составят в 2008 году 10 000,0 тыс. рублей, в 2009 году - 14 000 тыс. рублей, в 2010 году - 17 000,0 тыс. рублей.
Расходы Фонда по переподготовке и повышению квалификации кадров предусматриваются в сумме 11 559,1 тыс. рублей в 2008 году, в сумме 11 937,2 тыс. рублей в 2009 году и в сумме 12 323,1 тыс. рублей в 2010 году;
В рамках реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Фонд в 2008 - 2010 годах продолжит проведение в средствах массовой информации разъяснительной работы о деятельности системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Расходы Фонда на эти цели в 2008 году составят 10 159,6 тыс. рублей, в 2009 году - 10 840,5 тыс. рублей, в 2010 году - 11 532,5 тыс. рублей.
Административные расходы Фонда в 2008 году предусматриваются в размере 232 196,0 тыс. рублей, в 2009 году - 262 917,0 тыс. рублей, в 2010 году - 281 841,0 тыс. рублей, включая расходы на оплату труда, текущее содержание Фонда, на проведение всероссийских совещаний и конференций, на проведение ремонта здания и поддержания его и оборудования, переданного в оперативное управление, в технически исправном состоянии.
I. Доходы
1. Налоги и взносы на социальные нужды
1.1. Единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Фонд заработной платы, млрд. рублей |
8 921,0 | 10 299,0 | 11 771,0 |
Коэффициент корректировки ФЗП под категорию А |
0,988 | 0,988 | 0,988 |
Коэффициент корректировки ФЗП на льготы, суммы, не подлежащие налогообложению и суммы выплат, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль |
0,9005 | 0,9005 | 0,9005 |
Эффективная ставка налога (%) | 1,041 | 1,030 | 1,019 |
Коэффициент влияния регрессии за счет роста номинальной начисленной заработной платы |
0,982 | 0,982 | 0,982 |
Коэффициент корректировки на поступление налога по группам налогоплательщиков (Б, В, Г, Д) |
1,013 | 1,013 | 1,013 |
Коэффициент собираемости | 0,960 | 0,960 | 0,960 |
Коэффициент выпадающих сумм налога, в связи с переходом отдельных категорий налогоплательщиков на специальные налоговые режимы |
0,970 | 0,970 | 0,970 |
Поступления за счет контрольной работы |
130,6 | 143,6 | 158,0 |
Сумма поступлений ЕСН (тыс.рублей) |
76 697 800,0 | 87 565 600,0 | 98 975 800,0 |
в % к предыдущему периоду | 114,2 | 113,0 |
2. Налоги на совокупный доход
Расчет поступлений от плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, произведен исходя из показателей утвержденного бюджета ФОМС на 2007 год, скорректированного на индексы роста ВВП и потребительских цен на 2008-2010 годы по прогнозу Минэкономразвития России.
Показатели | 2007 год бюджет |
2008 год прогноз | 2009 год прогноз | 2010 год прогноз | |
Индексы роста ВВП и потребительских цен (%) |
ВВП=107.4%, | ВВП=106.9%, | ВВП=106.2%, | ||
ИПЦ=107.0% | ИПЦ=106.5% | ИПЦ=106.0% | |||
Виды налогов | |||||
2.1 | единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
420 446,2 | 483 168,0 | 550 080,0 | 619 236,0 |
2.2 | единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
309 195,3 | 355 321,0 | 404 528,0 | 455 385,0 |
2.3 | единый сельскохозяйстве- нный налог |
2 724,5 | 3 131,0 | 3 565,0 | 4 013,0 |
Итого: | 732 366,0 | 841 620,0 | 958 173,0 | 1 078 634,0 |
3. Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФОМС
Поступления рассчитаны с учетом динамики фактических поступлений за период 2004-2006 годы
2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Сумма поступлений (млн.руб.) | 27,403 | 20,936 | 15,995 |
4. Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда
(тыс.рублей)
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
4.1. | На проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
306 583,0 | 320 379,2 | 341 200,0 |
4.2. | На выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования |
15 000 000,0 | ||
4.3. | На проведение обязательного медицинского страхования неработающего населения (детей) |
3 538 700,0 | 3 822 570,0 | 4 071040,0 |
4.4. | На осуществление денежных выплат участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей |
22 829 098,4 | 23 300 000,0 | |
4.5. | На проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
4 000 000,0 | 4 000 000,0 |
Указанные суммы внесены в проект бюджета Фонда в соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года.
II. Расходы
1. | Международные культурные, научные и информационные связи |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 321,0 | 342,8 | 365,1 |
Объем расходов определен исходя из планируемого участия ФОМС в мероприятиях международного характера.
2. | Органы управления государственных внебюджетных фондов |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 232 196,0 | 262 917,0 | 281 841,8 |
Расходы определены исходя из прогнозируемых объемов работ и затрат по отдельным направлениям административно-хозяйственной деятельности ФОМС на 2008-2010 годы. С учетом прогнозируемого увеличения заработной платы с 1 декабря 2008 года на 15%, с 1 августа 2009 года на 6,8%.
3. | Информатика | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 539 200,0 | 330 400,0 | 246 000,0 |
Расходы определены в соответствии с программой создания единого информационного поля здравоохранения и ОМС на 2008-2010 годы.
4. | Переподготовка и повышение квалификации кадров |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 11 559,1 | 11 937,2 | 12 323,1 |
Затраты на обучение специалистов в России определены исходя из средней потребности в переподготовке кадров (1000 чел. ежегодно) и прогнозируемой стоимости обучения 1-ого специалиста - 6,0 тыс. рублей. На обучение за рубежом - исходя из суммы расходов по утвержденному бюджету на 2007 год с учетом индекса потребительских цен.
5. | Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 10 159,6 | 10 840,5 | 11 532,5 | |
6. | Обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 3 538 700,0 | 3 822 570,0 | 4 071040,0 |
Расходы предусмотрены в суммах, подлежащих перечислению в бюджет ФОМС из федерального бюджета и распределены исходя из расчетной суммы субсидии на одного ребенка, коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги и численности детей, застрахованных в системе ОМС субъекта Российской Федерации (расчет прилагается), по формуле:
Sdj = Sd/Nd х kpj х Ndj, где:
Sdj - сумма субсидии на обязательное медицинское страхование
неработающего населения (детей) территориальному фонду ОМС
субъекта Российской Федерации j;
Sd - общая сумма субсидии, предусмотренная ст.8 проекта закона;
Nd - численность детей, застрахованных в системе ОМС в целом по
Российской Федерации;
kpj - коэффициент удорожания условной единицы бюджетной услуги;
Ndj - численность детей, застрахованных в системе ОМС по субъекту
Российской Федерации j.
7. | Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 41 823 300,0 | 70 914 271,5 | 82 501 366,5 |
Расчет распределения дотаций на 2008 год по субъектам Российской Федерации (прилагается) произведен в соответствии с проектом методики распределения дотаций из ФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС по субъектам Российской Федерации.
Распределение дотаций ФОМС предусматривается с целью частичного восполнения недостатка средств на финансирование территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС исходя из расчетной стоимости территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС субъекта Российской Федерации и уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, рассчитываемого Министерством финансов Российской Федерации.
Расчетная стоимость территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС определена по формуле:
G = N x pG x k ,
i 3j pji
где:
G - расчетная стоимость территориальной программы ОМС в j-ом
i регионе;
N - численность застрахованного населения в субъекте Российской
3j Федерации;
pG - минимальный подушевой норматив финансирования базовой программы
ОМС;
k - районный коэффициент к заработной плате j-го региона.
pji
Уровень софинансирования расходов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования определяется по формуле:
У = ((БО х У - БО х У ) + (У - У ) х БО ) / (БО - БО )
i макс макс мин мин мин макс i макс мин
где БO - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской
i Федерации после распределения дотаций из Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
БО - минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности
мин субъекта Российской Федерации после распределения дотаций из
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации;
БО - максимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности
макс субъекта Российской Федерации после распределения дотаций из
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской
Федерации;
У - минимальный уровень софинансирования;
мин
У - максимальный уровень софинансирования;
макс
Максимальный и минимальный уровни софинансирования определяются эмпирическим путем исходя из имеющегося объема средств, направляемых ФОМС в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в виде дотаций на частичное возмещение расходов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации.
8. | Выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС |
2008 год | ||
(тыс. рублей) | 18 340 087,3 |
Сумма предусмотрена в расходах ФОМС на 2008 год в связи с необходимостью направления средств на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году.
9. | Проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 306 583,0 | 320 379,2 | 341 200,0 |
Расходы предусмотрены в суммах, подлежащих перечислению в бюджет ФОМС из федерального бюджета.
10. | Реализация мероприятий в рамках базовой программы ОМС |
2008 год |
(тыс. рублей) | 15 000 000,0 |
Расходы предусмотрены в суммах, подлежащих перечислению в бюджет ФОМС из федерального бюджета на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году.
11. | Проведение дополнительной диспансеризации граждан |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 4 000 000,0 | 4 000 000,0 | - |
Расходы предусмотрены в суммах, подлежащих перечислению в бюджет ФОМС их федерального бюджета в 2008 и 2009 годах. На 2010 год расходы не планируются.
12. | Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни (трансферты ФСС России) |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 16 600 000,0 | 17 000 000,0 | 17 000 000,0 | |
13. | Финансовое обеспечение государственного задания (выплаты медицинскому персоналу первичного звена) |
2008 год | 2009 год | 2010 год |
(тыс. рублей) | 22 829 098,4 | 23 300 000,0 | - |
Расходы предусмотрены в суммах, подлежащих перечислению ФОМС из федерального бюджета в 2008-2009 годах.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года"
Принятие проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года" разработан в соответствии с Методическими указаниями по корректировке показателей перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 годы в части показателей 2008-2009 годов и формированию проектировок федерального бюджета на 2010 год по субъектам бюджетного планирования Минфина России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.