Заключение Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по охране здоровья от 17 мая 2007 г.
по проекту федерального закона N 425357-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года"
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года"
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2008 год и на период до 2010 года составляет:
в 2008 году - 123,2 млрд. рублей;
в 2009 году - 120,0 млрд. рублей;
в 2010 году - 104,5 млрд. рублей.
(в 2007 году - 139,6 млрд. руб.).
Следует отметить, что в бюджете Фонда на 2008 - 2010 годы не учтены средства федерального бюджета, направляемые на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами, так как указанные средства в соответствии с Методическими рекомендациями Минфина России предусмотрены в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в общей сумме ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан.
Статья 5 законопроекта предусматривает, что объем средств, подлежащих перечислению Фонду из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами на 2008 - 2010 годы в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", будет определяться после 1 октября соответствующего года, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, содержащейся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
При этом статья 7 законопроекта предусматривает, что объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами на 2008 год, учитывается в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда сверх сумм, установленных статьями 1, 3, 6 настоящего закона.
Следует отметить, что формулировка статьи 7 затрагивает только 2008 год. А как будет решаться этот вопрос в 2009-2010 годах неясно. Механизм завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2008 году в законопроекте также не установлен.
По мнению Комитета, статья 7 законопроекта не содержит четкого механизма реализации закона в части обеспечения граждан лекарственными средствами. Кроме того, депутаты Комитета неоднократно говорили о необходимости выделения обеспечения граждан "дорогостоящими" лекарственными средствами в отдельную программу. На наш взгляд, в федеральном бюджете или бюджете Фонда должен быть определен объем средств на обеспечение граждан дорогостоящими лекарственными средствами. В целях обеспечения прозрачности бюджета расходы на программу ДЛО должны быть распределены по бюджетам субъектов Российской Федерации и представлены в отдельном приложении.
Предусматриваемые в бюджете Фонда доходы от поступления ЕСН в 2008 году в сумме 76 697 800 тыс. рублей, в 2009 году в сумме 87 565 600 тыс. рублей, в 2010 году в сумме 98 975 800 тыс. рублей рассчитаны исходя из прогноза Минэкономразвития России фонда оплаты труда на 2008 - 2010 годы соответственно 8 921 млрд. рублей, 10 299 млрд. рублей, 11 771 млрд. рублей.
Доходы от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, а также от недоимки, пени и штрафам по страховым взносам, зачисляемые в бюджет Фонда определены на очередной финансовый год и планируемый период исходя из соответствующих показателей бюджета Фонда на 2007 год, скорректированных на индекс потребительских цен соответственно в 2008 году - 2010 годах.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что при планировании расходов на обеспечение целевых мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, осуществляемых Фондом во исполнение Устава Фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 (далее - Устав), принималась во внимание приоритетность направления средств Фонда территориальным фондам обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Однако фактически в бюджете ФОМС на дотации, направляемые из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, выделены финансовые средства в том же объеме, что в 2007 году (41,82 млрд. рублей). Указанный объем средств не скорректирован даже на индекс потребительских цен. Комитет считает, система обязательного медицинского страхования нуждается в укреплении. Комитет отмечает, что объем средств, направляемый из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования недостаточен для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС и обращает внимание на сохраняющийся дефицит финансирования базовой и большинства территориальных программ обязательного медицинского страхования. Это негативно сказывается на доступности и качестве медицинской помощи населению.
Предложена новая методика распределения субсидий из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов на частичное возмещение расходов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования. Она отличается от действующей в настоящее время тем, что в качестве критерия недостаточности средств в субъекте Российской Федерации использован уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Средства нормированного страхового запаса в размере 18 340 087,3 тыс. рублей в связи с недостаточностью средств федерального бюджета, направляемых на лекарственное обеспечение, предполагается направить на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году, на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования по результатам исполнения бюджета Фонда за 2007 год и текущее финансирование в 2008 году расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами.
По мнению Комитета, нормированный страховой запас на 2008 год завышен (ранее он создавался в размере 15% от общей суммы субсидий, направляемых территориальным фондам ОМС).
В соответствии со статьей 4 проекта закона завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году будет осуществляться Фондом и территориальными фондами в первом полугодии 2008 года за счет остатков средств на 1 января 2008 года, образовавшихся в бюджете Фонда и территориальных фондов на конец 2007 года в результате неполного использования средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, и ассигнований федерального бюджета, передаваемых Фонду в 2008 году на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 15 000 000,0 тыс. рублей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Проектом закона предусмотрено денежные средства Фонда направить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме до 16,6 млрд. рублей в 2008 году и до 17,0 млрд. рублей в 2009 и 2010 годах на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Таким образом, за счет средств на обязательное медицинское страхование вопреки действующему законодательству оплачивается медицинская помощь работающему и неработающему населению.
Комитет отмечает, что сохраняются функции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, не относящиеся к его полномочиям по обязательному медицинскому страхованию, а расширение круга полномочий ФОМС требует соответствующей корректировки нормативно правовых документов, регулирующих систему ОМС, и увеличения расходов на содержание ФОМС.
Общий объем средств федерального бюджета в бюджете Фонда составит в 2008 году - 45,49 млрд. рублей (для сравнения: в 2007 году - 73,4 млрд. руб.), в 2009 году - 31,44 млрд. рублей. В 2010 году объем средств федерального бюджета в бюджете Фонда резко сократится и составит 4,41 млрд. рублей. Судя по проекту бюджета ФОМС на 2008-2010 годы, с 2010 года из федерального бюджета прекращаются поступления в бюджет ФОМС на проведение диспансеризации граждан и на денежные выплаты медицинским работникам первичного звена. Из бюджета ФОМС не ясно, за счет каких источников будут финансироваться указанные мероприятия в 2010. Как будет выглядеть в 2010 году система оплаты медицинских работников, в том числе занятых оказанием первичной медико-санитарной помощи.
На проведение дополнительной диспансеризации работающего населения предусматривается направлять по 4,0 млрд. рублей соответственно в 2008 - 2009 годах (объем средств в таком же размере был установлен и на 2007 год).
Кроме того, на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагается направить в 2008 - 2010 годах денежные средства в сумме 306,6 млн. рублей, 320,3 млн. рублей, 341,2 млн. рублей соответственно (в 2007 году - 290,6 млн. руб.).
Проект закона предусматривает направление субсидий федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в бюджеты территориальных фондов в 2008 году в сумме 3,36 млрд. рублей, в 2009 году в сумме 3,8 млрд. рублей, в 2010 году - 4,07 млрд. рублей (в 2007 году - 3,4 млрд. руб.).
Расходы Фонда на организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования составят в 2008 году 10 000,0 тыс. рублей, в 2009 году - 14 000 тыс. рублей, в 2010 году - 17 000,0 тыс. рублей (в 2007 году -4 650,0 тыс. руб.).
Расходы Фонда по переподготовке и повышению квалификации кадров предусматриваются в сумме 11 559,1 тыс. рублей в 2008 году, в сумме 11 937,2 тыс. рублей в 2009 году и в сумме 12 323,1 тыс. рублей в 2010 году;
В рамках реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Фонд в 2008 - 2010 годах продолжит проведение в средствах массовой информации разъяснительной работы о деятельности системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Расходы Фонда на эти цели в 2008 году составят 10 159,6 тыс. рублей, в 2009 году - 10 840,5 тыс. рублей, в 2010 году - 11 532,5 тыс. рублей (в 2007 году -7 878,1 тыс. руб.).
Административные расходы Фонда в 2008 году предусматриваются в размере 232 196,0 тыс. рублей, в 2009 году - 262 917,0 тыс. рублей, в 2010 году - 281 841,0 тыс. рублей, включая расходы на оплату труда, текущее содержание Фонда, на проведение всероссийских совещаний и конференций, на проведение ремонта здания и поддержания его и оборудования, переданного в оперативное управление, в технически исправном состоянии.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья, рассмотрев проект федерального закона N 425357-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года", не поддерживает концепцию законопроекта.
Комитет предлагает учесть следующие замечания:
1. Определить объем средств из федерального бюджета, направляемых в бюджет ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и отразить сумму указанных средств в доходах и расходах бюджета Фонда, текстовых статьях и приложениях к проекту федерального закона.
2. Обосновать потребность граждан в дорогостоящих лекарственных средствах.
3. Принять решение о включении денежных выплат отдельным медицинским работникам учреждений муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в средний дневной заработок для оплаты отпусков. Для этого в пункте 3 статьи 9 предусмотреть, что объем средств, передаваемый в виде субвенций в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, включает также средства на оплату отпусков указанным медицинским работникам.
4. Рассмотреть вопрос об источниках финансирования в 2010 году расходов на денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена и проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
5. Учитывая, что территориальные программы ОМС в большей части субъектов Российской Федерации дефицитны, рассмотреть вопрос об оплате услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной неработающим женщинам в период беременности и родов, а также по дополнительному диспансерному наблюдению ребенку в течение первого года жизни, за счет средств федерального бюджета.
6. Рассмотреть возможность увеличения объема средств, направляемых в 2008 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Текст законопроекта нуждается в уточнении и редакционной правке (например, в первой строке приложения 4 содержится фраза "средства федерального бюджета, получаемые из федерального бюджета...).
Комитет также обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость внесения в Государственную Думу законопроектов "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О государственных гарантиях медицинской помощи".
Председатель Комитета |
Т.В. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.