г. Пермь |
Дело N 17АП-2514/06-АК |
13 декабря 2006 г. |
|
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Риб Л.Х., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колмогорцевой И.Н.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Открытого акционерного общества "Удмуртский завод строительных материалов" и Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 октября 2006 г.
по делу N А60-10791/06-С9, принятое судьей Ефимовым Д.В.
по заявлению ОАО "Удмуртский завод строительных материалов"
к Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
о признании незаконными действий (бездействия)
с привлечением к участию в деле третьих лиц: Управления Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике, Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования в лице Глазовского межрайонного филиала.
В судебное заседание явились
от заявителя: Степанов М.Р., Солодов И.Л. и Медведевских М.А. - представители по доверенности,
от ответчика: Корнилова И.А., Полупан Л.В., Абдугалимова Т.М., Дорфман Э.А. - представители по доверенности,
от третьих лиц - не явились.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Удмуртский завод строительных материалов" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями, уточненными в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга, выразившегося в отказе произвести сложение пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее - ФФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского РФ (далее - ТФОМС) страхования до суммы недоимки по состоянию на 01.01.99, в том числе пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до суммы 11 289 254 руб., пени по взносам в ФФОМС до 123118 руб. и пени по взносам в ТФОМС до 810157 руб. Общество просило обязать налоговый орган выполнить указанные действия, а также производить сложение пеней до оставшейся суммы недоимки в период до 16.08.99 по каждому факту погашения недоимки.
С учетом указанных сложений Общество просило обязать инспекцию внести изменения в решение ИМНС России по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11 о реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, а также графики погашения задолженности и внести изменения в лицевые счета налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2006 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований налогоплательщика. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие у налогового органа полномочий по перерасчету (сложению) пени.
Общество с судебным актом не согласно в части определения сумм пени, подлежащих сложению, в поданной апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда изменить.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой подлежит изменению.
В силу п.2 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, и п.1 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1, ОАО "Удмуртский завод строительных материалов" до 01.01.2001 года являлось плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
На основании данных нормативных актов Обществу за несвоевременное перечисление взносов были начислены пени.
После введения в действие второй части Налогового кодекса РФ (с 1 января 2001 г.) полномочия по контролю за уплатой задолженности по взносам в государственные внебюджетные фонды были переданы налоговым органом (ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ_").
Таким образом, полномочия по взысканию в том числе суммы пени, образовавшейся у Общества до 01.01.2001, были переданы Инспекции МНС России по г. Глазову Удмуртской Республики.
На основании Постановления Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 инспекцией было принято решение от 20.11.2001 N 11 о реструктуризации имеющейся у Общества по состоянию на 01.01.2001 задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, пеням и штрафам по ним (л.д.34).
01.07.2005 г. в связи с изменением места нахождения ОАО"Удмуртский завод строительных материалов" было поставлено на учет в ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга.
Обнаружив, что при принятии решения о реструктуризации налоговым органом не было произведено сложение пени по ст.8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Общество обратилось в ИФНС России по Октябрьскому району с заявлением от 22.09.2005 о внесении изменений в данное решение (л.д.24).
Письмом от 21.10.2005 N 15-38 налоговый орган в пересмотре решения о реструктуризации отказал, сославшись на отсутствие у него полномочий по сложению сумм задолженности, в том числе пени, переданных по акту сверки из внебюджетных фондов.
Полагая, что данный отказ является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у налогового органа обязанности по сложению пени. Однако им неверно определены суммы, подлежащие сложению и, соответственно, отражению в решении о реструктуризации. Основаниями для таких выводов являются следующие обстоятельства.
В соответствии с п.7 ст.9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Их полномочия приведены в статье 34.1 Кодекса, в соответствии с которой в случаях когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом.
Согласно названным нормам в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" специальные акты законодательства по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объекта налогообложения, порядка исчисления взносов и сроков их уплаты. В остальной части положения этих актов применяются только в тех случаях, когда они не противоречат части первой Кодекса.
Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в статье 8 Закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ (в редакции Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) установил, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не взысканные с налогоплательщиков к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
Указанное ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу Закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ, то есть до 18.08.1999 (часть 7 статьи 8 Закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ).
При этом изложенные нормы не содержат оговорки о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды. Следовательно, пени, начисленные на страховые взносы по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 до 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ N 7113/04 от 16.11.2004.
Таким образом, пени по взносам, начисленные ОАО "Удмуртский завод строительных материалов" по состоянию на 01.01.1999, подлежат уплате в размере не более суммы недоимки, образовавшейся на эту дату; а пени, начисленные с 01.01.1999 до 18.08.1999, в размере не более суммы недоимки, образовавшейся на 17.08.1999.
При этом исходя из положений статьи 8 Закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ для соответствующего перерасчета пени заявления налогоплательщика не требуется. Сложение пени производится налоговым органом самостоятельно в порядке, установленном Приказом МНС России от 03.09.1999 N АП-3-09/290.
Материалами дела подтверждаются и сторонами не оспариваются размеры недоимки по страховым взносам по состоянию на 01.01.1999, в том числе: по взносам в Пенсионный фонд РФ - 11 289 254 руб., по взносам в ФФОМС - 123118 руб., по взносам в ТФОМС - 810157 руб.
Аналогично, подтверждаются документами и не оспариваются сторонами размеры недоимки по состоянию на 17.08.1999, в том числе: по взносам в Пенсионный фонд РФ - 12 857 676 руб., по взносам в ТФОМС - 774829,81 руб., по взносам в ФФОМС - 133208,67 руб.
Третьи лица по настоящему делу подтвердили, что до 01.01.2001 г. сложение вышеуказанных сумм органами внебюджетных фондов произведено не было (т.2 л.д.51,58).
Поскольку в силу ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за уплатой взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации, обязанность по сложению пени до вышеуказанных сумм должна быть возложена на Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга. Указанный вывод также подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ N 7113/04 от 16.11.2004.
Определенные судом первой инстанции суммы, до которых подлежат сложению пени, материалами дела не подтверждаются. Как видно из представленных расчетов (т.1 л.д.145-150), данные суммы были определены налоговым органом как "суммы пени к сложению". Между тем в решении суда они же указаны как суммы, до которых должны быть уменьшены пени. Таким образом, обязательства налогоплательщика по уплате пеней оказываются завышенными.
В то же время необоснованными являются требования заявителя об обязании налогового органа уменьшать пени по каждому факту погашения недоимки в период с 01.01.1999 по 17.08.1999 как не соответствующие нормам статьи 8 Закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ.
Таким образом, начисленные Обществу по 01.01.1999 пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ подлежат уменьшению до 11 289 254 руб., по взносам в ТФОМС - до 810157 руб., по взносам в ФФОМС - до 123118 руб.
Пени, начисленные Обществу в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, подлежат уменьшению до следующих сумм: по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до 12 857 676 руб., по взносам в ТФОМС - до 774829,81 руб., по взносам в ФФОМС - до 133208,67 руб.
В связи с указанным перерасчетом пени подлежит пересмотру и задолженность Общества, реструктурированная решением Инспекции МНС России по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11, в части уменьшения размера пени, подлежащей сложению на 01.01.1999 и на 17.08.1999. В целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя налоговый орган обязан также внести соответствующие изменения в графики погашения реструктурированной задолженности и в лицевые счета плательщика с целью определения размера излишне уплаченной Обществом пени в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 22.09.2005 г.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, частями 1 и 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2006 г. по делу А60-10791/06-С9 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконным бездействие ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Екатеринбурга, выразившееся в отказе произвести сложение начисленных ОАО "Удмуртский завод строительных материалов" по состоянию на 01.01.99 пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ до суммы недоимки по состоянию на 01.01.99, в том числе в отношении пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до суммы 11 289 254 руб., пени по взносам в ТФОМС до суммы 810157 руб., пени по взносам в ФФОМС до суммы 123118 руб.
Признать незаконным бездействие ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Екатеринбурга, выразившееся в отказе произвести сложение пеней, начисленных ОАО "Удмуртский завод строительных материалов" в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, до суммы недоимки по состоянию на 17.08.1999, в том числе в отношении пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до суммы 12 857 676 руб., пени по взносам в ТФОМС до суммы 774829,81 руб., пени по взносам в ФФОМС до суммы 133208,67 руб.
Обязать налоговый орган внести соответствующие изменения в решение ИМНС России по г. Глазову Удмуртской Республики (Межрайонной ИФНС России N 2 по Удмуртской Республике) от 20.11.2001 N 11 в части определения суммы пени, подлежащей реструктуризации, а также в графики погашения реструктурированной задолженности и лицевые счета налогоплательщика.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий: |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10791/2006
Истец: ОАО "Удмуртский завод строительных материалов"
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
Третье лицо: ГУ УПФР в г. Глазове Удмуртской Республики, Удмуртский Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Глазовский межрайонный филиал, ГУ УПФР в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики, г. Глазов, Удмуртский Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования. Глазовский межрайонный филиал