Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" предусматривает введение в Российской Федерации уровней высшего профессионального образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста (второй уровень).
В настоящее время Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с последующими изменениями по состоянию на 9 февраля 2007 г.) предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням:
"бакалавр" (срок освоения основных образовательных программ - не менее, чем четыре года);
"дипломированный специалист" (срок освоения основных образовательных программ - не менее, чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами);
"магистр" (срок освоения основных образовательных программ - не менее, чем шесть лет).
Соотношение между названными ступенями высшего профессионального образования законом не установлены, условия перехода с одной ступени на другую не определены. Преобладает линейный подход к формированию основных образовательных программ высшего профессионального образования, т.н. монопрограммы. Однако на практике также осуществлялся прием лиц, успешно освоивших образовательную программу бакалавриата после сдачи вступительных испытаний на обучение по программам магистратуры.
Настоящим законопроектом бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) "бакалавр" или "магистр", либо квалификация "специалист". Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.
Право участвовать в конкурсе для обучения по образовательным программам магистратуры предлагается предоставить лицам, успешно завершившим обучение по программам бакалавриата. Особенности приема в магистратуру государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе связанные с направлением подготовки (специальностью), полученной в бакалавриате, будут устанавливаться Министерством образования и науки Российской Федерации (подпункт 14 пункта 3 ст. 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ).
Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам подготовки специалиста, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и программам бакалавриата будет проводиться по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена.
В связи с тем, что в перечень программ подготовки специалистов предполагается включить специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства, законопроектом установлен запрет на освоение программ подготовки специалиста в сокращенные сроки.
Установление конкурса при приеме на второй уровень высшего профессионального образования обусловлено положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Введение конкурса на втором уровне высшего профессионального образования позволит обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению программ данного уровня, что особенно актуально при построении гибких, индивидуализированных (личностно-ориентированных) образовательных маршрутов, например: поступление на второй уровень образования после приобретения профессионального опыта или при поступлении на второй уровень высшего образования по другому направлению подготовки.
Законопроектом устанавливается нормативный срок обучения по программам бакалавриата - от 3 до 4 лет в зависимости от направления подготовки (специальности), для обучения по программам магистратуры на базе бакалавриата срок обучения - два года, срок обучения по программам подготовки специалиста - не менее 5 лет.
Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию (степень) "магистр" или квалификацию "специалист". Для некоторых направлений подготовки и специальностей (например, медицинские специальности) возможно установление иных нормативных сроков обучения. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ, бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам, предусматривающим присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист", предлагается прекратить с даты, определенной законодателем. Квалификацию "дипломированный специалист", полученную в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, предлагается приравнять к квалификации "специалист".
Необходимость разработки проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" обусловлена рядом причин.
Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более, чем на два года. Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета. Таким образом, объективно необходим переход от бюджетирования узкоспециализированной подготовки сроком на пять лет к сочетанию среднесрочного бюджетирования подготовки широкого профиля с бюджетированием специализаций с горизонтом один - два года. Это, в свою очередь, требует изменений в организации высшего образования, которая сложилась в период всеобъемлющего пятилетнего планирования производства и была элементом интеграции вузов в отраслевую систему управления.
Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки при участии государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями, позволит сократить число специальностей и направлений подготовки. Первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы на должностях, требующих высшего профессионального образования, которые предусматривают осуществление исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, и куда сегодня идут многие выпускники вузов - дипломированные специалисты. Трех- или четырехлетняя подготовка на первом уровне будет проводиться по укрупненным базовым направлениям, обеспечивающим академическую и профессиональную мобильность, а профессиональная (в том числе углубленная и межотраслевая, междисциплинарная) специализация будет происходить на втором уровне - в магистратуре или "специалитете", исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных умений и навыков, а подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере. Таким образом, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования должен способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой страны.
Министерством образования и науки Российской Федерации разработан План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы в декабре 2004 г. (утвержден приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. N 40), где одним из инструментов этой реализации является введение сопоставимой с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр).
При этом предусмотренные указанным Планом такие технологические задачи, как введение системы кредитов по типу ECTS, содействие мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и административного персонала, внедрение Приложения к диплому будут решены путем принятия нормативных и иных актов Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Принятие предлагаемого законопроекта создаст предпосылки для устранения остро проявляющихся на рынке труда структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональном образованием. Двухуровневая система позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени.
Законопроект предлагается ввести в действие с 1 сентября 2007 года.
Принятие законопроекта не препятствует реализации законодательных актов, устанавливающих квалификационные требования к уровню образования для занятия отдельных должностей или занятия определенной деятельностью, поскольку переход к уровневой системе высшего профессионального образования займет несколько лет. Однако в дальнейшем такие препятствия могут возникнуть. Поэтому законопроектом предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации, уточняющие требования к уровню образования отдельных категорий специалистов.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих призванию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерация (в части установления уровней высшего профессионального образования)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.