Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 10 мая 2007 г. N 74-1
на проект федерального закона N 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"
Рассмотрев проект федерального закона N 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
Целью данного законопроекта является установление самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой присваивается квалификация (степень), "бакалавр" (первый уровень) или "магистр", либо квалификация "специалист" (второй уровень). Лицензирование и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста предлагается осуществлять раздельно.
Право участвовать в конкурсе для обучения по образовательным программам магистратуры предлагается предоставить лицам, успешно завершившим обучение по программам бакалавриата.
Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам подготовки специалиста, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и программам бакалавриата будет проводиться по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе.
В связи с тем, что в перечень программ подготовки специалистов предполагается включить специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства, законопроектом установлен запрет на освоение программ подготовки специалиста в сокращенные сроки.
Введение конкурса на втором уровне высшего профессионального образования позволит обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению программ данного уровня, что особенно актуально при построении гибких, индивидуализированных (личностно-ориентированных) образовательных маршрутов, например: поступление на второй уровень образования после приобретения профессионального опыта или при поступлении на второй уровень высшего образования по другому направлению подготовки.
Законопроектом устанавливается нормативный срок обучения по программам бакалавриата - от 3 до 4 лет в зависимости от направления подготовки (специальности), для обучения по программам магистратуры на базе бакалавриата срок обучения - два года, срок обучения по программам подготовки специалиста - не менее 5 лет.
Комитет считает, что вопрос о нормативном сроке обучения по программам бакалавриата требует дополнительного обсуждения.
Для некоторых направлений подготовки и специальностей (например, медицинские специальности) возможно установление иных нормативных сроков обучения. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам, предусматривающим присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист", предлагается прекратить с даты, определенной законодателем. Квалификацию "дипломированный специалист", полученную в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, предлагается приравнять к квалификации "специалист".
Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки при участии государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями, позволит сократить число специальностей и направлений подготовки. Первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы на должностях, требующих высшего профессионального образования, которые предусматривают осуществление исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, и куда сегодня идут многие выпускники вузов - дипломированные специалисты. Подготовка на первом уровне будет проводиться по укрупненным базовым направлениям, обеспечивающим академическую и профессиональную мобильность, а углубленная профессиональная специализация будет происходить на втором уровне - в магистратуре, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных умений и навыков. Подготовка специалистов (освоение второго уровня высшего образования минуя первый уровень - бакалавриат) предусматривает подготовку лиц к самостоятельной производственной или социально-экономической деятельности, связанной с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере. Таким образом, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования должен способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой страны.
Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию (степень) "магистр" или квалификацию "специалист".
Принятие данного законопроекта призвано способствовать реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, где одним из инструментов этой реализации является введение сопоставимой с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр), созданию предпосылок для устранения остро проявляющихся на рынке труда структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональном образованием. Двухуровневая система позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров.
Законопроект предлагается ввести в действие с 1 сентября 2007 года.
Законопроектом также предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, уточняющие требования к уровню образования отдельных категорий специалистов.
Комитет отмечает, что законопроект внесен без учета принятого Федерального закона N ФЗ-56 от 20 апреля 2007 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и содержит ряд поправок в уже отсутствующие или измененные положения.
В поступивших отзывах субъектов Российской Федерации в основном содержится поддержка концепции законопроекта: из 15 органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, 14 поддерживают законопроект, из 29 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, 27 поддерживают законопроект.
Заключение Правового управления Государственной Думы содержит замечания юридико-технического характера, которые "следует учесть при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании вышеизложенного Комитет по образованию и науке считает возможным принять в первом чтении проект федерального закона N 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", внесенный Правительством Российской Федерации
Председатель Комитета |
Н.И. Булаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.