Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 мая 2007 г. N вн2.2-1/1760
по проекту федерального закона N 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", внесенного Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Рассмотрев по поручению Совета Государственной Думы указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
Представленный законопроект направлен на введение двухуровневой системы высшего профессионального образования, что должно соответствовать международным обязательствам Российской Федерации по участию в Болонском процессе. В этой связи актуальность вносимых изменений не вызывает сомнений, вместе с тем по тексту законопроекта имеется ряд замечаний.
1. Изменение, содержащееся в пункте 1 статьи 1 законопроекта, вносит неясность в содержание редактируемого пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) и не дает четкого представления о каком "законе" идет речь в дополняемой фразе "в порядке, предусмотренном законом".
2. Пунктом 7 статьи 1 законопроекта вносится дополнение в статью 28 Закона, содержащую полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Однако дополняемое полномочие (установление перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования - подготовки специалиста), на наш взгляд, уже охватывается более широким пунктом 7 изменяемой статьи (установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование).
3. Пункт 8 статьи 1 законопроекта вносит изменения в абзац третий пункта 20 статьи 33 Закона. При этом указанный пункт ранее был признан утратившим силу (Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон N 56-ФЗ).
4. Содержание подпункта "в" пункта 1 статьи 2 законопроекта следует соотнести и унифицировать с положениями подпункта "б" пункта 6 статьи 1 законопроекта, так как обозначение уровней высшего профессионального образования должно быть идентичным.
5. Вызывает сомнение и требует дополнительной проработки нормативный срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени) бакалавр, установленный подпунктом "д" пункта 1 статьи 2 законопроекта - "от трех до четырех лет в зависимости от направления подготовки (специальности)". Полагаем, оптимальным сроком освоения программ по указанной квалификации следует считать все таки четыре года вне зависимости от направления подготовки (специальности). Также обращаем внимание, что устанавливая нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме в Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон), нецелесообразно предусматривать возможность установления иных сроков Правительством Российской Федерации.
6. Содержание подпунктов "б", "в" и "г" пункта 3 статьи 2 законопроекта следует уточнить, так как предлагаемые изменения в статью 10 Федерального закона не учитывают того, что пункт 4 редактируемой статья был изложен в новой редакции, пункт 6 признан утратившим силу, а внесение изменений в пункт 7 не представляется возможным в силу невозможности замены отсутствующих слов (см. Федеральный закон в редакции Федерального закона N 56-ФЗ).
7. Подпунктом "в" пункта 5 статьи 2 законопроекта вносятся изменения в пункт 2 статьи 24 Федерального закона, содержащий полномочия Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. При этом подпунктом 9 пункта 2 статьи 24 уже предусмотрено такое полномочие, как "определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования". В этой связи возникает несогласованность между имеющимся полномочием Правительства Российской Федерации и тем, которым предлагается дополнить в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 статьи 2 законопроекта (установление перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования - подготовки специалиста,.......).
8. Подпунктом "б" пункта 2 статьи 3 законопроекта вносятся изменения в абзац четвертый пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Полагаем, аналогичные изменения необходимо внести также в абзац пятый пункта 6 этой статьи, где также идет речь о подлиннике документа, подтверждающего юридическое образование претендента.
9. Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.