Заключение Комитета Государственной Думы по охране здоровья на проект федерального закона N 349848-4
"О специальном техническом регламенте о масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации" - внесен членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Завадниковым, С.А. Шуваловым, С.Ф. Лисовским
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 349848-4, Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующее.
1. В проекте федерального закона (далее законопроект) требования к условиям хранения, перевозки, реализации и утилизации содержатся в одной статье (статья N 4) и носят общий характер, что противоречит названию законопроекта.
2. Сфера применения настоящего законопроекта распространяется на виды масложировой продукции, определения (термины) которой, в том числе марки, сорта, отсутствуют. Кроме того, среди видов масложировой продукции присутствуют: масла растительные, масла и жиры модифицированные, маргарины, спреды, смеси топленые, жиры кулинарные и прочие. Показатели идентификации масел и жиров модифицированных несущественно отличаются от жиров кулинарных, что может привести к нахождению в обороте продуктов аналогичного состава, но с разными наименованиями, вводящими потребителя в заблуждение.
3. В статье 2 к существенным признакам, позволяющим идентифицировать продукцию отнесены:
а) содержание общего жира (масла) в Приложении 1 приведено только в отношении спредов, жиров кулинарных, заменителей масло какао, заменителей молочного жира. Не приведены показатели содержания общего масла во всех продуктах;
б) содержание трансизомеров отсутствует в Приложении 1, и он не может быть отнесен к показателям идентификации, так как является показателем безопасности;
в) содержание молочного жира отсутствует в характеристиках маргаринов и жиров кулинарных;
г) в законопроекте отсутствует понятие "основное вещество" и этот признак не включен в признаки идентификации (Приложение 1);
д) В законопроекте отсутствуют нормативы качественного числа (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 грамм).
4. Законопроект не позволяет однозначно идентифицировать объекты регулирования.
5. Пункты 2, 3, 4, 5 статьи 2 законопроекта следует исключить, так как они противоречат содержанию Приложения 1 и сокращают количество идентификационных признаков конкретного продукта в пункте 3 статьи 1 и пункта 1 статьи 2.
6. Группы продуктов, перечисленных в Приложении 2 и 3, не соответствуют по наименованиям продукции, перечисленной в пункте 3 статьи 1 законопроекта.
7. В Приложении 2 для продуктов смешанного состава не предусмотрен норматив по содержанию афлатоксинов групп М, которые могут содержаться в животных жирах.
8. В Приложении 3 следует уточнить требования по содержанию листерий во всех продуктах, содержащих животные жиры.
9. Приложение 1 и 2 не гармонизированы с международными стандартами и требованиями.
10. Законопроект содержит Приложение 4 и 5, содержащих список пищевых добавок, разрешенных и запрещенных при производстве масложировой продукции. Вместе с тем, эти требования содержатся в проекте специального технического регламента на пищевые добавки, и включение их в рассматриваемый регламент представляется нецелесообразным.
11. В пункте 5 статьи 3 главы 3, пункт 2 статьи 14 следует исключить слово "сопроводительные", так как документы, подтверждающие безопасность продукции относятся к обязательным, а не сопроводительным.
12. В пункте 2 статьи 3 главы 3 среди требований к масложировой продукции перечислено требование к составу, которые не относятся к требованиям безопасности и далее по тексту законопроекта не упоминаются.
13. В соответствии с законодательством Российской Федерации на пищевые продукты устанавливается только срок годности. В связи с этим, из пункта 1 статьи 5 исключить слово "хранения".
14. Статья 5 законопроекта не содержит исчерпывающих требований к упаковке и маркировке масложировой продукции, что противоречит требованиям ФЗ N 184 "О техническом регулировании" и нуждается в существенной доработке. Пункты 3, 4, 5 содержат дополнительные требования к маркировке, которые по законодательству Российской Федерации отнесены к основным требованиям.
15. В подпункте 1 пункта 3 статьи 5 по смыслу "фирменное наименование" может заменять наименование "растительное масло", что является умышленным введением потребителя в заблуждение.
16. Глава 4 законопроекта требует серьезной корректировки, так как не содержит конкретных требований к конкретным процессам производства масложировой продукции, а перечисляет виды опасностей, регулируемых общими техническими регламентами. В тоже время статьи 9, 10, 11, 12 называют опасные вещества, являющиеся опасными производственными факторами, процессы применения которых должны быть описаны в данном законопроекте.
17. Пункт 2 статьи 14 не содержит четкого указания на документы, подтверждающие безопасность сырья, в том числе животного происхождения. Сырое молоко подлежит обязательному декларированию.
18. Статья 15 содержит только 2 схемы декларирования, по которым все продукты, содержащие животные жиры, спреды, топленые смеси, кондитерские жиры подлежат декларированию на основании собственных доказательств. В настоящее время большинство предприятий масложировой промышленности не имеют укомплектованных необходимым оборудованием и аккредитованных лабораторий. Следует расширить количество схем декларирования.
19. Статья 16 не предоставляет выбора заявителю наиболее удобной схемы сертификации, так как схема 1с применяется при сертификации типового образца, а схема 2с может применяться только продавцами продукции. Объект сертификации при этом не уточнен (типовой образец или партия). Следует расширить количество схем сертификации.
20. В статье 17 законопроекта считаем необходимым предусмотреть государственный контроль за соответствием процессов производства безопасной масложировой продукции на стадии ввода в эксплуатацию.
21. В подпункте 3 пункта 3 статьи 17 следует уточнить в отношении каких документов предполагается проверка их достоверности и какой орган государственного контроля уполномочен на проведение этих действий.
22. Порядок испытания образцов продукции, изложенный в пункте 8 статьи 17 противоречит Федеральному закону от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и влечет за собой неоправданные затраты контролирующих органов.
23. Пункт 10 статьи 17 описывает процедуры действий органов государственного контроля при отсутствии декларации соответствия, противоречащие федеральному закону от 15.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в таком случае орган государственного контроля должен приостановить производство и реализацию продукции, а не выдавать предписание об устранении нарушений).
24. Пункт 1 статьи 20 нуждается в редакционной правке, так как не могут одновременно действовать противоречащие друг другу правовые акты.
Учитывая вышеперечисленное, законопроект не может быть поддержан в данной редакции и нуждается в серьезной доработке.
Первый заместитель |
A.M. Чухраев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.