Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Внесение изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" обусловлено необходимостью принятия законодательных мер по восстановлению конституционных прав граждан, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих на территориях традиционного природопользования в прибрежных субъектах Российской Федерации, в том числе и в Архангельской области, на пользование водными биологическими ресурсами.
Около шести тысяч коренных жителей побережья Белого моря лишены возможности заниматься морским рыбным промыслом. Веками население побережья Белого моря осуществляло добычу рыбы, обеспечивая тем самым свою жизнедеятельность. Это не только традиционный образ жизни, но и жизненный уклад поморов; кроме того, рыба и морепродукты являются для них одним из основных источников питания. Аналогичная ситуация сложилась и в других прибрежных субъектах Российской Федерации.
Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" содержит внутренние противоречия между рядом статей и пунктом 6 части 1 статьи 2 названного закона, который определяет один из основных принципов законодательства о водных биоресурсах: "учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения".
Указанные противоречия приводят к нарушению прав населения, проживающего на прибрежных территориях, в части пользования водными биологическими ресурсами.
Так, статья 25 регламентирует рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Названная статья определяет субъекты данного вида рыболовства. Ими являются лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины.
Однако в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, также вправе пользоваться природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим данных территорий.
Надо отметить, что и ряд других нормативных правовых актов закрепляет приоритет использования живых ресурсов не только коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, но и лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими на территориях традиционного природопользования.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" закрепляется следующая норма: определение стратегии изучения и промысла водных биоресурсов с особым учетом экономических интересов малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и населения в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле водных биоресурсов.
Пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, этнических общностей и других жителей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов, порядок и способы пользования природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, обеспечивающие сохранение и поддержание необходимых условий для жизни, определяются и устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, что является основным принципом экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Учет интересов населения, проживающего на прибрежной территории, закреплен и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Так, главой 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объектов обложения (статья 333.2) законодательно установлено, что "не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования".
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" также предусматривает право на приоритетное пользование животным миром гражданами, постоянно проживающими на данной территории, т. е. лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Законопроект предполагает урегулировать внутренние противоречия Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в ред. от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ) и привести его в соответствие с законодательством Российской Федерации в части восстановления конституционных прав населения Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, не относящегося к коренным малочисленным народам, в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации.
Председатель областного |
B.С. Фортыгин |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель областного |
В.С. Фортыгин |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель областного |
B.С. Фортыгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.