город Ростов-на-Дону |
|
24 октября 2011 г. |
дело N А01-214/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой А.В.,
при участии:
от заявителя: представитель Конокова Марина Аслановна (ордер от 13.10.2011 N 045875, доверенность от 13.10.2011 N 430), представитель Щибров Михаил Валерьевич (доверенность от 07.10.2011 N 422),
от заинтересованных лиц:
от Кабинета Министров Республики Адыгея: представитель Михненко Любовь Вартановна (доверенность от17.10.2011 N К-М-2554/11-0, распоряжение от 17.10.2011 N 335-р),
от Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея: представитель Хиштов Анзаур Асланович доверенность от 11.01.2011),
от Управления лесами Республики Адыгея: не явились, извещены,
от ООО "Стройресурс": представитель Бгуашева Бэла Руслановна (доверенность от 08.06.2011).
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Кошехабльский комбинат нерудных материалов"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея (судья Шебзухов З.М.) от 10 августа 20111 года по делу N А01-214/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Кошехабльский комбинат нерудных материалов" (ИНН 0103001454, ОГРН 1020100510946)
к Кабинету Министров Республики Адыгея (ИНН 0105014064, ОГРН 10201000703523), Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея (ИНН 0105043139, ОГРН 1040100541381), Управлению лесами Республики Адыгея (ИНН 0105050802, ОГРН 1070105000536), обществу с ограниченной ответственностью "Стройресурс" (ИНН 0101007595, ОГРН 1080101000033)
о признании незаконным бездействия органов власти, ненормативного правового акта лицензии и договора недействительными,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Кошехабльский комбинат нерудных материалов" (далее - акционерное общество) обратилось в арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Адыгея, Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, Управлению лесами Республики Адыгея, обществу с ограниченной ответственностью "Стройресурс" (далее - общество) о признании незаконным бездействия Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея и Управления лесами Республики Адыгея в отношении поданных ЗАО "Кошехабльский КНМ" заявок, о признании незаконным распоряжения Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008 N 257-р "О предоставлении права пользования участками недр и выдаче лицензии на право пользования участками недр", о признании выдачи Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея обществу лицензии на право пользования недрами на участках лесного фонда в кварталах N 34, 36, 37 незаконным, о признании недействительной лицензии на право пользования недрами на участках лесного фонда в кварталах N 34, 36, 37, выданной 24.12.2008 г., выданной обществу Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея на основании распоряжения Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008 г. N 257-р, о признании недействительным договора аренды лесных участков от 04.12.2009, заключенного между Управлением Лесами Республики Адыгея и обществом, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (N 01-0806/026/2009-868).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд указал, что с заявлением на получение лицензии на право пользования недрами для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и обосновывающими документами в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея акционерное общество не обращалось. Заявление о том, что акционерное общество последнюю заявку на лицензирование права пользования недрами подавало в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея 25.08.2008 N 556 документально не подтверждено, что установлено справкой от 12.11.2010 N 7-393-2010 Прокуратуры Республики Адыгея, составленной по результатам проверки по жалобе акционерного общества. Факт наличия ранее поданных заявок акционерным обществом в удовлетворении которых было отказано не является основанием для отказа в предоставлении лесных участков в аренду иным лицам, подавшим заявку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
По вопросу оспаривания распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея, суд первой инстанции указал, что требование о проведении аукциона для выдачи лицензии было включено пунктом 6 статьи 10.1 Закона "О недрах" Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ, то есть после принятия решения о предоставлении обществу лицензии, зарегистрированной Управлением природных ресурсов Республики Адыгея 24.12.2008.
Суд также указал, что акционерное общество обжалует бездействие государственных органов, которое имело место в 2007-2008 годах. Однако срок для обращения в суд по вышеуказанным требованиям пропущен, а ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
В части признания недействительным договора аренды лесных участков от 04.12.2009, заключенного Управлением лесами Республики Адыгея и обществом суд не нашел оснований его (договора) недействительности, так как указанная сделка совершена дееспособными участниками на основании действительных ненормативных правовых актов с законным содержанием, соответствием волеизъявления и воли и соблюдением формы.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что ни в материалах дела, ни из текста оспариваемого распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея не усматривается наличие оснований, позволяющих предоставить право пользования участками недр без проведения состязательных процедур. По мнению апеллянта, письмо Управления лесами Республики Адыгея от 16.05.2007 не является отказом в выделении участка лесного фонда, а свидетельствует о временном приостановлении рассмотрения заявок. Письмом от 27.08.2008 N 819 подтверждается факт подачи акционерным обществом и принятие к рассмотрению заявки от 25.08.2008. Факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением комиссии Управления антимонопольной службы по Республике Адыгея от 21.06.2011. Заявителю стало известно о предоставлении обществу лесных участков, а также лицензии после проведенной прокурорской проверки из письма от 12.11.2010, следовательно, выводы суда первой инстанции о пропуске акционерным обществом сроков для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия ответчиков незаконны и необоснованны.
От общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс", Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, Кабинета Министров Республики Адыгея поступили отзывы, в которых указанные лица указали на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную - без удовлетворения.
Заинтересованные лица указали, что акционерное общество не обращалось с заявлением на получение лицензии на право пользование недрами для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и обосновывающими документами в соответствующий орган.
Представители Кабинета Министров Республики Адыгея, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали соответствующие требования.
Управление лесами Республики Адыгея представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, просило отказать акционерному обществу в удовлетворении заявленных требований, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. В отношении указанного лица дела рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции от 23.07.2008, действовавшей на момент обращения акционерного общества с заявлением о предоставлении земельного участка лесного фонда) одним из оснований возникновения права пользования участками недр являются принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участком недр местного значения (в том числе участком недр местного значения, используемым для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).
Согласно пункту 22 Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.08.2005 N 133, заявление на получение лицензии на право пользования недрами для геологического изучения (поиск и поисково-оценочные работы), разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, геологического изучения участков недр местного значения, предоставляемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, использования участков недр местного значения для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, вместе с пакетом документов согласно приложению N 2 к настоящему Положению (далее - пакет документов) направляется заявителем в лицензирующий орган для определения основания предоставления права пользования участками недр.
Учитывая указанное положение закона, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о том, что ни в материалах дела, ни из текста оспариваемого распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея не усматривается наличие оснований, позволяющих предоставить право пользования участками недр без проведения состязательных процедур.
Оспариваемое распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея издано в соответствии с действовавшим на тот период Положением о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Вышеуказанный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, получил надлежащую оценку со стороны суда. Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции нет.
Требование о проведении аукциона для выдачи лицензии было включено в пункт 6 статьи 10.1 Закона "О недрах" Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ, то есть после принятия решения о предоставлении обществу лицензии, зарегистрированной Управлением природных ресурсов Республики Адыгея 24.12.2008.
Кроме того, апеллянтом пропущен срок для оспаривания распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 июля 2008 года N 257-р. Указанное распоряжение является ненормативным правовым актом, было опубликовано в официальном издании "Собрание законодательства Республики Адыгея", (2008, N7). Указанное издание является официальным изданием, публикующим акты Кабинета Министров Республики Адыгея (ст.52 Закона Республики Адыгея от 09.10.1998 N 92. Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом
Поскольку акт Правительства Республики Адыгея опубликован в июле 2008 года, срок для оспаривания указанного ненормативного акта, официально опубликованного, заявителем пропущен при отсутствии уважительным причин.
Довод апеллянта о том, что письмо Управления лесами Республики Адыгея от 16.05.2007 не является отказом в выделении участка лесного фонда, а свидетельствует о временном приостановлении рассмотрения заявок, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Апеллянт в обоснование указанного отзыва не сослался на нормы законодательства, обосновывающие возможность приостановления рассмотрения заявок.
Согласно пункту 17 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка. находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года N 324, отказ в предоставлении лесного участка в аренду в случаях, когда проведение аукциона не требуется, может быть обжалован в судебном порядке
Полагая свои права нарушенными, ЗАО "Кошехабльский комбинат нерудных материалов" вправе было обжаловать действия Управления в арбитражный суд, однако в срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление не подало. С требованием о понуждении к заключению договора аренды лесного участка общество не обращалось.
Таким образом, у заявителя отсутствовали какие-либо нарушенные субъективные гражданские права или законные интересы, которые были бы нарушены актом Кабинета Министров Республики Адыгея и последующим заключением договора аренды с ООО "Стройресурс".
Доводы апеллянта о нарушении норм законодательства при заключении договора аренды с ООО "Стройресурс" несостоятельны.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями вынесения решения об удовлетворении заявления являются:
1) установление наличия права или законного интереса заявителя, нарушенного действием или бездействием органа власти,
2) нарушение нормы закона или иного правового акта.
При этом суд обязан указать: какая именно норма права нарушена органом власти.
Таким образом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность вынесения решения об удовлетворении требований заявителя. для рассмотрения вопроса о возможности удовлетворения заявления прежде всего надлежит выяснить вопрос о наличии у заявителя субъективного права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушенного принятым оспариваемым решением.
Заявитель не вправе преследовать нарушения норм права публичного, если на это специально не уполномочен законом и если указанное нарушение непосредственно не касается его субъективных гражданских прав. Согласно части 1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Таким образом, для применения судебной защиты требуется наличие субъективного права или свободы. Ни граждане, ни юридические лица не наделены правом абстрактного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, они могут защищаться от нарушения своих прав и свобод, доказав наличие субъективного права или свободы и связанного с ним факта незаконных действий, бездействия (нарушения). Предполагаемое или наличное нарушение норм публичного права имеет правовое значение для заявителя поскольку, поскольку неблагоприятно отражается (нарушает) его материальное субъективное право. Доказательств такого нарушения своих прав апеллянт не привел.
Общий надзор за законностью действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется прокуратурой ( ст.ст.1, 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Контроль и надзор в соответствующей сфере государственного управления осуществляется специализированными органами государственной и муниципальной власти в соответствии с их компетенцией. Арбитражный суд не осуществляет общего надзора за законностью и вправе признать недействительным решение органа местного самоуправления, даже если оно не соответствует закону или иному правовому акту, при условии, что решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несостоятельными являются доводы апеллянта о том, что о нарушении своих прав общество узнало только после осуществления проверки прокуратурой. Подав заявление в 2007 году, общество не могло не знать о том, что ответ ему не дан, и своевременно не оспаривало бездействие в судебном порядке в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не вытекают из норм закона доводы апеллянта о том, что 17.12.2007 начальником Управления лесами Республики Адыгея было дано согласие на предоставление в аренду лесных участков в квартале 34 и квартале 37. Договор аренды земельных участков лесного фонда заключен не был, о чем общество "Кошехабльский комбинат нерудных материалов" не могло не знать.
Несостоятельны доводы заявителя о наличии у него права на участие в конкурсе по мотиву обращения ранее с заявлением о получении участка лесного фонда под разработку. Лицензия на право пользования недрами была выдана обществу с ограниченной ответственностью "Стройфарфор" в соответствии с Положением о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.08.2005 N 133. Заявитель же не представил доказательств того, что он обращался за получением лицензии, приложив необходимые документы.
Поскольку обращения за получением лицензии на право пользования участками недр заявитель не доказал, оснований для проведения аукциона или конкурса, предусмотренных пунктом 6 и 9 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.08.2005 N 133, не имелось.
Последующая подача заявления после принятия распоряжения Правительства Республики Адыгея, как утверждает заявитель, не доказавший бесспорно подачи заявления, правового значения не имеет.
Не могут быть применены в данном деле и положения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.06.2006 N 173-ФЗ "О защите конкуренции" об обязательности заключения договора аренды государственного (муниципального) имущества на торгах, поскольку в силу части 2 той же статьи указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Арбитражный суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую квалификацию.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционный суд не установил. Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10 августа 2011 года по делу А01-214/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-214/2011
Истец: ЗАО "Кошехабльский комбинат нерудных материалов"
Ответчик: Кабинет Министров Республики Адыгея, ООО "Стройресурс", Управление лесами Республики Адыгея, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея
Третье лицо: Управление лесами Республики Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6803/12
18.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6803/12
01.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8399/11
24.10.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10929/11